С детства меня все считали умной в учебе, но глупой по жизни. Что значит “глупая по жизни”? По всей видимости, это то самое, что на научном языке называется “низкий эмоциональный интеллект”. Да, так и было, я совсем не разбиралась в эмоциях, не умела считывать настроение собеседника по мимике. Более того, я вообще не разбиралась в людях и в отношениях. Если на моих глазах что-то происходило между людьми, я могла это неправильно истолковать. Например, если соклассники дрались, не могла разобрать, кто жертва, а кто агрессор. Даже если обижали меня саму, не могла назвать учительнице главных обидчиков. Говорила, что весь класс меня обижает и не могла назвать ни одной конкретной фамилии. Не имела ни малейшего понятия, кто в моем классе лидер, заводила и т.п. Вообще не знала, что в классе между детьми происходит, кто кому симпатизирует, кто пользуется авторитетом, а кто нет. И да, это признаки низкого эмоционального интеллекта - неосведомленность и неумение правильно оценить ситуацию.
Родители очень хотели меня научить разбираться в жизни и в людях. Например, мать иногда ходила со мной на прогулку и давала задание: чтоб я обращала внимание, как прохожие на меня смотрят. Я ничего не замечала, даже если старалась. Мать то и дело меня дёргала и шипела в ухо: “Мальчик посмотрел на тебя с интересом! Девочка посмотрела на тебя с завистью!”. Я говорила: “Ничего подобного, никто на меня не смотрит”. До сих пор не знаю, были такие взгляды на самом деле или только в воображении моей матери. А я сама до ни разу в жизни не видела, чтобы на меня смотрели завистливо, восхищенно или как-то там ещё. Может, ни разу никто и не смотрел. А может, я просто не умею обращать внимание на взгляды.
Когда мне было лет 17, отец заявил, что теперь он сам будет меня учить разбираться в людях и отношениях. Ведь у матери ничего не получилось. И он меня записал в некую “школу юного менеджера”. И да, там рассказывали про эмоциональный интеллект. И я прекрасно усваивала теоретический материал, но ни разу не смогла применить эти знания в реальной жизни. Ведь там учили в основном, как влиять на эмоции других людей. А я никогда не стремилась управлять людьми.
Ещё отец отправил меня на психотерапию. Психологиня часто задавала мне вопросы о моих чувствах. И очень удивлялась, что такая начитанная девочка не умеет описать свои чувства. Действительно, я тогда не замечала в себе никаких чувств, кроме “мне нравится” и “меня бесит”. Сейчас уже знаю много всяких эмоций и чувств. Но мои знания об эмоциях и чувствах - это в основном прочитанное в книгах, а не испытанное в жизни.
А ещё отец давал мне практические задания, которые должны были способствовать повышению моего эмоционального интеллекта. Например, заставил участвовать в предвыборной кампании кандидата в депутаты. Ходила по квартирам, собирала подписи, раздавала листовки. Потом отец заставил меня встретиться с этим кандидатом. Уж не помню, о чем я с ним говорила. Потом отец спросил, какое впечатление я произвела на того политика. Я удивилась вопросу: “Откуда ж я знаю?! Я же не могу заглянуть в его голову вовнутрь!” Отец очень разозлился и сказал, что я буду плохим юристом. Потом он объяснил, что на самом деле ему все равно, помогу я этому политику или нет. Его цель - научить меня уверенно разговаривать и следить за тем, какое впечатление я произвожу на собеседника.
Понятное дело, что меня это все дико бесило и надолго отбило желание работать над своим эмоциональным интеллектом. Долгое время я считала, что эмоциональный интеллект не так уж и важен. С общим интеллектом (IQ) у меня все в порядке и оставьте меня в покое!
Конечно, я была не права. Низкий эмоциональный интеллект помешал мне преподавать в университете. Я преподавала несколько лет, но мои лекции были очень скучными для студентов. Однажды у меня была открытая лекция, и специалисты мне сказали, что у меня нет связи с аудиторией. То есть я рассказываю как будто себе самой, совсем не смотрю на студентов. Я старалась это исправить, но увы, не могла удержать взгляд на студентах больше, чем пару минут. Потом опять как бы уходила в себя.
Естественно, коллеги надо мной смеялись. Всем было известно, что на моих лекциях студенты читают книги и играют в карты, а я этого не замечаю. Кроме того, мне иногда выговаривали, что я совсем не разбираюсь, кто есть кто в университете, и могу какой-то простой секретарше мило улыбнуться (хотя она стоит ниже меня по иерархии), а на декана посмотреть как на пустое место. В общем, человеческие отношения для меня - мучение, поэтому я не жалею, что оставила научную карьеру. Ведь в той среде очень важно иметь подход к людям, от которых зависит твоё продвижение. А я никогда бы этому не научилась.
В последнее время я ничем не занимаюсь, кроме воспитания своих четверых детей. И да, я пытаюсь развивать у них эмоциональный интеллект, хотя у меня самой он низкий. Но есть же книги для детей про эмоции. И я их разбираю вместе с детьми. Благодаря этому, я с недавних пор знаю, какой смайлик означает какую эмоцию. Могу решать простые детские задачки на эмоциональный интеллект, например, что чувствует Маша перед экзаменом/ после получения хорошей оценки/ после ссоры с подругой и т.д. Но дальше теории дело не продвигается. На нарисованной рожице я могу определить эмоцию, а на живом человеке - нет.
Недавно пыталась вести дневник своих эмоций. Это рекомендуется для развития эмоционального интеллекта. Но увы, в этом дневнике нет ничего интересного, и каждый день примерно одинаковая запись: “Чувствовала себя хорошо, потом была короткая вспышка злости, потом опять все хорошо”. Видимо, у меня нет таких сложных чувств, какие бывают у нейротипичных женщин.
Еще ставила перед собой задачу наблюдать за людьми, обращать внимание, как они на меня реагируют. Но не получается, внимание рассеивается. Например, ходила в школу разговаривать с ребенкиной учительницей. По дороге обещала себе наблюдать за её мимикой. А как только разговор начался, начисто забыла об этом. Полностью сосредоточилась на содержании разговора и вообще не смотрела на её лицо.
Проблема в том, что человеку с синдромом Аспергера трудно развивать свой эмоциональный интеллект. Нейротипичным людям гораздо легче дается работа по улучшению своего ЭИ. Я об этом недавно читала. Мало того, что у аспи от природы низкий ЭИ, да ещё и улучшить его очень нелегко.
Но я продолжаю попытки. Сейчас читаю книгу Джастина Барисо “EQ. Эмоциональный интеллект на практике” . Книга легко читается, и там есть интересные практические задания. Даю ссылку, а вдруг вам тоже пригодится)