Найти в Дзене
автоТОП

Плати, чтобы ехать: За что автопроизводители будут брать с вас абонентскую плату после покупки авто?

Введение: Эпоха «автомобиль как услуга» Помните время, когда, заплатив в салоне за автомобиль, вы становились его полноправным хозяином? Каждая кнопка на панели, каждая функция безраздельно принадлежали вам. Эта простая и понятная модель владения стремительно уходит в прошлое. На смену ей приходит новая, куда более сложная и неоднозначная парадигма — «автомобиль как услуга» (Car-as-a-Service). Суть её проста и, если вдуматься, пугающе гениальна: вы покупаете не столько железо, сколько доступ к его возможностям. И некоторые из этих возможностей, уже физически установленные в вашу машину на заводе, оказываются заблокированы программным кодом. Чтобы их разблокировать, производитель предлагает вам… оформить подписку. Это не сценарий из антиутопии, а уже общемировая практика, которая уверенно докатывается и до российского рынка. И если вы думаете, что это вас не коснется — готовьтесь, следующий автомобиль может преподнести сюрприз в виде ежемесячного счета за функции, которые раньше считал
Да-да скоро за воздух платить будем!
Да-да скоро за воздух платить будем!

Введение: Эпоха «автомобиль как услуга»

Помните время, когда, заплатив в салоне за автомобиль, вы становились его полноправным хозяином? Каждая кнопка на панели, каждая функция безраздельно принадлежали вам. Эта простая и понятная модель владения стремительно уходит в прошлое. На смену ей приходит новая, куда более сложная и неоднозначная парадигма — «автомобиль как услуга» (Car-as-a-Service).

Суть её проста и, если вдуматься, пугающе гениальна: вы покупаете не столько железо, сколько доступ к его возможностям. И некоторые из этих возможностей, уже физически установленные в вашу машину на заводе, оказываются заблокированы программным кодом. Чтобы их разблокировать, производитель предлагает вам… оформить подписку. Это не сценарий из антиутопии, а уже общемировая практика, которая уверенно докатывается и до российского рынка. И если вы думаете, что это вас не коснется — готовьтесь, следующий автомобиль может преподнести сюрприз в виде ежемесячного счета за функции, которые раньше считались базовыми.

Самые спорные примеры: От подогрева руля до мощности двигателя

Чтобы понять масштаб явления, достаточно посмотреть на самые громкие кейсы, которые уже вызвали шквал негодования среди автомобилистов по всему миру.

· BMW и платный подогрев руля и сидений. Немецкий премиум-бренд стал в некотором роде «пионером» этого движения, предложив в ряде регионов подписку на функцию подогрева передних сидений и руля. Аппаратная часть уже установлена в каждый автомобиль, но чтобы зимним утром насладиться теплом, владельцу предлагалось оплатить доступ на месяц, год или три года. Публикация вызвала такой волны негатива, что компании пришлось свернуть эксперимент, но осадок, как говорится, остался.

-2

· Tesla и плата за увеличение мощности. Американский электромобильный гигант пошел еще дальше. На некоторых моделях батарея и двигатель физически способны на большую мощность и запас хода, но искусственно ограничены программой. За дополнительные десятки километров пробега или сокращение времени разгона на секунды владелец должен единоразово заплатить несколько тысяч долларов. Фактически, ты покупаешь не новое «железо», а просто цифровой ключ, разблокирующий потенциал твоего же автомобиля.

-3

· Mercedes-Benz и подписка на «умный» круиз-контроль. Здесь речь идет о продвинутых функциях помощников вождения. Адаптивный круиз-контроль, умеющий самостоятельно перестраиваться и обгонять, может превратиться в обычный «темпомат» после окончания пробного периода. Чтобы вернуть себе «умные» функции, необходимо оформить подписку, которая обходится в сотни долларов в год.

-4

Это лишь верхушка айсберга. В ближайших планах производителей — монетизация всего: от более яркой подсветки салона и улучшенного звука аудиосистемы до индивидуальных режимов работы двигателя и даже повышенной производительности тормозов.

Аргументы «ЗА»: Взгляд со стороны производителей

«Зачем вы это делаете?» — этот вопрос журналисты и потребители регулярно задают топ-менеджерам автокомпаний. Их ответы, на первый взгляд, звучат вполне логично и даже заботливо.

