Найти в Дзене
Блог студии Снегири

Джеймс Скотт Белл - Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях - конспект книги

Сценарист без диалога — как бариста без кофе. Можно, конечно, обойтись, но тогда вкус будет «так себе». Белл начинает книгу с простого тезиса: диалог — это двигатель истории. Он может: И главное — правильный диалог звучит так, будто его сказали живые люди, но при этом он лучше, чем настоящая речь. В жизни мы «э-каем», повторяемся, перескакиваем с темы на тему. На экране и на странице это всё убивает ритм. Настоящий мастер диалога умеет «причесать» речь так, чтобы она оставалась правдоподобной, но была выразительной. Что такое хороший диалог? Белл формулирует это просто: Хороший диалог — это конфликт, скрытый в словах. Если персонажи просто обмениваются информацией («Привет. Как дела?» — «Нормально. У тебя?» — «Тоже норм»), зритель умирает со скуки. Диалог должен работать на драму. Даже если герои обсуждают погоду, в подтексте должно кипеть что-то другое: зависть, вражда, симпатия, скрытая угроза. Основные принципы Белла 1. Подтекст — наш лучший друг Настоящий диалог — это а

Сценарист без диалога — как бариста без кофе. Можно, конечно, обойтись, но тогда вкус будет «так себе».

Белл начинает книгу с простого тезиса: диалог — это двигатель истории. Он может:

  • раскрывать характеры;
  • двигать сюжет;
  • создавать напряжение;
  • делать текст живым и вкусным.

И главное — правильный диалог звучит так, будто его сказали живые люди, но при этом он лучше, чем настоящая речь. В жизни мы «э-каем», повторяемся, перескакиваем с темы на тему. На экране и на странице это всё убивает ритм. Настоящий мастер диалога умеет «причесать» речь так, чтобы она оставалась правдоподобной, но была выразительной.

Астерикс и Обеликс (кадр из фильма)
Астерикс и Обеликс (кадр из фильма)

Что такое хороший диалог?

Белл формулирует это просто:

Хороший диалог — это конфликт, скрытый в словах.

Если персонажи просто обмениваются информацией («Привет. Как дела?» — «Нормально. У тебя?» — «Тоже норм»), зритель умирает со скуки.

Диалог должен работать на драму. Даже если герои обсуждают погоду, в подтексте должно кипеть что-то другое: зависть, вражда, симпатия, скрытая угроза.

Основные принципы Белла

1. Подтекст — наш лучший друг

Настоящий диалог — это айсберг. Слова на поверхности, а смысл — под водой.

Пример:

— Хорошая у тебя рубашка.

— Спасибо, жена выбрала.

Что это может значить?

«Мне самому плевать на рубашку».

«Я зависим от жены».

«Мы с тобой играем в тонкую игру власти».

Белл советует: всегда спрашивай себя — о чём на самом деле спорят или говорят твои герои?

2. Конфликт в каждой реплике

Если сцена без конфликта — это скучный разговор в автобусе.

Белл советует:

Даже союзники должны слегка «цеплять» друг друга.

Никаких стерильных обменов репликами.

Если сцена «не спорит» — выкини её или перепиши.

3. Диалог — это действие, а не информация

Ошибочный подход новичков — превращать героев в ходячие Википедии.

— Как ты знаешь, мы живём в 2050 году, и роботы захватили рынок труда.

Белл кричит: «Стоп!» Никто в жизни так не говорит.

Правильнее будет так:

— Опять твой робот на моё место метит?

И зритель уже всё понял.

4. Голоса должны быть разными

Белл подчёркивает: каждый персонаж должен говорить по-своему.

Умный герой — метафорами.

Подросток — сленгом и короткими фразами.

Циник — сарказмом.

Если закрыть имена и оставить только реплики, читатель должен угадывать, кто сказал.

5. Ритм и лаконичность

В диалоге ценится воздух. Чем короче реплики, тем живее сцена.

Белл советует:

Использовать короткие фразы.

Убирать лишние слова.

Давать паузы, «немые» моменты, которые работают сильнее слов.

Типичные ошибки начинающих

  1. Избыточная экспозиция. Когда герои рассказывают друг другу то, что они и так знают.
  2. Одинаковые голоса. Все персонажи звучат одинаково, и зритель путается.
  3. Скучные диалоги без конфликта.
  4. Клишированные фразы. «Ты уволен!», «Мы в одной лодке» — это сразу в корзину.
  5. Злоупотребление междометиями. «Эээ… ну, как бы… типа…» — жизнь такова, но в тексте это смерть.

Составили для вас гид, как писать диалоги, в которых реплики раскрывают образы персонажей и двигают историю вперед, рассказали чего стоит избегать при написании диалогов и какие дополнительные факторы и ситуации стоит держать в голове, приступая к работе со сценарием.

Больше материалов:

Почему все кино держится на интриге?

Как рассказывать интересно?

Курс сценаристов комедии, что это такое?