Найти в Дзене
Записки театралки

"Жизнь за царя" Глинки в КЗ Мариинского театра

19 июля 2025 года в КЗ Мариинского театра прозвучала опера Глинки "Жизнь за царя". Театр постепенно переносит оперные спектакли с исторической сцены в Концертный зал. Говорят, всё-таки нас ждёт ремонт Мариинского театра. В программке читаем: "Режиссёр адаптации Анна Шишкина". Хочется спросить: адаптации чего? Это не перенос спектакля Чернякова, шедшего в театре с 2004 года. И уж точно это не адаптация "Ивана Сусанина" с либретто Сергея Городецкого, шедшего в Кировском театре с 1974 года. Мне кажется, это всё-таки самостоятельная режиссура. Хотя это и не принципиально. В спектакле скупые декорации, на задник проецируются картины, обозначающие место действия: деревня, "помпезный зал" (цитирую программку), зимний лес, московская площадь. Очень интересные костюмы, хотя я не уверена, что они соответствуют времени действия оперы - 1613 год. Прекрасно понимаю, что поставить такую махину, как "Жизнь за царя", в скромных условиях сценической площадки Концертного зала чрезвычайно трудно. Есть е

19 июля 2025 года в КЗ Мариинского театра прозвучала опера Глинки "Жизнь за царя". Театр постепенно переносит оперные спектакли с исторической сцены в Концертный зал. Говорят, всё-таки нас ждёт ремонт Мариинского театра.

В программке читаем: "Режиссёр адаптации Анна Шишкина".

Хочется спросить: адаптации чего? Это не перенос спектакля Чернякова, шедшего в театре с 2004 года. И уж точно это не адаптация "Ивана Сусанина" с либретто Сергея Городецкого, шедшего в Кировском театре с 1974 года.

Мне кажется, это всё-таки самостоятельная режиссура. Хотя это и не принципиально.

В спектакле скупые декорации, на задник проецируются картины, обозначающие место действия: деревня, "помпезный зал" (цитирую программку), зимний лес, московская площадь. Очень интересные костюмы, хотя я не уверена, что они соответствуют времени действия оперы - 1613 год.

Прекрасно понимаю, что поставить такую махину, как "Жизнь за царя", в скромных условиях сценической площадки Концертного зала чрезвычайно трудно.

Есть ещё вариант: концертное исполнение. Не знаю, лучше было бы, если бы оперу пели в концертном исполнении... А балет? Балетные сцены очень красивы.

Кстати, в программке не указан балетмейстер. С.Корень и А.Лопухов поставили танцы ещё в 1939 году. Вроде бы, они не изменились с тех пор.

В общем, претензий у меня к режиссёру нет. Кстати, сценическое движение на высоте: и хористы, и солисты активно участвуют в действии.

В спектакле 19 июля участвовали:

Дирижер – Павел Смелков

Иван Сусанин – Юрий Власов

Антонида – Анна Денисова

Ваня – Екатерина Сергеева

Богдан Собинин – Денис Закиров

Начальник русского отряда - Виталий Янковский

Польский гонец - Михаил Макаров.

Танцы исполняли:

Королева - Елена Баженова

Магнат - Николай Наумов

Королевич Владислав - Ильмира Багаутдинова

Царица бала (вальс) - Мария Буланова

Краковяк - Алиса Русина, Наиль Еникеев

Мазурка - Елизавета Куликова, Алексей Кузьмин.

Впечатления от исполнения оперы, которую я очень люблю, остались самые хорошие. Может быть, в этот вечер мои уши были настроены доброжелательно к певцам, но я осталась довольной :) Волновалась за Закирова, которому пришлось бороться с верхними "до", и не всегда успешно (на моё ухо). Надо сказать, что в советское время я слушала "Ивана Сусанина" в Кировском театре, и никакой арии Собинина там не было, зато теперь её поют :)

Хороши были Денисова и Сергеева, и хор хочу отметить.

Очень понравилась ария Сусанина в исполнении Власова.

В финале удалось немножко попиратить. Сидела в левом бенуаре, поклоны снимала, спустившись в амфитеатр.

Выкладываю несколько фотографий.