Германия: Соответствующий меморандум о сотрудничестве в данной сфере заключили BVG, Hamburger Hochbahn и MVG. Предполагается создание единого управленческого комитета из представителей всех трех городов, который будет координировать отдельные рабочие группы.
Ожидается, что объединение различных изолированных проектов и исключение избыточных структур позволит сэкономить средства и ускорить разработку систем автоведения на рельсовом и безрельсовом транспорте. Целевой показатель – до 2 тыс. беспилотных транспортных средств в 2035 году. Дополнительно планируется разработать единое информационное приложение для поездов и автобусов и стандартизованную систему продаж.
Собственные проекты систем автоведения имеются у всех трех участников соглашения. Так, в Гамбурге уже начались работы по частичной автоматизации линий метро U2 и U4, а строящаяся линия U5 будет полностью беспилотной с поездами (на изображении) и системами сигнализации Alstom. Автоведение уровня GoA2 по технологии Trainguard MT от Siemens Mobility планируется и на линиях Берлинского метро U5 и U8. Комплектация системами управления движением ETCS поверх системы автоведения ATO заложена и в другой контракт Siemens Mobility на электропоезда для Мюнхена.
Тренд на объединение усилий в данной сфере прослеживается у ряда перевозчиков. Так, железные дороги нескольких европейских стран реализуют совместный проект OCORA – единой архитектуры бортовой системы управления и сигнализации с модулем автоведения в перспективе. В Германии Deutsche Bahn, Siemens, Bosch и еще ряд компаний разрабатывают беспилот для железнодорожного транспорта.
В России ТМХ совместно с НИИАС намерены создать единую систему автоматизации всего рельсового транспорта от маневровых тепловозов до трамваев и метро. По мнению руководителя проекта РЖД по беспилотным поездам, замгендиректора НИИАС Павла Попова, единая архитектура обеспечивает упрощение и удешевление технологии. Также подключение большого количества участников с различными условиями эксплуатации сокращает необходимое время на обучение систем машинного зрения.
Следует отметить, что в Европе уже есть успешный пример объединения перевозчиков шести городов Германии и Австрии для разработки единого стандарта трамвай-поезда. Это позволило операторам заказать одним контрактом до 500 трехсекционных CityLink от Stadler и тем самым сэкономить около €1 млн с каждой единицы.