Найти в Дзене
Memento mori

Уничтоженное Первое градское кладбище, Курган

Для человека, интересующегося некрополистикой, город Курган прежде всего привлекателен одним только своим названием. Но не буду углубляться в историю самого города, а приведу пару снимков из витрины местного музея. Надо сказать, что Курган — немного кочующий город. Сначала некий Тимофей Невежин поставил свою первую избу как раз рядом с этими курганами. А в 1695 уже разросшееся поселение перевели чуть ниже по течению Тобола. Так что если начинать рассказывать о первых захоронениях будущего города, то они остались на территории нынешнего Парка памяти Первых поселенцев. Ибо были уничтожены в советское время так же, как и сами курганы, во славу строительства на этой территории посёлка Энергетиков. После переезда посёлка отстроили из дерева Христорождественскую церковь и начали хоронить возле неё. В 1767 году церковь сгорела, и на её месте отстроили каменный Троицкий собор. Храм в советское время взорвали и возвели на месте и храма, и кладбища Курганскую областную филармонию. Что-то не вез

Для человека, интересующегося некрополистикой, город Курган прежде всего привлекателен одним только своим названием. Но не буду углубляться в историю самого города, а приведу пару снимков из витрины местного музея.

Надо сказать, что Курган — немного кочующий город. Сначала некий Тимофей Невежин поставил свою первую избу как раз рядом с этими курганами. А в 1695 уже разросшееся поселение перевели чуть ниже по течению Тобола. Так что если начинать рассказывать о первых захоронениях будущего города, то они остались на территории нынешнего Парка памяти Первых поселенцев. Ибо были уничтожены в советское время так же, как и сами курганы, во славу строительства на этой территории посёлка Энергетиков.

После переезда посёлка отстроили из дерева Христорождественскую церковь и начали хоронить возле неё. В 1767 году церковь сгорела, и на её месте отстроили каменный Троицкий собор. Храм в советское время взорвали и возвели на месте и храма, и кладбища Курганскую областную филармонию.

Что-то не везёт городу с сохранением старых некрополей. Я перечислила два первых, но были и другие. Ныне в Кургане нет ни одного сохранившегося дореволюционного некрополя, хотя при ремонтных работах по всему городу и натыкаются регулярно на следы древних захоронений. А на новые, основанные в советское время кладбища я решила не ехать.

Лучше уж было прогуляться по парку, в который превратилось следующее по срокам основания кладбище. О чём, собственно, и мой нынешний рассказ.

В 1786 году создавался первый официальный план застройки Кургана, на котором предусмотрели место под общественное кладбище вдали от городских кварталов.

План застройки из музея, место под кладбище посередине наверху
План застройки из музея, место под кладбище посередине наверху

Уже к 1860 году город отстроился настолько, что власти решили закрыть этот некрополь и устроить на его месте городской сад. Но не просто сад, а с храмом. В связи с чем отстроили в 1896-1902 гг. дивной красоты Александро-Невский собор. В котором, в числе прочего, стали и отпевать, поскольку окончательно кладбище работу так и не прекратило. Большевики, придя к власти, тоже начали было хоронить на этой территории...
Но в 1924 году всё-таки решение о закрытии приняли окончательно, и кладбище уничтожили. На его месте разбили парк, который назвали конечно же в честь В.И. Ленина. Сейчас парк переименован в честь Александра Невского.

Ещё немного о соборе.
Большую часть денег на его постройку, 30 тысяч рублей, дал местный купец Дмитрий Иванович Смолин (1834-1898). Он родился в купеческой семье 3 гильдии, но, благодаря деловой хватке, поднялся до 1 гильдии. Строил мельницы, винокуренные и салотопленные предприятия, и прочая, и прочая. Наследства оставил на 2,5 млн руб, огроменные по тем временам деньги. Много жертвовал на благотворительность: помимо денег на постройку храма, был щедрым попечителем учебных заведений, отстроил здание под детский приют, выделил средства на постройку городского телеграфа, жертвовал богадельням и раздавал пищу неимущим в неурожайные годы...
До окончания строительства Александро-Невского собора Смолин не дожил, но был похоронен рядом со строящимся храмом. А спустя 10 лет и его жена, Елизавета Фёдоровна, легла рядом. В наше время надгробие восстановили:

Надгробие Дмитрия Ивановича Смолина и его супруги Елизаветы Федоровны
Надгробие Дмитрия Ивановича Смолина и его супруги Елизаветы Федоровны

А вот, собственно, и сам храм.
В 1929 году его закрыли, но, к счастью, не уничтожили, как другие религиозные сооружения города. Там в разные годы располагались музей, спортзал, факультет механизации и так далее. В 1989 году строение вернули верующим, и вскоре на здание возвратились снятые в советское время купола.

За собором находится небольшой мемориальный уголок.
Кроме восстановленного захоронения Смолиных, здесь расположено несколько могил без имён (священнослужителей), а также могила епископа Курганского и Шадринского Михаила (1953-2008).

Здесь же размещён мемориал в память о погибших в Чернобыльской и других техногенных катастрофах. И находятся 6 старинных надгробий, даже "не местных": они были перевезены при уничтожении Богородице-Рождественского кладбища, на месте которого ныне разбит парк Победы.

Вид у старых надгробий нетипичный совершенно. Даже в расположенном неподалёку Шадринске нет таких форм и цветочных узоров. Кажется, что сюда "мода" не доехала, и местные мастера создавали что-то совершенно уникальное. Жаль, что остались ныне лишь эти осколки.

