Для человека, интересующегося некрополистикой, город Курган прежде всего привлекателен одним только своим названием. Но не буду углубляться в историю самого города, а приведу пару снимков из витрины местного музея.
Надо сказать, что Курган — немного кочующий город. Сначала некий Тимофей Невежин поставил свою первую избу как раз рядом с этими курганами. А в 1695 уже разросшееся поселение перевели чуть ниже по течению Тобола. Так что если начинать рассказывать о первых захоронениях будущего города, то они остались на территории нынешнего Парка памяти Первых поселенцев. Ибо были уничтожены в советское время так же, как и сами курганы, во славу строительства на этой территории посёлка Энергетиков.
После переезда посёлка отстроили из дерева Христорождественскую церковь и начали хоронить возле неё. В 1767 году церковь сгорела, и на её месте отстроили каменный Троицкий собор. Храм в советское время взорвали и возвели на месте и храма, и кладбища Курганскую областную филармонию.
Что-то не везёт городу с сохранением старых некрополей. Я перечислила два первых, но были и другие. Ныне в Кургане нет ни одного сохранившегося дореволюционного некрополя, хотя при ремонтных работах по всему городу и натыкаются регулярно на следы древних захоронений. А на новые, основанные в советское время кладбища я решила не ехать.
Лучше уж было прогуляться по парку, в который превратилось следующее по срокам основания кладбище. О чём, собственно, и мой нынешний рассказ.
В 1786 году создавался первый официальный план застройки Кургана, на котором предусмотрели место под общественное кладбище вдали от городских кварталов.
Уже к 1860 году город отстроился настолько, что власти решили закрыть этот некрополь и устроить на его месте городской сад. Но не просто сад, а с храмом. В связи с чем отстроили в 1896-1902 гг. дивной красоты Александро-Невский собор. В котором, в числе прочего, стали и отпевать, поскольку окончательно кладбище работу так и не прекратило. Большевики, придя к власти, тоже начали было хоронить на этой территории...
Но в 1924 году всё-таки решение о закрытии приняли окончательно, и кладбище уничтожили. На его месте разбили парк, который назвали конечно же в честь В.И. Ленина. Сейчас парк переименован в честь Александра Невского.
Ещё немного о соборе.
Большую часть денег на его постройку, 30 тысяч рублей, дал местный купец Дмитрий Иванович Смолин (1834-1898). Он родился в купеческой семье 3 гильдии, но, благодаря деловой хватке, поднялся до 1 гильдии. Строил мельницы, винокуренные и салотопленные предприятия, и прочая, и прочая. Наследства оставил на 2,5 млн руб, огроменные по тем временам деньги. Много жертвовал на благотворительность: помимо денег на постройку храма, был щедрым попечителем учебных заведений, отстроил здание под детский приют, выделил средства на постройку городского телеграфа, жертвовал богадельням и раздавал пищу неимущим в неурожайные годы...
До окончания строительства Александро-Невского собора Смолин не дожил, но был похоронен рядом со строящимся храмом. А спустя 10 лет и его жена, Елизавета Фёдоровна, легла рядом. В наше время надгробие восстановили:
А вот, собственно, и сам храм.
В 1929 году его закрыли, но, к счастью, не уничтожили, как другие религиозные сооружения города. Там в разные годы располагались музей, спортзал, факультет механизации и так далее. В 1989 году строение вернули верующим, и вскоре на здание возвратились снятые в советское время купола.
За собором находится небольшой мемориальный уголок.
Кроме восстановленного захоронения Смолиных, здесь расположено несколько могил без имён (священнослужителей), а также могила епископа Курганского и Шадринского Михаила (1953-2008).
Здесь же размещён мемориал в память о погибших в Чернобыльской и других техногенных катастрофах. И находятся 6 старинных надгробий, даже "не местных": они были перевезены при уничтожении Богородице-Рождественского кладбища, на месте которого ныне разбит парк Победы.
Вид у старых надгробий нетипичный совершенно. Даже в расположенном неподалёку Шадринске нет таких форм и цветочных узоров. Кажется, что сюда "мода" не доехала, и местные мастера создавали что-то совершенно уникальное. Жаль, что остались ныне лишь эти осколки.
Вообще, уничтоженное кладбище было конечно же разносословным, — здесь хоронили и городскую интеллигенцию, и купцов, и мещан, и крестьян. Первых лиц города тоже хоронили здесь.
Так, здесь был похоронен Фёдор Васильевич Шишкин (1803-1881). Родившись в крестьянской семье, он по молодости весьма плодотворно занимался исследованиями Северного Урала. Параллельно умудрился подкопить денег, и вскоре так развернулся в Кургане, что дорос до 1 купеческой гильдии. А в 1875 году был избран городским головой, а потом ещё и на второй срок переизбран, правда, уже не дожил до его окончания.
