Найти в Дзене
АВВА ГҎАДҀКІЍ

Почему в немецких колониях никогда не бывало краж лошадей

Первые массовые немецкие поселения в России возникли в XVIII веке, словно грибы после дождя, благодаря Екатерининым манифестам, которые предоставляли российским немцам-колонистам заманчивые преимущества: самоуправление немецкой колонии, наделение семей землёй, свободу вероисповедания, освобождение от призыва в армию и прочие привилегии. Настроение и образ жизни русских немцев в те годы складывался из сочетания строгих правил самоуправления и аккуратной хозяйственной дисциплины. В условиях расширения колоний и активной миграции они учились обходиться без сильной государственной опеки, опираясь на внутренние правила общины и традиционные ценности.
Это способствовало созданию устойчивых сельскохозяйственных хозяйств, и сохранению культурной немецкой идентичности. В рамках манифестов Екатерины II колонистам предоставлялись не только юридические привилегии, но и возможность развивать ремесла, торговлю и земледелие. Часто немецкие колонии становились образцовыми по уровню организованности:

Первые массовые немецкие поселения в России возникли в XVIII веке, словно грибы после дождя, благодаря Екатерининым манифестам, которые предоставляли российским немцам-колонистам заманчивые преимущества: самоуправление немецкой колонии, наделение семей землёй, свободу вероисповедания, освобождение от призыва в армию и прочие привилегии.

Немецкие семьи на отдыхе
Немецкие семьи на отдыхе

Настроение и образ жизни русских немцев в те годы складывался из сочетания строгих правил самоуправления и аккуратной хозяйственной дисциплины. В условиях расширения колоний и активной миграции они учились обходиться без сильной государственной опеки, опираясь на внутренние правила общины и традиционные ценности.
Это способствовало созданию устойчивых сельскохозяйственных хозяйств, и сохранению культурной немецкой идентичности.

В рамках манифестов Екатерины II колонистам предоставлялись не только юридические привилегии, но и возможность развивать ремесла, торговлю и земледелие. Часто немецкие колонии становились образцовыми по уровню организованности: домовладения располагались вдоль улиц, строились церкви и школы, вводились правила по охране порядка и взаимопомощи.
Такая структурированность, наряду с удалённой и отдельной хозяйственной зоной, могла снижать случаи конфликтов и злоупотреблений, включая кражи лошадей, поскольку общины имели собственные механизмы надзора и взаимной ответственности.

Российская империя. Немецкие колонисты в Старой Сарепте во время отдыха на реке Сарпа.
Российская империя. Немецкие колонисты в Старой Сарепте во время отдыха на реке Сарпа.

В таких структурированных условиях, в немецких колониях у российских немцев не наблюдалось пропаж лошадей, а конокрады обходили их поселения стороной.

Отрывок из воспоминаний сыщика Виталия Фон Ланге «Преступный мир: Воспоминания сыщика» приоткроет секрет нрава дореволюционной Российской империи:

Конокрады почти все, за редким исключением, разбойники и даже убийцы. Уезжая на преступления, они вооружаются, взяв с собою револьвер, ножи, топор и лом «хомка», некоторые имеют с собою веревочные арканы для ловли лошадей в поле.
Ломик употребляется для взлома запоров и замков как конюшен, так равно замков на путах лошадей. Задержание конокрада сопряжено с большим риском для жизни; в редких случаях они сдаются без сопротивлений; при преследовании отстреливаются и часто довольно удачно.
Всё потому, что немцы-колонисты, устраивали над конокрадами самосуды, избивая до полусмерти. Немцы весьма редко выпустят конокрада живым, они его убивают и тут же закапывают в землю. Конокрад исчезает бесследно.

Немец никогда не выдаст своих коллег, убивших конокрада. Вот почему в колониях, населенных немцами, почти никогда не бывает краж лошадей, и конокрады, зная о нахождении в известном месте немецкой колонии, объезжают таковую, оставляя ее в нескольких верстах от себя.
Российская империя. Немецкая колония Стрельна
Российская империя. Немецкая колония Стрельна

Знаменитый мастер сыска Виталий Фон Ланге обладавший богатым багажом расследований в Одесской и Харьковской губерниях Российской империи, оставил сквозь века памятный след в книге «Преступный мир: Воспоминания сыщика» для исследования о нравах и криминальном мире царской России.

Негативное отношение к конокрадам сформировалось не только среди немецких крестьян в немецких колониях той далекой эпохи, но и среди обычных русских крестьян проживающих в сельской местности, поскольку в то время лошадь играла наиважнейшую роль в сельскохозяйственной местности так, как лошадь прежде всего выполняла роль кормильца семьи.

Спасибо за чтение. Всем мира и добра.