Недавно проект Минпромторга об увеличении утилизационного сбора на автомобили побил исторический антирекорд – на портале общественного обсуждения он собрал более 120 тысяч отрицательных голосов. Такого всплеска негатива в истории площадки еще не было.
Может ли столь массовое несогласие заставить власти отозвать или пересмотреть инициативу? Давайте разберемся, какие аргументы приводят критики, как проходит обсуждение и каковы шансы, что скандальный проект отменят или доработают.
Что предложено и почему все негодуют
Суть нового проекта – дополнительное повышение утильсбора с 1 ноября 2025 года для мощных автомобилей. Льготная (пониженная) ставка сбора сохранится только для машин с мощностью двигателя до 160 л. с. (для электромобилей – до 80 л. с.). За более мощные авто придется платить в разы больше – по полной коммерческой шкале.
Минпромторг предлагает уравнять тарифы для частных лиц и компаний при ввозе таких машин, фактически ликвидировав последнюю льготу для физлиц. Иными словами, теперь при индивидуальном импорте мощных автомобилей сбор будет таким же, как для дилеров, что делает частный ввоз дорогих машин бессмысленным.
Критики предупреждают о нескольких последствиях:
- Рост цен на автомобили
Новые ставки утильсбора неминуемо отразятся на кошельке покупателей. Уже сейчас некоторые дилеры приостановили заказы на импорт, ожидая подорожания машин. По расчетам аналитиков, как минимум половина ввезенных иномарок заметно прибавит в цене – речь может идти о сотнях тысяч рублей сверху для популярных моделей. - Удар по импорту и выбору
Закручивание гаек для частного ввоза сократит предложение на рынке. Импортёры опасаются, что нововведение окончательно обрушит и без того скромные объемы ввоза иностранных авто в РФ. - “Просто пополнение бюджета”
Многие автолюбители не верят в благие цели сбора. Изначально задуманный как плата за будущую утилизацию старых машин, на деле утильсбор давно превратился в инструмент фискальной политики. Он регулярно повышается и приносит доход, не имея прямого отношения к реальной утилизации автомобилей, отмечают комментаторы. Недаром в народе его воспринимают как еще один налог, призванный заполнить бюджет, а не экологическую меру.
Отметим, что утильсбор и без того поднимают почти каждый год, причём суммы растут в разы. Для примера, ставка для популярных иностранных моделей (конкурентов Lada) увеличилась с ₽178 тыс. в начале 2023 года до ₽667 тыс. сейчас, и далее до ₽800 тыс. с нового года..
Без негатива: есть ли шансы отозвать проект?
Проект постановления был вынесен на общественное обсуждение на федеральном портале нормативных актов (Regulation.gov.ru) в сентябре и официально принимал отзывы до 3 октября. Голосовать могли все желающие граждане РФ через аккаунт Госуслуг.
Итоги оказались беспрецедентными: по завершении обсуждения документ получил более 120 тысяч голосов «против» при считанных сотнях голосов «за».
Что происходит дальше? Формально, после сбора мнений профильное ведомство готовит отчет — заключение об оценке регулирующего воздействия, которое учитывает замечания и анализирует последствия нововведения. Затем проект вместе с результатами обсуждения направляется в правительство РФ, где и будет принято окончательное решение.
Важно понимать: даже рекордное число дизлайков не обязывает автоматически отклонить документ. Юристы отмечают, что в законодательстве нет порога голосов, при котором проект постановления должен быть снят с рассмотрения.
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) действительно проводится, и при явно отрицательном заключении правительство обязано обратить на это внимание. Однако количество лайков/дизлайков напрямую в ОРВ не учитывается.
«Есть оценка регулирующего воздействия, если она отрицательная, правительство обязано принять это к сведению, а уж какие выводы оно сделает, это уже прерогатива правительства. Оно обязано учитывать мнения при общественном обсуждении, но другой вопрос, как оно на это отреагирует. Но оценка регулирующего воздействия — это отдельная процедура, а лайки и дизлайки — это больше чтобы народ выпустил пар», — цитирует 74.ru депутата Госдумы Валерия Гартунга.
Таким образом, сам по себе рекордный негатив – это скорее сигнал обществнного настроения, но не прямой “стоп-кран” для проекта.
Тем не менее, общественный резонанс не проходит бесследно. Волна негодования становится политическим фактором: её обсуждают в медиа, на неё реагируют депутаты. В истории уже были случаи, когда громкое общественное неприятие заставляло откладывать непопулярные решения. Например, уже несколько лет откладывается принятие нового КоАП – во многом из-за негативной реакции общества (хотя на портале у того проекта было лишь ~2,5 тыс. дизлайков).
Так сможет ли власть проигнорировать 100–тысячный “красный сигнал”? Эксперты полагают, что формально может, но политические риски от такого шага высоки. Далее рассмотрим аргументы за и против отзыва инициативы и оценим вероятные сценарии.