На территории парка сохранилось два советских мемориала. Первый из них посвящён большевикам, расстрелянным белочехами в 1918 году, во время восстания Чехословацкого легиона, и был возведён в 1921 году. В предыдущем рассказе о кладбище в Ульяновске уже упоминала историю этого легиона, не буду повторяться.
Кстати, обелиск этот находится совсем не над братскими могилами: его для удобства перенесли на центральную аллею в 1930 г. А над самими могилами долгие годы были карусели, демонтированные в 1990х.
Второй мемориал во время моего приезда был, к сожалению, на реставрации, так что на барельеф посмотреть не довелось. Но скрывающее мемориал полотнище достаточно чётко передает, что там изображено: девушка с винтовкой в руке, и рядом с ней раненый красноармеец.
Мемориал возвели в 1969г., к 50-летию освобождения от колчаковских войск, и посвятили всем павшим за власть Советов. Скульптор С.А. Голощапов, архитектор Г.А. Захаров.
Вот этот памятник действительно находится рядом с ещё одной братской могилой, где хоронили жертв колчаковского режима.
С другой стороны парка размещён современный уже памятник декабристам. Хотя немалое их число жило в Кургане (на мемориале перечислены все 13 имён), но Курган стал последним городом лишь для двоих. Оно и к лучшему, ибо, к примеру, вот в Тобольске-то могилу Кюхельбекера сохранили. А тут бы снесли, как могилы Ивана Фёдоровича Фохта и Ивана Семёновича Повало-Швейковского.
Возвели памятник в 2012 году по эскизам художников Т.А. Ивановой и Б.Н. Орехова. И вроде как он сооружён неподалёку от возможного захоронения декабристов. Но это не точно.
Иван Фёдорович Фохт (1794-1842) служил в резервном Азовском пехотном полке, но, впрочем, за границу через Пруссию они сходили. Дослужился до штабс-капитана, был награждён орденом Святой Анны IV степени, но в Южное общество вступил, за что и поплатился. Дворянства и званий лишили, сослали сначала в печально известный Берёзов. Там он практически нищенствовал, подрабатывал токарем, страдал от климатических условий и цинги. Обращение к Тобольскому губернатору помогло: сначала Ивану Фёдоровичу назначили небольшое довольствие, чтобы с голоду не умер, а в 1830 году и вовсе разрешили переехать в Курган. Там он и жил до конца своих дней, периодически выезжая в Тобольск и другие города для лечения, мучаясь от различных болезней, начиная "костоедом" и заканчивая туберкулёзом. Другие декабристы, постепенно понаехавшие в Курган, регулярно помогали Фохту деньгами. И ещё немного он подрабатывал врачебными приёмами, хотя с бедноты денег не брал.
Иван Семёнович Повало-Швейковский (1787-1845), дворянин польского происхождения, имел более впечатляющую биографию. С 1801 года поступил на военную службу и дослужился до звания полковника, участвуя в русско-турецкой войне, в Отечественной войне 1812 года, в заграничном походе русской армии. Раз за разом излечивался от ранений и вновь вставал в строй. Получил множество наград (золотая шпага "За храбрость" выдавалась аж дважды, редчайший случай!) Бился под Лейпцигом в Битве народов и при Бородино, один из первых вошёл в Париж в 1914 году... А по возвращению в Россию вступил в Южное общество. И, хотя был решительно против радикальных мер типа убийства Александра I, активное участие в жизни общества принимал, за что и был осуждён ссылкой на каторгу. Побывал в Читинском остроге и на Петровском заводе, а в 1839 году получил разрешение перебраться на поселение, и выбрал Курган. Там огородничал, лечил граждан, и умер от туберкулёза на руках у Кюхельбекера.
Я не нашла каких-то списков, которые бы подробнее повествовали о людях, чей прах ныне покоится под парковыми дорожками. Да даже открываешь биографии половины курганских купцов — а там сплошное "неизвестно, в каком году умер точно", "неизвестно, где именно похоронен". Кажется, слишком многое было "обновлено" в первые советские годы.
К слову, вот жил в Кургане фотограф Алексей Иванович Кошечев (1865-?, после 1933г.) Благодаря его трудам в архивах города сохранилось некоторое количество снимков, на которых можно увидеть Курган конца XIX - начала ХХ века. Кошечев, кстати, и революцию вполне поддержал, памфлеты и антиправительственные газеты у себя в типографии печатал в преддверии. Но после революции его фотоателье с типографией национализировали, а множество бесценных снимков... выкинули.
Такая вот история.
А вам спасибо за внимание и заходите в ТГ-канал, занять время между публикациями.