Администрацию Центрального района столицы, в котором расположены едва ли не самые знаковые объекты города и страны, без малого 20 лет возглавлял Олег Попков. Как складывался его профессиональный путь — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Маршрут перестроен
Изначально мало что предвещало его работу на высоких административных должностях. Есть мнение, что люди творческих профессий по натуре одиночки. А Олег Иванович по первому образованию, полученному еще в Белорусском политехническом институте (ныне БНТУ), архитектор. Казалось бы, вот он, прямой и единственно верный маршрут. Но в его случае судьба распорядилась по-своему.
— После окончания вуза и прохождения срочной службы в ВДВ под Каунасом вернулся в Минск. Приступил к работе в проектном институте, занимавшемся созданием типовых промышленных зданий по всему Советскому Союзу, — вспомнил он. — Все было вроде бы нормально. Но определяющую роль в том, что жизнь стремительно покатилась по другим рельсам, сыграл один факт. В армии, как отличник боевой и политической подготовки, я вступил в ряды КПСС. В итоге меня как молодого перспективного коммуниста прямиком из проектного института направили в Центральный райком.
Внештатного инструктора райкома (так звучала его должность) отрядили в Копыльский и Стародорожский районы Минщины решать вопросы покоса травы и сбора сена.
— По давно устоявшейся традиции предприятия и организации нашего района оказывали помощь колхозам техникой и людьми. От меня требовалось спланировать работу. Шел 1979 год, заканчивалась эпоха Машерова, о чем мы, впрочем, не знали. И я организовал процесс как умел, по-инженерному. На одном листе ватмана расписал закрепленные колхозы, на другом — ответственных за них. Учел коррективы, внесенные куратором этой деятельности, заведующим промышленно-транспортным отделом Геннадием Маковским, и вперед. Мне сказали не слезать с директоров предприятий Центрального района — я и не слезал. Они от такой наглости ошалели. Взялись названивать с жалобами тогдашнему первому секретарю райкома: мол, «ваш парень всю работу блокирует — нам план выполнять и перевыполнять нужно, а он со своими колхозами, вынь да положь ему людей на покос», — рассказал собеседник.
После того как количество жалоб достигло потолка, внештатного инструктора пригласило на беседу районное руководство. Однако на тот момент выходило, что по сбору сена Центральный район вырвался в лидеры по Минску.
— И вместо профилактического нагоняя я получил приглашение перейти в райком на постоянную работу, — улыбнулся Олег Иванович. — Кстати, изначально наотрез отказался. Просил вернуть в архитекторы, требовал дать возможность реализовывать творческий потенциал. На меня посмотрели с легким непониманием и предложили подумать. И по совету семьи, друзей я принял решение… Стал штатным инструктором Центрального райкома партии.
Без администрации
По словам О. Попкова, его быстро начала радовать возможность увидеть, как в районе решаются конкретные задачи, да еще при «собственном живом участии».
— После работы инструктором в 1982 году мне предложили попробовать силы в качестве главного районного архитектора. И это не означало, что я начал что-то чертить, возвышаясь у кульмана. Приходилось оперативно решать самые разные задачи. Например, зимой курировать вывоз снега с улиц и дворов. Но самым важным на той работе было следить за соответствием выполнения реализации генерального плана развития города, пресекая появление в районе любых самостроев, — подчеркнул собеседник.
Он рассказал, что в аппарате исполкома тогда трудились около 25 человек, отвечавших и за развитие, и за строительство, и за общее состояние, и за обеспечение магазинов, и за многое другое.
— Было довольно трудно совмещать, но считаю, что в итоге мне невероятно повезло, — отметил Олег Иванович. — Застал самые разные исторические эпохи, пришлось хлебнуть всякого… Видимо, что-то получалось — в 1987-м назначили уже первым замом главы администрации Центрального Александра Милькоты. Кстати, он тоже член Совета старейшин. Успел поработать в качестве министра ЖКХ БССР.
В 1990 году после ухода Милькоты на повышение его первый зам принял участие в выборах председателя исполкома, которого не назначали, а именно избирали депутаты районного совета.
Перекресток улиц Комсомольской и Революционной (1995 год)
И 35 лет назад О. Попков возглавил очень непростой район. Во-первых, Центральный был самым маленьким по численности, чудом избежав присоединения и поглощения. Во-вторых, райисполком на тот момент не имел даже собственного здания. В-третьих, возникало множество иных вопросов, порой на грани абсурда:
— Далеко не все знают, но долгое время будущая администрация Центрального размещалась на территории Московского района, на улице Короля. В том здании сейчас небольшая музыкальная школа. А мне в середине 1980-х еще как главному архитектору пришлось столкнуться с патовой ситуацией. Строительство административных зданий на тот момент запретили. И вопрос о возведении здания исполкома ушел в Госплан СССР. Я не шучу. Довелось как главному архитектору готовить документы на самый верх. В виде большого исключения нам дали разрешение. То, что это произошло, — огромная заслуга главы района в то время Александра Милькоты. Так мы получили участок на Мельникайте. Работы шли тяжело, катастрофически не хватало денег. К счастью, Стройтрест № 4 все очень быстро довел до ума, и мы наконец-то стали полноценными хозяевами в своем доме.
Характеризуя специфику того периода, Олег Иванович отметил, как в 1990-е не было средств на возведение нового здания Центрального РУВД. Пришлось продать с аукциона исторический дом на пересечении Интернациональной и Комсомольской. Вырученные деньги направили на строительство современного административного корпуса на ул. Орловской. По мнению Попкова, здание для районной милиции получилось чрезвычайно удачным, функциональным и современным.
