9 мая 2012-го. Джакарта. Блестящий Sukhoi Superjet 100 готовится ко второму демонстрационному вылету за день. Люди поднимаются на борт с улыбками - представители Sky Aviation, Batavia Air, журналисты, консультанты. Российский самолёт собирается покорить Азию, и атмосфера праздничная.
Через полчаса этот лайнер разобьётся о гору Салак. 45 человек - никто не выживет.
Знаете что самое жуткое? Самолёт был полностью исправен. Двигатели работали как часы. Автоматика кричала об опасности. Но пилоты её... выключили.
Полёт для галочки
Представьте: вы продаёте машину и устраиваете тест-драйв. Только вместо машины - новенький региональный лайнер, а вместо покупателя - целая делегация индонезийских авиакомпаний. Программа простая: взлетели из Halim Airport в 14:00, покружили над окрестностями, показали красоты из иллюминаторов, вернулись.
Экипаж - люди не абы какие. Командир Александр Яблонцев, 57 лет, бывший военный лётчик, космонавт программы "Буран", тест-пилот, который первым поднял SSJ-100 в небо в 2008-м. Рядом штурман Олег Швецов и второй пилот Александр Кочетков. За их плечами - тысячи часов налёта.
Погода, скажем так, не подарок. Облака цепляются за горы, видимость так себе. Но для короткого показательного полёта - сойдёт.
Круг смерти
В 14:26 из кабины поступает запрос: можно снизиться с 10 000 футов до 6000? Диспетчер: "Разрешаю". Логика понятна - чем ниже, тем лучше видно пейзажи через окна.
Шесть тысяч футов - это 1830 метров. А гора Салак рядом - 2211 метров. Разница высот 380 метров. В ясную погоду - можно успеть разглядеть опасность и занять более безопасный эшелон. В облаках - русская рулетка.
Через две минуты: "Запрашиваем орбиту вправо" - круговой манёвр. "Разрешаю".
Это последние слова, которые слышит диспетчер.
Самолёт уходит в облака и начинает разворот. Гора Салак где-то там, скрытая белой пеленой. А в кабине - разговоры с потенциальными покупателями. Мол, посмотрите на приборную панель, вот тут система такая-то, вот эргономика кабины...
И вдруг - TERRAIN AHEAD - PULL UP!
Компьютер орёт: "Земля впереди! Тяни вверх!" Пауза. Потом ещё жёстче: AVOID TERRAIN! - "Уклоняйся от столкновения!"
Когда машина умнее человека
Что бы сделали вы, услышав такое? Правильно - дёрнули штурвал на себя, газ на максимум, набор высоты. Без вопросов, без раздумий.
А экипаж Superjet... отключил предупреждения.
Всё просто: у них нет подробных карт местности. На экране гора где-то далеко. За окном - облака и ничего больше. Пилоты переглядываются: опять эта система глючит, как обычно на демонстрационных полётах при фигурах высшего пилотажа. Выключаем.
В кабине продолжается беседа о возможностях самолёта. Представитель Sky Aviation что-то спрашивает про системы. Командир отвечает.
Через несколько секунд - третий сигнал: GEAR NOT DOWN - "Шасси не выпущено!"
Это независимая система, она орёт, когда самолёт слишком низко, а колёса не готовы к посадке.
Только тут, наверное, в кабину пробивается холодок понимания. Что-то не так.
Яблонцев отключает автопилот. Тянет штурвал чуть на себя - нос вверх. Но это не экстренный манёвр. Это... попытка понять, что происходит.
Поздно.
Две секунды - и склон горы вырастает из облаков прямо перед лобовым стеклом. На высоте 1910 метров SSJ-100 врезается в джунгли Салака.
Вскрытие показало
Обломки нашли на следующий день, 10 мая. Самолёт разорвало на части, огонь довершил дело. Среди погибших - ведущие инженеры “Сухого”, создававшие этот лайнер. Они умерли на борту своего детища.
Расследование длилось месяцы. Финальный отчёт вышел в декабре 2012-го, и он просто убийственный:
Экипаж не знал рельефа. Карт нормальных не было, брифинга перед полётом - тоже.
Отключили систему безопасности, решив, что она барахлит. А EGPWS (система предупреждения о приближении к земле) работала идеально - засекла опасность меньше чем за полминуты до удара.
Болтали в кабине вместо того, чтобы следить за траекторией. Разговоры не по делу, демонстрация возможностей клиентам.
Диспетчер не заметил, что самолёт идёт слишком низко - радары Jakarta Halim не имели системы предупреждения о минимальной безопасной высоте.
Знаете, что самое горькое? У пилотов было почти полминуты после первого сигнала. Тридцать секунд - вечность в авиации. Резкий набор высоты, двигатели на форсаж, и они бы ушли. Живыми. Все 45.
Читайте еще:
Урок за 45 жизней
После этого в авиации появилось железное правило: EGPWS сработала - реагируй немедленно. Не думай, не оценивай, не гадай. Сначала уходи вверх, потом разбирайся.
Гора Салак до сих пор стоит на том же месте. Индонезийцы называют её "кладбище самолётов" - за десять лет до Superjet там разбились семь бортов. Быстро меняющаяся погода, турбулентность, облачность как завеса.
А история SSJ-100 могла бы быть совсем другой. Триумф на азиатском рынке, заказы, признание. Вместо этого - первая катастрофа со смертельным исходом, репутационный удар, от которого программа не оправилась до сих пор.
Всё решили 30 секунд и один выбор: поверить компьютеру или своим ощущениям.
Вопрос к вам: если бы вы были пилотом и система кричала об опасности, а за окном - только облака, вы бы выключили предупреждение? Или всё-таки дёрнули штурвал вверх?