Джон Уильям Уотерхаус – один из самых известных последователей прерафаэлитов. В его творчестве нашли отражение древнегреческие мифы и средневековые легенды. Сегодня в центре нашего внимания оказалась мифология Древней Греции. Однако мы обратились не просто к воплощению античных историй, а к одной из частых и волнующих тем этого художника – образу роковой женщины.
Исследователь искусства прерафаэлитов Кристофер Вуд отмечает, что «разрушительная сила женщины» стала лейтмотивом многих произведений Уотерхауса. При этом в его картинах «нет ни жестокости, ни кровавых сцен – лишь та же задумчивая атмосфера смутной тоски и сожаления».
Мы решили обратиться к таким работам художника и выделить пять, которые понравились нам больше всего.
5. «Нимфы находят голову Орфея» 1900 год
Сюжет картины восходит к гибели Орфея. Существует несколько вариантов смерти музыканта: герой был растерзан вакханкми либо за то, что отверг женщин, либо за то, что нарушил тайны священных мистерий. Согласно одной из легенд, вакханки разорвали Орфея, а его голову и кифару бросили в реку – при этом голова продолжала петь, а кифара – звучать.
Уотерхаус изобразил двух прекрасных нимф на берегу реки, обнаруживших в воде голову Орфея и его кифару. Его лицо все еще прекрасное и гладкое, волосы запутались в струнах музыкального инструмента, следующего за своим хозяином. Девушки смотрят на него в тревожном изумлении. Поистине трагическая сцена, сопровождается спокойствием и красотой природы – мирная обстановка противоречит жестокой гибели Орфея.
Картина воплощает двойственный образ женщины. С одной стороны, в ней подразумевается, хотя и не изображен на полотне, контекст убийства Орфея жестокими последовательницами Диониса; с другой – нежные, живые и прекрасные нимфы становятся свидетельницами его смерти. Уотерхаусу удалось создать по-настоящему поэтичное и глубокое произведение, наполненное одновременно и ужасом, и красотой.
4. «Гилас и нимфы» 1896 год
Основа этого полотна – миф о спутнике и слуге Геракла Гиласе. Юноша искал питьевую воду и набрел на пруд, в котором обитали наяды – водяные нимфы. Коварные существа заманили Гиласа в воду и утащили его за собой.
Художник изображает момент перед трагедией. Глядя на эту картину, испытываешь самые разные чувства. С одной стороны, ничто не предвещает беды: спокойный пейзаж, пруд, устланный кувшинками, прекрасные – можно даже сказать, идеальные – девы с нежными чертами лица и гладкой кожей. Но в этом есть и нечто тревожное.
Даже без знания контекста картины, можно заметить, что безжизненные, холодные, пристальные взгляды нимф выдают их истинные намерения. Контраст темного и приглушенного фона и светящихся фигур нимф подчеркивает двойственную натуру девушек: они одновременно прекрасны, но в тоже время опасны. Кроме того, то, как одна из них сжимает руку героя и тянет ее к себе, а другая жадно хватается за ткань его одежды, говорит нам о том, что еще немного – и случится катастрофа. Художник точно сообщает зрителю – красота губительна.
3. «Пандора» 1896 год
Героиней этого полотна стала первая женщина, созданная Гефестом и одаренная всеми богами. Ее отправили на землю с таинственным ящиком, который было строго запрещено открывать. Однако Пандора ослушалась и выпустила в мир все мыслимые беды, оставив на дне ящика лишь надежду. Именно от этой истории появилось выражение «ящик Пандоры», а сама она стала символом губительной силы любопытства.
Так же, как и в двух предыдущих работах, здесь присутствует контраст меланхоличной атмосферы и драматического напряжения. Тонкая, изящная Пандора, стоя на коленях, затаив дыхание приоткрывает зловещий ящик. Ее лицо и поза выражают неуверенность, но в тоже время безудержное любопытство. Что может случится? Но зритель уже видит дым, зловещее сияние, скрывающиеся внутри и вырывающиеся наружу...
Проницательность в изображении человеческой натуры и великолепное мастерство техники позволили Уотерхаусу создать по-настоящему глубокое произведение.
2. «Завистливая Цирцея» 1892 год
На второе место мы поставили вторую работу Уотерхауса, посвященную волшебнице Цирцее. Уотерхаус изображает Цирцею ревнивую, завистливую. Причина того – ревность к Главку, который предпочел ей Сциллу. Чтобы отомстить сопернице, волшебница отравляет море и превращает Сциллу в морское чудовище.
Полотно поражает своей эмоциональностью! Во взгляде Цирцеи, в плотно сомкнутых губах и в строгой, величественной позе ощущается напряжение и сдержанная ярость. Гнев питает ее, придает уверенности и сил, а потому она без малейшего колебания выливает зеленое зелье, символизирующее ревность, в море. Вода в ее ногах начинает пузыриться, беспокоится и, кажется, уже возникает чудище – так распространяются злые чары, так закипает ярость.
И снова мы встречаем тот двойственный характер: женской красоты и ее силы, опасности. А яркая палитра, только усиливает восприятие темных чувств и эмоций коварной Цирцеи.
1. «Сирена» 1900 год
Сегодня на первое место мы поставили полотно 1900 года «Сирена».
Эта работа не относится к какому-то конкретному мифу, но изображает женское человекоподобное существо с чарующим голосом. Их можно встретить в «Одиссее». Коварные существа заманивают моряков своим обольстительным пением, увлекая их на скалы или в пучины моря, где те обретают гибель. На картине Уотерхауса изображен именно этот момент.
Молодая девушка с длинными волосами, нежным лицом и красивым телом играет на лире и поет чарующим голосом. Какой мужчина может пройти мимо? Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить, что ноги чаровницы покрыты чешуей. Обманчивая наружность скрывает настоящую опасность. Но тот, кто пленен красотой и голосом сирены, не видит этого. Точно так же, как герой полотна Уотерхауса. Юноша цепляется за скалу и всеми силами пытается не оторвать зачарованный взгляд от девушки. В свою очередь глаза девушки безжизненны, холодны, жестоки. Ей все равно на этого человека, она уже добилась своего – обломки корабля говорят о крушении, поэтому до гибели молодого моряка остались считанные минуты. Оба героя застыли в этом трагическом мгновении: он – очарованный, она – безжалостная.
Чтобы не нарушать правила публикации, мы публикуем здесь фрагменты картин. Их полный вариант прикрепляем к посту канала в тг.