С улыбкой поведал бытовые истории, которые тогда смешными отнюдь не казались:
— Мало кто помнит, но еще в 1990-е на проспекте Победителей (тогда Машерова) в районе улицы Гвардейской преспокойно паслись коровы, — поделился он. — Со стороны граждан были многочисленные жалобы на самый верх. Приходилось им терпеливо объяснять, что это небольшое стадо принадлежало пожилой женщине, ветерану войны и труда, которая ежегодно перечисляла в фонд мира до 10 тысяч полновесных советских рублей. Но и с хозяйкой коров вели разъяснительную работу. В результате она от них избавилась.
Проспект как мечта
Сейчас пр. Победителей и его окрестности очень живописны. И это не может не радовать. Но в начале 1990-х до идиллии было далеко. Парк Победы находился в страшном состоянии. Не лучше выглядело Комсомольское озеро.
На месте нынешних теннисных кортов возле завода «АТЛАНТ» росли деревья, торчали непонятные домики. Футбольные поля и территория вблизи современного Дома футбола тоже не радовали. Как и другие знаковые объекты, расположенные в районе. На стройплощадке у заброшенного Дворца Республики росли березы. Требовало комплексной реконструкции здание Большого театра.
— Мне еще как зампреду Центрального исполкома доводилось участвовать в заседаниях штабов по реконструкции Троицкого предместья, — сказал О. Попков. — Кстати, такая форма работы оказалась действенной. Потом она очень хорошо зарекомендовала себя во время строительства «Минск-Арены». Отвечал за нее Владимир Васильевич Ермошин. В рекордные сроки возвели великолепный спортивный комплекс.
Можно долго вспоминать о том, как сносили поселок Пионерский, о котором напоминает лишь элитная ул. Пионерская, застроенная коттеджами повышенной комфортности. Или о том, как за стелой «Минск — город-герой» пришлось убирать деревянные дома бывшей деревни Басияловки. И конечно, как минимум повести, а то и романа заслуживает хроника появления комплекса музея истории Великой Отечественной войны.
— Считаю это здание одним из наиболее интересных в Минске, по-настоящему выдающимся, — в собеседнике проснулся профессиональный архитектор. — Его очень удачно вписали в существующий ландшафт. Строение напоминает одновременно и взрыв, и салют. Получилась замечательная музейная композиция. А стеклянный купол с красным стягом, вызывающий ассоциации с поверженным Рейхстагом и «Знаменем Победы»? Здесь очень интересно как для молодежи, так и для людей зрелого возраста.
Командная игра
В ходе общения О. Попков не раз упоминал, что заслуга по грандиозному преобразованию Центрального принадлежит многим людям:
— Самых лестных слов заслуживают председатели Мингорисполкома, занимавшиеся развитием столицы последнее время. Мне за 20 лет посчастливилось поработать с настоящими легендами — с Александром Герасименко, Владимиром Ермошиным, Михаилом Павловым. Последнего хочу отметить особенно. На пик его управленческой карьеры пришелся этап укрепления позиций и возможностей города. Конечно, это благотворно сказалось не только на нашем районе.
Олег Иванович подчеркивает: одной из главных своих управленческих удач считает создание команды единомышленников и профессионалов, готовых работать по 12 часов и более, добиваясь результатов на их участках ответственности.
Делегация во главе с Михаилом Павловым на одном из предприятий Центрального района (2004 год)
— Да, я был довольно взыскательным управленцем. От тех, кто не дотягивал, приходилось так или иначе избавляться. По-другому ведь очень трудно чего-то добиться. Особенно с учетом обстоятельств, в которых мы вынуждены были работать. После прихода к власти Александра Лукашенко установки стали жестче. Президент потребовал от столицы стать образцом для республики по всем направлениям. Участники этого процесса обеспечили нам праздник, которым я считаю современный Минск.
Улыбаясь, О. Попков сказал, что администрация Центрального района оказалась своеобразной кузницей кадров для столицы:
— Например, Анатолий Кунцевич стал первым заместителем председателя Мингорисполкома, а Владимир Папковский возглавил городской Совет депутатов. Примечательно, что главами администрации Центрального района в разное время были и нынешние председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев и управляющий делами Мингорисполкома Анна Мательская.
Подводя итоги
Так получилось, что в 2009 году Олегу Ивановичу по состоянию здоровья пришлось оставить пост главы администрации Центрального района. Ему на тот момент было всего 57 лет. Но с 2015-го он в составе Совета старейшин при Мингорисполкоме. И уже в этом качестве так оценил современную столицу:
— Она меняется внешне, но свою суть сохраняет. Была и остается спокойным, сердечным городом добрых людей, где чтут порядок, порядочность и культуру. Для меня это все признаки высочайшего уровня развития. А еще Минск поразительно цельный. Несмотря на различающиеся внешне спальные районы, в столице прекрасный центр и возрожденный старый город. Есть и кварталы типовых хрущевок, например в районе бульвара Шевченко. Они сохраняют какую-то милоту, зелень, мягкость. Это не разрозненная куча домов-муравейников. В Минске присутствуют стильность, целостность. Как человек, который побывал во многих известнейших городах мира, скажу уверенно: у нашей столицы уникальные черты. И мне приятно сознавать, что довелось приложить к созданию такого образа руку, душу и сердце.
Фото из архива героя и из интернета
Еще материалы рубрики:
СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Как экс-министр связи и информатизации Николай Пантелей устроил цифровую революцию
СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Михаил Мясникович: свой праздник Минск встречает более чем достойно
СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Людмила Володькина — про карьеру, инициативу и добро с кулаками