Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам требует надежного и эффективного оборудования. Оно обеспечивает непрерывное движение жидкости на большие расстояния и преодоление значительных перепадов давления. Центральную роль в этом процессе играет магистральная насосная станция (МНС) — основной узел на нефтеперекачивающей станции (НПС).
Магистральная насосная станция оснащена центробежными магистральными насосными агрегатами (МНА), которые обеспечивают перекачку нефти по трубопроводу. Каждый МНА состоит из двух важных компонентов:
1. Привод, создающий вращение рабочего вала — обычно мощного электродвигателя;
2. Центробежный нагнетатель с рабочим колесом, оснащенным профильными лопатками, направляющими поток нефти от зоны низкого давления к зоне высокого и создающими необходимый перепад.
Производительность агрегата определяется объемом перекачиваемой жидкости за единицу времени. Насос работает на основе центробежной силы, перемещающей нефть от центра рабочего колеса к его периферии, создавая необходимое давление. Для вращения рабочего колеса требуется значительная внешняя энергия, поставляемая электродвигателем или газовой турбиной.
В трубопроводном транспорте применяют три схемы компоновки МНА: последовательную, параллельную и комбинированную. В системе КТК предпочитают параллельную схему: каждый насос развивает полное давление, а расход распределяется между агрегатами.
Некоторые НПС оснащены подпорными насосными агрегатами (ПНА), поддерживающими минимальное давление на входе МНА и предотвращающими кавитацию — образование паровых пузырьков, опасных для рабочего колеса. ПНА подключают параллельно и размещают на начальных участках трубопровода или при приеме нефти от грузоотправителей.
Таким образом, совместная работа магистральных и подпорных насосных агрегатов обеспечивает надежность и эффективность магистрального нефтепровода.