Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

В 2025 году исполняется 100 лет со дня рождения режиссера "Алешкиной любви" Георгия Щукина (1925-1983)

Алёшкина любовь. СССР, 1961. Режиссеры Семён Туманов и Георгий Щукин. Сценарист Будимир Метальников. Актеры: Леонид Быков, Александра Завьялова, Алексей Грибов, Юрий Белов, Иван Савкин, Владимир Гуляев, Иван Рыжов и др. 23,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер Семён Туманов (1921–1973) поставил 7 фильмов, четыре из которых («Ко мне, Мухтар!», «Алёшкина любовь», «Николай Бауман» и «Любовь Серафима Фролова») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. Режиссер Георгий Щукин (1925–1983) тоже поставил 7 фильмов, два из которых («Алёшкина любовь» и «Сто грамм» для храбрости») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. Главной удачей мелодрамы «Алёшкина любовь» стала главная роль, сыгранная Леонидом Быковым (1928–1979). Как верно писала Татьяна Иванова, «странный и молчаливый паренек, приставший к геологической партии, каждый вечер отправлялся в длинную дорогу, за много километров, к будке путевого обходчика, чтобы увидеть полюбившуюся ему девушку. Приходил. Г
Георгий Щукин
Георгий Щукин
-2

Алёшкина любовь. СССР, 1961. Режиссеры Семён Туманов и Георгий Щукин. Сценарист Будимир Метальников. Актеры: Леонид Быков, Александра Завьялова, Алексей Грибов, Юрий Белов, Иван Савкин, Владимир Гуляев, Иван Рыжов и др. 23,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Семён Туманов (1921–1973) поставил 7 фильмов, четыре из которых («Ко мне, Мухтар!», «Алёшкина любовь», «Николай Бауман» и «Любовь Серафима Фролова») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Георгий Щукин (1925–1983) тоже поставил 7 фильмов, два из которых («Алёшкина любовь» и «Сто грамм» для храбрости») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Главной удачей мелодрамы «Алёшкина любовь» стала главная роль, сыгранная Леонидом Быковым (1928–1979).

Как верно писала Татьяна Иванова, «странный и молчаливый паренек, приставший к геологической партии, каждый вечер отправлялся в длинную дорогу, за много километров, к будке путевого обходчика, чтобы увидеть полюбившуюся ему девушку. Приходил. Говорил «здравствуйте» или «добрый вечер». Смотрел на нее. И, посмотрев, уходил обратно, с тем, чтобы только перед рассветом добраться домой, на геологическую стоянку. И чтобы назавтра повторить все сызнова. Отработав после бессонной ночи лютый рабочий день в песках, умыться солоноватой водой из ржавого ведра и под многозначительными переглядываниями геологов снова отправиться в путь, считать версты, чтобы взглянуть на равнодушную к нему красавицу. В лихости, в бывалости, в напоре этот Алеша явно уступал любому из окружающих. Казался неоперившимся, почти «гадким утенком» среди обросших мужественными бородами, видавших виды приятелей. Но все их подшучивания, подсмеивания, подначивания, казалось, не производили на Алешу никакого впечатления. Он был защищен от этого глубиной и серьезностью своей любви. Влюбленный без надежды, ставший почти комическим персонажем в глазах товарищей, он нес свою незадачливость с редким человеческим достоинством и благородством. Не ради того, чтобы такой ценой заслужить одобрение окружающих. Не из боязни показаться смешным. Не из в общем–то понятного человеческого желания выглядеть более везучим и удачливым, чем ты есть. Он был органически неспособен к фальши, к душевной дешевке. Вот в этом и была его сила — в том, что не страшился казаться и быть таким, каков есть, не рядился в чужие одежды» (Иванова, 1974: 31).

«Алёшкина любовь» и сегодня – один из зрительских фаворитов:

«Повесть о настоящей любви. Нежности, преданности, чувстве человеческого достоинства, уважения к женщине. Быков и не мог сыграть другого человека. Все это было его» (Ирина).

«Очень люблю этот искренний и трогательный фильм о преданной и безоглядной любви, которая не может не вызвать ответное чувство. Фильм о добре и чистоте человеческих отношений. Не представляю никого в главной роли, кроме Леонида Быкова» (Настя).

«Эх, если бы сегодня могли снимать такие фильмы! Чистые, красивые, без грязи! «Алешкина любовь» - шедевр! А об игре Леонида Быкова хочу сказать отдельно, настолько она трогательная» (Маша).

Киновед Александр Федоров

-3

"Сто грамм" для храбрости. СССР, 1977. Режиссеры: Борис Бушмелёв, Анатолий Маркелов и Георгий Щукин. Сценаристы: Григорий Горин, Николай Пушков, Виктория Токарева. Актеры: Игорь Ясулович, Юрий Кузьменков, Юрий Белов, Рина Зелёная, Александр Пашутин, Михаил Светин, Владимир Басов, Валентина Титова, Николай Гринько, Александр Белявский, Борислав Брондуков, Татьяна Васильева, Эммануил Геллер, Анастасия Георгиевская, Нинель Мышкова, Светлана Старикова, Валентина Березуцкая, Виктор Сергачёв, Григорий Шпигель, Георгий Тусузов и др. 22,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Борис Бушмелёв (1937-2020) поставил 7 фильмов, в основном – развлекательных жанров, но только один из них («"Сто грамм" для храбрости») вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Анатолий Маркелов тоже поставил 7 фильмов (включая короткометражные), и тоже только один из них (про «Сто грамм») вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Георгий Щукин (1925–1983), как ни странно, поставил все те же 7 фильмов, но оказался удачливее двух своих упомянутых выше коллег: в тысячу самых популярных советских кинолент у него попали две работы («Алешкина любовь» и «"Сто грамм" для храбрости»).

Итак, состоящая из трех новелл антиалкогольная комедия «"Сто грамм" для храбрости» была тепло встречена зрителями 1970–х, но у сегодняшней аудитории восприятие во многом иное:

«Как можно такой примитив, такую халтуру серьёзно обсуждать? Ну и что с того, что подняты важные вопросы? Это ведь не собрание, а произведение искусства. А здесь произвели набор актерских штампов и нежизненных поступков карикатурных персонажей. … Сценарная линия … такая слабая, нежизненная и притянутая за уши, что мне было стыдно за артистов, когда я его смотрел. Примитивные, повторяющиеся шутки, штампованные фразы… Короче, бред» (Л. Жегленко).

«Лично мне этот фильм не понравился. Ненавижу пьянство (сколько я перевидал деградировавших и погибших от него людей!). Но вот посмотрел я этот "антиалкогольный" фильм, … так пропагандировать против алкоголя нельзя. Кто поверит, что практически непьющий человек вот так выпьет одну–две рюмки и становится немедленно пьяной скотиной? А вот рассмотрели бы атмосферу в рабочих общежитиях и рабочих районах, где уже в те относительно благополучные времена многие начинали керогазить ещё с раннего школьного возраста! Но – низзя, это ж пролетариат, передовой класс! А вот так глумиться над интеллигенцией – это всегда было – пожалуйста! Обратите внимание – персонажи Ясуловича, Светина и Гринько – интеллигенты, получается, что это от них всё зло (именно такое ощущение возникает после просмотра)» (Слава).

Киновед Александр Федоров