Чтобы рассказать следующую историю, мне придется окунуться в историю моей семьи.
До десяти лет моей жизни я воспитывался в чисто женском обществе.
Так случилось, что дед, пройдя почти всю войну, погиб в марте 45-го года уже в Германии, а мой родной отец трагически погиб прямо в ночь моего рождения
За мной присматривала мама и две бабушки. (Родная бабушка и ее сестра)
Меня любили так, как только могут любить бабушки единственного внука. Это не значит, что мне все позволяли. Нет, но меня старались продвинуть как можно дальше.
Бегло читать и считать до тысячи я научился под их руководством в 6 лет, и после личного разговора с директором был принят в школу на год раньше обычного срока.
В этом женском царстве моя родная бабушка несла на себе все мужские обязанности в доме. Именно она, учила меня выпиливать лобзиком и пользоваться различными инструментами.
Бабушка была удивительным человеком с непростой судьбой.
Ни одного дня не учась в школе она с первого раза поступила в МАИ и была единственной девушкой на потоке.
После окончания она стала инженером-технологом по бако-капотному производству у Туполева.
В 41 году она ловила зажигалки на крыше дома в Москве. Рассказывала, как было страшно, когда осколки зенитных снарядов сыпались на кровельную крышу как сильный град.
В конце 41 года ее сестра по доносу была назначена врагом народа и была сослана в Казлаг.
Сестра не могла выжить одна. Она была только что после голода и тифа, она ослепла и обезножила но НКВД такие мелочи не интересовали.
Бабушка попросила руководство предприятия отпустить ее вместе с ней, чтобы ухаживать за сестрой. Руководство не согласилось и тогда она вместе с моей мамой уехала самовольно. По приезду в Джезказган она тоже стала врагом народа.
Так они и жили, два врага народа и моя мама "ограниченка" 7-и лет.
Маме не дали статус "Дочь врага народа" только потому, что ее отец воевал на фронте, но статус "ограниченки" все-таки присвоили.
Этот статус подразумевал, что она не имела права без разрешения покидать поселок, раз в неделю должна была отмечаться в НКВД и не имела права поступления в высшие учебные заведения.
Сестер расконвоировали (а куда они денутся) и поселили в маленькую лачугу буквально два на два метра с глиняным полом. и брезентом вместо двери.
Сестра не вставала с кровати и ничего не видя, вслепую, вязала носки, которые моя мама бегала продавать на базар.
А бабушка сначала пасла сапных лошадей (Нормальных врагу народа нельзя было доверить).
После нескольких аварий на шахтах до НКВД дошло, что использовать прекрасного авиационного инженера как конюха не очень эффективно, и бабушку поставили начальником цеха по ремонту шахтного оборудования, где она командовала толпой уголовников (ума не приложу как ей это удавалось). Причем уголовники ее очень уважали и некоторый из них отсидев свой срок и оставшись работать на том-же заводе, остались друзьями семьи. Приходили в гости, благодарили.
После войны через несколько лет бабушек реабилитировали. Но они остались в Джезказгане. Бабушка (как начальник цеха) получила трехкомнатный дом с участком и имела фантастическую по меркам СССР зарплату (Аж 215 рублей). Сестра ее выздоровела, стала видеть и ходить и занималась только домашним хозяйством. Жизнь наладилась.
Моя мама чудом поступила в Акмолинский техникум железнодорожного транспорта. После первого курса вдруг выяснилось, что она "ограниченка" и ее чуть не вышвырнули из техникума. Но тут умер Сталин, и от греха подальше ее решили не трогать.
В техникуме мама познакомилась с моим отцом, вышла за него замуж и родился я. Маме не повезло, в ту ночь, когда я родился, отец приехал с дежурства и уставший лег спать сильно прикрыв вьюшку в печи. Так мы с ним и поменялись местами на этом свете.
Он умер, а я родился и получил его имя.
Мама со мной вернулась обратно в Джезказган к бабушкам.
Бабушке, после реабилитации, Туполев лично написал письмо, в котором предлагал вернуться на должность начальника цеха бако-капотного производства. Предлагал квартиру и хорошую зарплату, но бабушка ответила НЕТ! Она сказала, что всю жизнь прожила с зеками, и они честнее чем те работники, с кем она работала в Москве. Больше всего ее потрясло собрание, которое произошло после ее отъезда из Москвы.