1. Гибкость для пользователя. Производители утверждают, что это демократизирует доступ к технологиям. Зачем переплачивать за опцию «подогрев сидений» при покупке, если вы пользуетесь машиной в основном в городе и он вам нужен лишь несколько недель в году? Проще оплатить подписку на этот период. Или вы купили базовую версию, но через три года разбогатели и решили, что вам нужна функция автопарковки. Раньше пришлось бы продавать машину и покупать новую. Теперь — просто оплатили подписку в приложении.

2. Постоянное обновление и улучшение. Производители позиционируют это как «цифровые услуги». Ваши деньги идут не просто на разблокировку, а на постоянную доработку и улучшение софта. Вы платите за то, что ваш автомобиль со временем не устаревает, а, наоборот, становится умнее и функциональнее благодаря регулярным обновлениям «по воздуху».

3. Новая бизнес-модель. Это самый честный аргумент. Продажа машин — высококонкурентный бизнес с не самой большой маржинальной прибылью. А вот регулярные подписки — это мечта любого акционера: стабильный, предсказуемый денежный поток, который длится годами после единственной продажи. Это рынок с триллионным потенциалом, и автопроизводители не хотят его упустить.

Аргументы «ПРОТИВ»: Голос возмущенного владельца

Однако у владельцев, которые вдруг обнаруживают, что их машина требует абонентскую плату, своя, не менее убедительная правда.

1. «Я уже заплатил за железо!» — это главный и самый эмоциональный аргумент. Микросхемы, датчики, нагревательные элементы — всё это физически присутствует в автомобиле. Его стоимость уже заложена в цену машины, которую вы заплатили. Получается, вас заставляют платить дважды: сначала за hardware, а потом за software, который его включает. Многие сравнивают это с покупкой квартиры с уже встроенным холодильником, за пользование которым управляющая компания будет брать ежемесячную плату.

2. Опасность тотального контроля и шантажа. Страшный сон любого автовладельца — это ситуация, когда производитель в любой момент может отключить критически важные функции вашего автомобиля за неуплату. Не внес абонентскую плату за какую-нибудь систему стабилизации — и она перестала работать. Или, что еще хуже, компания может одним обновлением заблокировать машину за нарушение каких-то правил. Мы добровольно отдаем производителям невиданный ранее уровень контроля над своим имуществом.

3. Сложность и неочевидность. Покупая автомобиль, рядовой потребитель не всегда понимает, какие функции в будущем могут стать платными. Мелкий шрифт в договоре купли-продажи легко пропустить. В результате человек ощущает себя обманутым, когда через год после покупки любимая и уже привычная функция вдруг перестает работать, требуя пополнения счета.

Будущее: Что ждет нас через 5 лет в новой реальности подписок?

Тенденция очевидна, и ее не остановить. Через 5 лет модель подписок станет абсолютно mainstream. Но к чему это приведет?

· Расслоение на «бюджетное железо» и «премиум-функции». Базовая версия автомобиля станет предельно дешевой и урезанной. Все, что делает поездку комфортной и безопасной — от климат-контроля до систем помощи — будет активироваться за дополнительную плату. Фраза «у меня в машине есть это» сменится на «я активировал на этот месяц вот эту опцию».

· Война за права владельца. Начнут появляться независимые сервисы, которые будут предлагать неофициальные прошивки, «взламывающие» платные функции. Это выльется в юридические баталии между производителями и такими «пиратами», аналогичные войне между Apple и джейлбрейкерами.

· Изменение самой сути владения. Автомобиль окончательно перестанет быть вещью, которой вы безраздельно владеете. Он станет платформой, арендованной у производителя, где вы лишь арендатор с ограниченными правами. С одной стороны, это дает невиданную гибкость, с другой — лишает нас чувства полной собственности.

Вывод:

Подходить к покупке нового автомобиля сейчас нужно с холодной головой и внимательным чтением договора. Паника — плохой советчик. Нужно понимать, что это объективный мировой тренд, и его не избежать. Стратегия умного потребителя проста: перед покупкой изучить не только технические характеристики, но и политику производителя относительно подписок. Какие функции могут стать платными в будущем? На какой срок дается пробный период? Будет ли машина хоть как-то функциональна без этих подписок?

Вместо того чтобы возмущаться, стоит принять новые правила и научиться в них жить. Мир, где за все нужно платить регулярно, а не один раз, уже наступает. И ваш следующий автомобиль, скорее всего, будет не просто средством передвижения, а ежемесячной статьей расходов в вашем бюджете. Главное — осознанно решить, готовы ли вы за это платить.