Всего 200 человек - именно столько представителей коренного малочисленного народа сето проживает сейчас в России! Они бережно хранят свой язык и традиции, и до сих пор носят уникальные народные костюмы, главным украшением которых у женщин является гигантская фибула на груди. Побывав недавно в небольшом городке Печоры, мы узнали много интересного об этих людях. Раскрою вам некоторые их секреты, о которых вы вряд ли знали.
Кто такие сето и где они живут?
Свою родину сето называет «Сетомаа» - это территория Печорского района Псковской области и часть юго-восточной Эстонии. По одной из версий, сето - потомки эстонцев, переселившихся на земли Пскова, спасаясь от притеснений немецких феодалов. По другой же эта небольшая народность состоит из эстонских переселенцев конца XVI–XVIII веков, бывших в древности язычниками, но принявших православие благодаря миссионерам из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
После распада СССР в 90-е годы часть сето переехала жить в Эстонию. Сегодня в российской части их исторической родины «Сетомаа» сето проживает не более двух сотен человек. Несмотря на то, что большинство представителей сето - православные, они сохранили и свои древние верования. Например, продолжают поклоняться языческому богу Пеко, который отвечает за плодородие. В каждом доме сето имеется его фигурка.
Язык сето близок к вырускому диалекту южно-эстонского языка, который встречается в эстонском регионе Вырумаа, но сами представители этого малочисленного народа считают его самостоятельным. В 2009 году язык сето был включён в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения».
Звон серебра как песнь народ: какие древние традиции до сих пор сохраняют сето?
Я уже рассказывала вам о том, как во время нашего путешествия по Псковской области мы побывали в небольшом, но очень привлекательном городке - Печоры,
где как раз и живут представители народности сето. Несмотря на их малочисленность, в городе есть храм для этой этнической группы православных - Варваринская церковь,
а в местном краеведческом музее
представлена прекрасная экспозиция народных костюмов сето
и предметов их быта.
Побывав в этом музее, мы были впечатлены их интересной историей и традициями, а национальные костюмы сето нас просто потрясли!
С давних времен сето уделяли им много внимания и до сих пор женщины надевают по праздникам эти нарядные платья,
к которым обязательно прилагается пояс - ходить без него было не принято, именно отсюда и пошло выражение "что это ты распоясался...".
Обязательным элементом костюма были и серебряные украшения, символизирующие достаток в роду.
В традиционный женский костюм сето входят серьги с гравированным и чеканным орнаментом, цепочки, многорядные ожерелья с многочисленными шумящими подвесками, браслеты, серьги, перстни, а также огромная брошь-фибула - символ материнства и замужней женщины.
👉 Фибуле приписывались магические свойства: её использовали для повышения способности женщины к деторождению, аа также считалось, что она способствует плодородию растений и домашних животных, защищает от болезней и дурного глаза. Считалось, что звон серебра, из которого изготавливали фибулу, отпугивает нечистую силу.
👉 Размер фибулы диктовался не только ростом женщины, но и уровнем благосостояния семьи: чем больше украшение, тем оно было дороже, значит, в семье присутствовал достаток.
👉 Вес фибулы мог доходить до 6 килограммов!
Многочисленные серебряные украшения в сочетании с сарафаном, льняной рубахой, украшенной красными или пурпурными вставкам орнамента поражают своей красотой и богатством и придают национальному костюму сето особенный колорит. Когда женщины-сето собираются на праздник, вокруг их компании слышен мелодичный звон украшений. Представители этой малочисленной народности говорят:
«Нашу женщину сначала слышно, а потом видно, и звон ее украшений звучит словно песня всего народа сето»
Серебряные украшения в каждой семье сето передаются из поколения в поколение и сопровождают каждую женщину от рождения до смерти. Сохранились и обряды, связанные с ними:
В ночь перед Рождеством незамужние девушки кладут свои украшения под подушку. Наутро серебро складывают в таз, наливают воду и умываются, чтобы лицо было чистое и красивое.
А еще сето - очень музыкальный народ. Песни сопровождают их по жизни всегда и везде. Их поют не только по праздникам, но и просто сопровождая ими свою работу по дому или в огороде. Причем часто песни сочиняются прямо на ходу, рассказывая о внутреннем мире и переживаниях поющего.
Запевалами же на праздниках выступают обладательницы «серебряных» голосов. Таких женщин называют «матерями песни». Им приходится учить тысячи стихов и уметь отлично импровизировать. «Матерь песни» поет сначала заученную песню, а потом выдает новую в зависимости от происходящих событий. Пение может быть и хоровым, причем в процессе вокалистка солирует, а после нее вступает хор. Голоса в хоре распределяются на верхние и нижние: первые отличаются звонкостью и называются килло, а вторые - более протяжные - торро. Такое песнопения называются лело - это не просто народное творчество, а настоящий язык выражения эмоций народа сето.
Королевство сето: как выбирают короля
Главный праздник народа сето - день Успения Пресвятой Богородицы - отмечается 28 августа. В этот день в Печорах проходит Международный этнокультурный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи», где вместе с мелодией национальных песен сету звучит и звон их серебряных украшений.
А еще каждое лето эта малочисленная народность нашей страны отмечает «День королевства сето», который начинается с конкурса по приготовлению сыров и пива, а также с состязаний лучших танцоров, певцов и пастухов. Ну, а в кульминации праздника проходят выборы короля сето.
Согласно легенде, король сето Пеко скрывается в пещерах Псково-Печорского монастыря и не может править королевством. Поэтому народ назначает его наместника.
Выбирают короля из тех людей, кого больше всего любят и уважают: перед каждым кандидатом выстраивается очередь из его сторонников. Побеждает тот, чей ряд окажется длиннее.
Вот такая маленькая, но интересная народность живет в нашей стране. А вы раньше слышали о сето?