Вообще, уничтоженное кладбище было конечно же разносословным, — здесь хоронили и городскую интеллигенцию, и купцов, и мещан, и крестьян. Первых лиц города тоже хоронили здесь.

Так, здесь был похоронен Фёдор Васильевич Шишкин (1803-1881). Родившись в крестьянской семье, он по молодости весьма плодотворно занимался исследованиями Северного Урала. Параллельно умудрился подкопить денег, и вскоре так развернулся в Кургане, что дорос до 1 купеческой гильдии. А в 1875 году был избран городским головой, а потом ещё и на второй срок переизбран, правда, уже не дожил до его окончания.

На территории парка сохранилось два советских мемориала. Первый из них посвящён большевикам, расстрелянным белочехами в 1918 году, во время восстания Чехословацкого легиона, и был возведён в 1921 году. В предыдущем рассказе о кладбище в Ульяновске уже упоминала историю этого легиона, не буду повторяться.

Кстати, обелиск этот находится совсем не над братскими могилами: его для удобства перенесли на центральную аллею в 1930 г. А над самими могилами долгие годы были карусели, демонтированные в 1990х.

Табличка крупнее
Табличка крупнее

Второй мемориал во время моего приезда был, к сожалению, на реставрации, так что на барельеф посмотреть не довелось. Но скрывающее мемориал полотнище достаточно чётко передает, что там изображено: девушка с винтовкой в руке, и рядом с ней раненый красноармеец.

Мемориал возвели в 1969г., к 50-летию освобождения от колчаковских войск, и посвятили всем павшим за власть Советов. Скульптор С.А. Голощапов, архитектор Г.А. Захаров.

Вот этот памятник действительно находится рядом с ещё одной братской могилой, где хоронили жертв колчаковского режима.

Мемориал павшим за власть Советов
Мемориал павшим за власть Советов

С другой стороны парка размещён современный уже памятник декабристам. Хотя немалое их число жило в Кургане (на мемориале перечислены все 13 имён), но Курган стал последним городом лишь для двоих. Оно и к лучшему, ибо, к примеру, вот в Тобольске-то могилу Кюхельбекера сохранили. А тут бы снесли, как могилы Ивана Фёдоровича Фохта и Ивана Семёновича Повало-Швейковского.

Возвели памятник в 2012 году по эскизам художников Т.А. Ивановой и Б.Н. Орехова. И вроде как он сооружён неподалёку от возможного захоронения декабристов. Но это не точно.

Иван Фёдорович Фохт (1794-1842) служил в резервном Азовском пехотном полке, но, впрочем, за границу через Пруссию они сходили. Дослужился до штабс-капитана, был награждён орденом Святой Анны IV степени, но в Южное общество вступил, за что и поплатился. Дворянства и званий лишили, сослали сначала в печально известный Берёзов. Там он практически нищенствовал, подрабатывал токарем, страдал от климатических условий и цинги. Обращение к Тобольскому губернатору помогло: сначала Ивану Фёдоровичу назначили небольшое довольствие, чтобы с голоду не умер, а в 1830 году и вовсе разрешили переехать в Курган. Там он и жил до конца своих дней, периодически выезжая в Тобольск и другие города для лечения, мучаясь от различных болезней, начиная "костоедом" и заканчивая туберкулёзом. Другие декабристы, постепенно понаехавшие в Курган, регулярно помогали Фохту деньгами. И ещё немного он подрабатывал врачебными приёмами, хотя с бедноты денег не брал.

Иван Семёнович Повало-Швейковский (1787-1845), дворянин польского происхождения, имел более впечатляющую биографию. С 1801 года поступил на военную службу и дослужился до звания полковника, участвуя в русско-турецкой войне, в Отечественной войне 1812 года, в заграничном походе русской армии. Раз за разом излечивался от ранений и вновь вставал в строй. Получил множество наград (золотая шпага "За храбрость" выдавалась аж дважды, редчайший случай!) Бился под Лейпцигом в Битве народов и при Бородино, один из первых вошёл в Париж в 1914 году... А по возвращению в Россию вступил в Южное общество. И, хотя был решительно против радикальных мер типа убийства Александра I, активное участие в жизни общества принимал, за что и был осуждён ссылкой на каторгу. Побывал в Читинском остроге и на Петровском заводе, а в 1839 году получил разрешение перебраться на поселение, и выбрал Курган. Там огородничал, лечил граждан, и умер от туберкулёза на руках у Кюхельбекера.

Я не нашла каких-то списков, которые бы подробнее повествовали о людях, чей прах ныне покоится под парковыми дорожками. Да даже открываешь биографии половины курганских купцов — а там сплошное "неизвестно, в каком году умер точно", "неизвестно, где именно похоронен". Кажется, слишком многое было "обновлено" в первые советские годы.

К слову, вот жил в Кургане фотограф Алексей Иванович Кошечев (1865-?, после 1933г.) Благодаря его трудам в архивах города сохранилось некоторое количество снимков, на которых можно увидеть Курган конца XIX - начала ХХ века. Кошечев, кстати, и революцию вполне поддержал, памфлеты и антиправительственные газеты у себя в типографии печатал в преддверии. Но после революции его фотоателье с типографией национализировали, а множество бесценных снимков... выкинули.

Такая вот история.
А вам спасибо за внимание и заходите в
ТГ-канал, занять время между публикациями.