Найти в Дзене
Упрямый рок

Buena Vista Social Club: это не сон

Долгое время я считал, что на Кубе хорошей музыки нет. Но когда появился Buena Vista Social Club, я понял, что ошибался. Их одноименный альбом, вышедший в 1997 году, великолепен: яркий, с интересными аранжировками, сделанный профессионально и со вкусом. Красивая, стильная латино-кубинская музыка, и никаких «ай-яй-яй компания». Позже выяснилось, что это проект Рая Кудера — американского гитариста и композитора, автора музыки к культовому фильму «Перекресток». Сразу стало ясно, откуда такой мастерский подход и отличное звучание. Кудер смог собрать исполнителей «с дореволюционным стажем», т. е. прославившихся еще до прихода Кастро, и направить их в нужное русло. Большинству из них было глубоко за 70, но пороху, как оказалось, еще хватало. В первом составе Buena Vista Social Club отметились выдающиеся артисты — Элиадес Очоа, Омара Портуондо, Ибраим Феррер. По мере их ухода на покой в ансамбль входили новые музыканты. Когда в 2009 году BVSC выступали в Москве, из звезд там были трубач Гуахи
Buena Vista Social Club, 2009 г.
Buena Vista Social Club, 2009 г.

Долгое время я считал, что на Кубе хорошей музыки нет. Но когда появился Buena Vista Social Club, я понял, что ошибался. Их одноименный альбом, вышедший в 1997 году, великолепен: яркий, с интересными аранжировками, сделанный профессионально и со вкусом. Красивая, стильная латино-кубинская музыка, и никаких «ай-яй-яй компания».

Позже выяснилось, что это проект Рая Кудера — американского гитариста и композитора, автора музыки к культовому фильму «Перекресток». Сразу стало ясно, откуда такой мастерский подход и отличное звучание. Кудер смог собрать исполнителей «с дореволюционным стажем», т. е. прославившихся еще до прихода Кастро, и направить их в нужное русло. Большинству из них было глубоко за 70, но пороху, как оказалось, еще хватало.

В первом составе Buena Vista Social Club отметились выдающиеся артисты — Элиадес Очоа, Омара Портуондо, Ибраим Феррер. По мере их ухода на покой в ансамбль входили новые музыканты. Когда в 2009 году BVSC выступали в Москве, из звезд там были трубач Гуахиро Мирабаль и лаудист Барбарито Торрес.

Трубач Гуахиро Мирабаль во время концерта Buena Vista Social Club. Сад «Эрмитаж», 18 июля 2009 г.
Трубач Гуахиро Мирабаль во время концерта Buena Vista Social Club. Сад «Эрмитаж», 18 июля 2009 г.
Барбарито Торрес, 2009 г.
Барбарито Торрес, 2009 г.

Лауд — двенадцатиструнный испанский инструмент, нечто среднее между гитарой и лютней. Его сдвоенные струны обеспечивают характерный звонкий, весомый звук. Кстати, использовать лауд любит гитарист Yes Стив Хау — например, песню Your Move он играет на нем. Барбарито владеет лаудом так, будто с ним родился — виртуозно, легко, органично. Он одинаково свободно и импровизирует, и подкладывает гармонию, и ведет опорные партии. При этом он еще и прикольщик. Хендрикс, как известно, выпендривался игрой на гитаре за головой, у Торреса коронный прием — игра за спиной, и в саду «Эрмитаж» он его продемонстрировал под нескрываемый восторг публики.

Барбарито Торрес и его фирменный прием — игра за спиной.
Барбарито Торрес и его фирменный прием — игра за спиной.

BVSC базируется на традиционных танцах сон, гуахира и мамбо. Сон — кубинский стиль, возникший от слияния с жесткими африканскими ритмами. Но танцевать под эту музыку не получится, ее можно только слушать. Слишком выражен этно-джазовый подход, ритм варьируется, аранжировки совсем не прямолинейные. Импровизаций немного, но их заменяют сольные инструментальные вставки, великолепно исполненные.

Хесус Агуахе Рамос отлично пел и не менее убедительно играл на тромбоне.
Хесус Агуахе Рамос отлично пел и не менее убедительно играл на тромбоне.

После концерта я шел со стойким желанием переслушать записи и Buena Vista Social Club, и его участников по отдельности, особенно Торреса. А то я уж думал, что пошлый Рики Мартин навсегда отобьет охоту к латиноамериканской музыке.

Buena Vista Social Club, 2009 г.
Buena Vista Social Club, 2009 г.