Там люди, с которыми она работала, в едином порыве клеймили "Врага народа" и каялись, в том, что не смогли разглядеть "эту гадину" в своих рядах.
Об этом ей написала ее подруга, с которой они дружили всю жизнь.
Вот поэтому она и сказала "нет".
Здорово было-бы показать скан того письма, или письма Туполева, но увы, бабушка сжигала все письма, которые получала. Она боялась, что НКВД придет с обыском, обнаружит эти письма и у людей начнутся неприятности. Она боялась не за себя, она боялась за людей.
Таким образом в нашей семье нет ни одного письма ни от ее московской подруги, ни от погибшего на войне мужа, ни от мамы, когда она училась.
Моя семья могла стать классическими диссидентами, но не стала. Бабушки ни на кого не таили зла. Я никогда не слышал в семье слов "Пора валить" или "Эта страна". Нет! Страна всегда была только "Наша", и меня воспитывали исключительно в патриотическом ключе. И в армию я пошел потому, что с детства мне говорили, что "Мужчина должен уметь защищать свою Родину".
Бабушки, для меня, были примерами чести, достоинства и позитивного отношения к жизни. Я рос в атмосфере любви и согласия.
Когда мне было 10 лет мама опять вышла замуж, у меня появился брат и сестра и мы всей семьей переехали в Сибирь в Дивногорск.
Мне и тут повезло, отчим оказался очень хорошим человеком, так что всякие ужасы, которые рассказывают про неродных отцов меня не коснулись.
Отчим был простым человеком, таежником, охотником и рыбаком. И я как губка впитывал все, что нужно мальчишке. Именно из его ружья я сделал первый в своей жизни выстрел на охоте и под его руководством поймал первую свою рыбу в Енисее. Все что он делал, он делал обстоятельно и с большим умением. Я многому у него научился.
Бабушкина сестра умерла, когда я заканчивал школу и бабушка осталась одна. Бабушки всю жизнь были вместе и смерть сестры стала большим ударом.
Я уже учился в институте, а бабушка даже помогала мне с черчением. Но здоровье у нее становилось все хуже. Наконец сбылась ее и моя мечта, я стал инженером.
Когда я уходил в армию, бабушка уже была тяжело больна. Она очень хотела дождаться меня из армии но судьба распорядилась иначе.
В армии меня определили на Кунашир, но после разговора с полковым особистом, по странному стечению обстоятельств, я оказался на Симушире. Особист интересовался, есть ли у меня в роду репрессированные. Я честно ответил на все его вопросы и видимо он решил, что посылать меня на остров, от которого до Японии 80 км опасно :-). Так я и числился всю службу на Кунашире и даже имел из-за этого некоторые неприятности с пограничниками.
И кстати, вертолет с офицерами на Кунашир разбился, так что возможно, особист спас мне жизнь. Я уже говорил, что мне в армии постоянно везло. Причем иной раз просто нереально!
Я ехал в первый армейский отпуск как на крыльях, я хотел увидеть родных, рассказать, что у меня все в порядке, но я опоздал к бабушке на две недели. Когда я ворвался в квартиру, я узнал, что бабушка умерла так и не дождавшись меня с армии. Родные послали мне телеграмму, но я ее конечно не получил. Так до последнего я верил что сейчас ее увижу.
Отгуляв отпуск я поехал обратно к себе на остров. Там меня ждала та самая телеграмма и письмо от бабушки. Она интересовалась службой, спрашивала как я себя чувствую, как здоровье. Просила писать почаще. Волновалась за меня и немного жаловалась на свое здоровье.
Было странно читать это письмо и не иметь возможности на него ответить. В первый год я писем от бабушки не получал..
Через месяц я получил от бабушки второе письмо, еще через месяц третье.
Бабушка всегда ставила на письмах дату и я читал эти письма и видел, как приближается дата ее смерти.
Последнее, четвертое письмо я получил аж в ноябре. Получается, что эти письма где-то бродили почти пол года.
Письма были добрые и заинтересованные и читая их я каждый раз терзал себя мыслями о том, что я был недостаточно внимателен, что-то не доделал, не успел, а ведь меня так любили..
Дорогие читатели, пока у Вас есть возможность, любите тех кто рядом с вами! Это те самые люди, которые любят вас бескорыстно не за деньги или блага а просто так, потому что вы есть! Это самое большое счастье в жизни. Берегите свое счастье!