– Андрей, куда глядишь? Ты не на Марину смотреть должен, а на одноклассницу, в которую влюблён!
Желваки играют на скулах раздосадованного режиссёра: долго отбирали подростков, выстраивали класс, и вот этот, один из основных персонажей: Андрей, – и по жизни, и по роли, влюблённо глядит на актрису, играющую нестандартную учительницу; учительницу, которой десятиклассники доверяют больше, нежели родителям, словно объединённые ею, её методами в своеобразный космос.
Обаятелен: улыбается:
– Простите, отвлёкся…
В общем – неожиданный излом жизни, из которой черпается кино: парня явно влечёт молодая, но шибко известная актриса, исполняющая учительницу: по сюжету и жизни старше ребят лет на семь, а он, Андрей, мажор по судьбе: папа – шишка в отечественной экономике, однако парень не пользовался никаким блатом, сам прошёл все отборочные варианты, оказался из лучших.
Высок.
Достаточно красив – прямые чёрные волосы, графически чётко очерченный подбородок, бараньи глаза…
Сцена на даче одного из ребят…
Снежные вихры, виртуозная декабрьская скань, синеватая кипень предновогодней роскоши.
Лёгкие лыжи, разговор учительницы с девчонкой: одной из самых близких для неё…
Потом – съёмки дачные, под пылающий камин, куда подкладывают чёрные, сразу становящиеся золотистыми дрова, под танцы, кружащие девчонок, под диалоги с учительницей – обо всём…
– Марина Максимовна, вы считаете, что литература так важна?
– А как ж, Андрей? Не записанного не существует. И потом – литература – это же самосознание народа.
– Мне естественные вещи нужнее.
– Ну да, ты ориентирован не на гуманитарную сферу…
Это Союз, он незыблем, он диктует свои правила, их нарушать…сложно.
Чревато.
Странная комбинация: Марина – и в жизни Марина, Андрей в жизни – Андрей.
Он подходит к ней на площадке:
– Марина…
– Что, Андрюш?
– Давайте в кафе сходим?
Съёмочный день завершён, грим смыт, завтра опять играть, играть…
– Ой, не смеши, Андрюш, ухаживать что ли пробуешь…
Он – вроде бы уверенно играющий, хоть и в первый раз, чувствует, что краснеет, и взор опускается невольно…
– А почему бы и нет?
– Мальчик, перестань, у меня ещё дела…
Майданников подкатывает к нему – по сюжету фамилия такова, в жизни – Сашка…
– Ты чё, Андрюх, втюрился в нашу приму что ль?
– Да ладно, отстань!
– Опасное дело! Кто она – и кто мы?
– Я в актёры пойду, видишь – складывается всё. Не меньше её известным стану…
Мелькнув златом волос, спускающихся до талии, она, любимая училка, исчезает…
***
Следующий день играется-снимается шаровой конфликт, связанный с родительским напряжением – мол, учительница важнее родителей им становится.
В принципе – сами виноваты.
Но играть надо в полную силу: хотя непонятно, что пронизывает фильм – чистота? стерильность?
Избыток идеологии убран – в пользу постоянно вращающихся поисков – себя, смысла, основы судьбы, и конфликт, вполне реальный, всё же отдаёт дистилляцией воды.
Всё же…
Снова Марина.
Андрей глядит на неё, хотя должен на Ленку – длинноволосую одноклассницу, у которой тоже прочитывается актёрская судьба.
Режиссёр орёт опять…
Мать девчонки, на чей магнитофон были записаны слишком вольные разговоры, бушует, волосы огненно вспыхивают, жестикуляция яростна, будто рвёт воздух…
Майданников, всегда готовый влезть в драку, рано повзрослевший, резок будет с матерью девчонки, в которую влюблён.
***
– Андрей, перестань ТАК пялится на меня!
– Как так?
– Так, как ты!
Она снова исчезает со съёмочной площадки – легка и изящна, с чётко очерченной, такой манящей грудью…
***
– Он должен тебя пригласить танцевать – на школьном вечере.
– В сценарии не было этого! – отвечает Марина, откидывая чёлку с чистого лба.
– Не было, и что? Импровиз… Так колоритней будет…
Андрей, понимая, что сейчас умрёт, приглашает Марину, и, прижимая её к себе, чувствует, как тело становится нереальным…
– Не будет ничего. Между нами ничего невозможно.
Она резко говорит: не по фильму.
Камера работает.
Который дубль будут кружиться в танце?
Майданников спокойно танцует со своей Юлькой, не испытывая к девчонке ничего, но справляется с ролью неплохо.
***
Какие зигзаги молний рассекали сознание семнадцатилетнего парня, влюбившегося в двадцатичетырёхлетнюю училку, которая была известной актрисой?
Даже очень, и юноше ей не нужен, не нужен…
Какие?
Что плескалось в мозгу, отражаясь в сердце, или наоборот…
***
Фильм вышел.
Он имел успех, получал призы.
Посмертная записки Андрея брызгала в мир красной краской: Марина! Я люблю вас! Я не могу без вас! Вы не замечаете меня… Я ухожу…
Возможно, надеялся, что в последний момент вынут из петли?
Но в ней – с уродливым иероглифом искажённого лица – нашёл его мгновенно поседевший отец.
Фильм звучал.
Дело замяли…
***
Сашка, игравший Майданникова, черноволосый худощавый парень, занимавшийся боксом, всегда настроенный на конфликт, заострённый характером, уверенный, что альтернативный вариант кулаков – пробивная сила – позволит ему укрепиться в кино – просчитался.
Его не брал больше никто.
Он пробовался, пробовался: здесь переигрывал, тут звучал непрофессионально.
Бутылка подмигнула дружественно, дружки, примитивно-алкогольно-криминального плана, поигрывали самодельными выкидухами.
Через пару лет после выхода фильма Сашку, игравшего Майданникова, нашли зарезанным в канаве.
***
Фильм звучал – много лет.
Там они – десятиклассники, словно окружены аурой чистоты, чтобы ни обсуждали, как бы ни ссорились-спорили.
Там они живы.
Tags: Проза Project: Moloko Author: Балтин Александр