Шансы на отзыв или доработку: аргументы и сценарии
Утильсбор задумывался как способ защитить отечественный автопром (например, АВТОВАЗ) от импортных конкурентов, но люди, кажется, устали от его перманентного роста.
С одной стороны, беспрецедентный общественный резонанс вокруг этой темы давит на власти. Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков прямо заявил, что 100 тысяч отрицательных отзывов – весомый повод отправить документ на доработку.
Критически высказались и законодатели: ряд депутатов уже пообещали поднять вопрос в Госдуме и потребовать обоснований. Оппоненты указывают, что население откровенно высказывает усталость от постоянных поборов, и игнорировать эту усталость опасно.
Иногда власти все же прислушиваются к громкому негодованию: достаточно вспомнить, как в 2021 году научное сообщество массово «заминусовало» скандальный проект об просветительской деятельности (25 тыс. дизлайков) – и его рассмотрение приостановили. Здесь же масштаб негатива в разы больше.
С другой стороны, есть и серьезные факторы против отмены:
- Во-первых, как мы выяснили, формально чиновники не связаны результатами голосования и могут продвигать проект далее.
- Во-вторых, у государства банально есть финансово-промышленные причины довести дело до конца. Утильсбор – заметная статья пополнения бюджета и поддержка автопрома.
- В-третьих, инициативу лоббирует автоиндустрия: поправки внесены по просьбе Объединения автопроизводителей России. Многие отечественные игроки рынка поддерживают повышение.
И наконец, отмена или отсрочка повышения – потенциальная потеря доходов казны. В 2026 году утильсбор должен принести бюджету примерно в 1,5 раза больше средств, чем сейчас, и в условиях дефицита любая статья дохода важна. Все эти аргументы означают, что правительство может быть не готово отступать, несмотря на народное негодование.
Возможные сценарии развития событий
- Полный отзыв проекта
Власти прислушиваются к общестенному мнению и просто отменяют внеплановое повышение утильсбора. Документ снимается с рассмотрения (либо «теряется» в недрах ведомств). Такой исход удовлетворил бы автолюбителей, но маловероятен без серьёзного давления, ведь нужно чем-то восполнить выпадающие доходы. Тем не менее, прецеденты отзыва непопулярных инициатив есть. - Возврат на доработку
Наиболее реальный компромисс – отправить проект на корректировку. В этом случае Минпромторг может смягчить положения: скажем, сохранить льготный порог до 180–200 л. с., отложить дату вступления, добавить исключения для отдельных категорий. Фактически проект не похоронят, но отложат и переработают, учитывая часть замечаний. Forbes со ссылкой на источники отмечал, что достижение планки в 100 тыс. голосов против значительно повышает шансы именно на такой сценарий – возвращение инициативы на доработку. - Отклонение изменений (сохранение статус-кво)
Правительство может формально отклонить предложенные поправки, оставив действующие ставки без внепланового повышения. По сути, это то же, что отмена проекта, но с упором на то, что ежегодная индексация по плану 1 января всё равно случится. Такой вариант позволил бы чиновникам не идти на принцип в споре с общественностью, но и не отказываться от политики постепенного повышения утильсбора. Проект могут отклонить под предлогом негативной ОРВ либо иных замечаний, не признавая открыто, что причина – народное несогласие. - Принятие постановления как есть
Наконец, самый конфронтационный сценарий – утильсбор повысят согласно изначальному плану с 1 ноября, невзирая на недоволство. Формально процедура это допускает, ведь никакого “вето народа” в ней не предусмотрено. В этом случае негативные отзывы останутся лишь статистическим фактом, а автомобилисты ощутят подорожание (особенно по мощным и импортным моделям) уже к концу года.
Какой из сценариев реализуется, пока не ясно. Сейчас профильные органы готовят заключение по итогам обсуждений и оценке воздействия, после чего слово за правительством.
Не исключено, что власти займут выжидательную позицию и отложат решение, стараясь успокоить резонанс. Например, могут до конца года «держать паузу», а затем вернуться к вопросу, во время новогодних праздников. С другой стороны, вполне возможно, что скандальный проект тихо исчезнет из планов – по крайней мере на время.
Итог: услышат ли “голос дизлайков”?
Рекордное число негативных откликов на инициативу Минпромторга наглядно показало, насколько чувствительна тема утильсбора для людей. Однако формально «дизлайки» – это лишь барометр настроений, а не прямая директива для руководства. Власти не обязаны отменять проект, даже видя тотальное непринятие. Таким образом, рекорд народного негодования еще не гарантирует, что сомнительное решение не пройдет.
Что можно сказать точно: история с утильсбором получила огромный резонанс, и игнорировать его будет трудно. Мы вместе с вами будем следить за развитием событий.
А как считаете вы? Ставили «против» на портале? Оставляли комментарий?
🚀Чтобы поддержать проект, подписывайтесь на нас в Дзене и Telegram.