Среди проектов современных отечественных транспортных самолетов есть один, в истории разработки которого были целых три названия — Ил-214, MTA/МТС и Ил-276. Но к сожалению, машина так и не вышла из стадии проектирования с момента решения о начале разработки в КБ Ильюшина в 2001 году. Что произошло с этим самолётом и возможно ли возобновление работ по нему?
Для начала зачем вообще был нужен этот самолет. В далеком 2001 году, когда экономика России еще лежала в руинах после правления Ельцина, создание нового самолета Ил-214 звучало сразу как что-то фантастическое, если его не оплачивал иностранный заказчик. В случае с нашим объектом повествования иностранный заказчик был сразу найден — Индия. По аналогии с контрактами того времени по Су-30МКИ, индусы получили бы в итоге свой Multirole Transport Aircraft (MTA). Это позволило бы доделать его вариант и для наших ВВС многофункциональный транспортный самолет (МТС) Ил-214. Согласно планам, новая машина шла на замену Ан-12. Недавно мы посвятили отдельный материал этому замечательному советскому военно- транспортному самолету:
И не только Ан-12. Индусы говорили, что MTA придет на смену их парку Ан-32. Всего планировали собрать более 200 новых самолетов. Российские военные хотели себе 100 из них, индийские — не менее 45. Сборка должна была стать совместным производственным проектом, в рамках которого обе страны планировали организовать экспорт самолета.
Согласно планам кооперации по проекту Ил-214 (MTA/МТС), первая машина должна была взлететь в 2017 году. То есть достаточно реалистично отводилось более 15 лет под проектирование и постройку опытного самолета. В России серийным производством должен был заниматься Иркутский авиазавод. Но не тут-то было. Специфика любых постсоветских производственных проектов по производственной кооперации заключалась в их постоянном затягивании, а потом и прекращении. Так было со злополучным Ан-70 с бывшей Украиной, так получилось и с Ил-214 в российско-индийском варианте. Реальное соглашение о начале совместных работ по самолету было подписано только в 2007 году, а уже в 2015-м Индия вышла из проекта.
Дальше произошла трансформация разработки самолета в «новый проект» Ил-276. Его российская сторона планировала вести самостоятельно, использовав наработки по Ил-214. И этот процесс стартовал.
В 2017 году в аэродинамических трубах ЦАГИ был проведен цикл испытаний модели Ил-276. Определялись аэродинамические характеристики будущего летательного аппарата с механизированным крылом на режимах взлета и посадки. Исследовали влияние близости земной поверхности на взлетно-посадочные характеристики самолета. Весной 2018 года ЦАГИ и «Ильюшин» утвердили программу совместных работ по совершенствованию аэродинамических характеристик перспективного военно-транспортного самолета.
В конце 2018 года в российских СМИ прозвучала информация, что в Минобороны РФ утвердили тактико-техническое задание на новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) Ил-276. Военные хотели самолет в двух модификациях: первая предполагала использование тех двигателей, что уже были созданы для обновленной версии Ил-76МД-90А (двигатели ПС-90А-76), вторая — получила бы перспективные ПД-14 (да, тем самые, что созданы для МС-21, но с их доработкой для военно-транспортного самолета).
В 2019-2020-х годах скорректированный проект представили представителям ВКС России теперь уже чётко как замену Ан-12. Но в этот момент по неизвестным причинам было принято решение о приостановке всех работ в КБ Ильюшина. В ряде источников говорится, что именно в это время в конструкторском бюро очередное руководство закрыло или приостановило все работы, которые показались «ненужными», произошла так и не завершившаяся история с конкуренцией между Ил-276 и Ту-330, когда пришлось выбирать долго и безрезультатно один из двух проектов. Является ли это правдой или нет, официальных заявлений не последовало.
Что должны были получить наши военные под названием Ил-276? Современный двухдвигательный самолет средней размерности: длина около 40 метров, взлетная масса 68-72 тонны, дальность полета с максимальной нагрузкой в 20 тонн (до 150 военнослужащих или легкая бронетехника в пределах указанной массы) — 2000 км (перегоночная — 7000 км), максимальная скорость полета 870 км/ч (крейсерская — в районе 800 км/ч).
Также сообщалось, что размеры сечения грузовой герметичной кабины Ил-276 будут идентичны аналогичным размерам тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Это позволило бы использовать всю существующую инфраструктуру погрузочно-разгрузочных, транспортировочных и десантных средств. Также новая машина должна была обеспечить автономное (в отрыве от основного аэродрома базирования) решение транспортных задач и подготовка к вылету силами технического и летного экипажей. Что касается бортового радиоэлектронного оборудования, то в «Ильюшине» видели его как построенное «на открытой архитектуре». Единое информационно-управляющее поле кабины пилотов спроектировали с 6 многофункциональными ЖК- дисплеями и 2 ЖК-индикаторами на лобовом стекле.
В итоге о «закрытии» проекта по созданию среднего военно-транспортного самолета прозвучала спекулятивная информация в телеграм-каналах в начале 2021 года. Официально об этом объявлено не было. Получается, что по Ил-276 выполнен определённый объем работ в части проектирования, но даже в 2025 году нет конкретики, получит ли он дальнейшее реальное продолжение. Между тем, парк Ан-12 вырабатывает своё, и как раз в течение 10 лет ему на смену мог бы прийти самолет типа Ил-276…
>> У НАС ЗАРАБОТАЛ КАНАЛ В МАКС: https://max.ru/tehnorussia
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ и вступайте в наши группы в ВК и Телеграм: https://vk.com/tehnoomsk и https://t.me/tehnoomsk.
ВНИМАНИЕ! Теперь у нас есть канал в MAX: https://max.ru/tehnorussia
Спасибо за вашу поддержку, друзья!