Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

Тесть забрал из салона Haval M6 за 2.300.000. Через 40 минут звонит мне: "Забери меня, коробка не переключает!". Поехали обратно к дилеру

Оглавление

Мой тесть, полжизни отъездивший на «Жигулях» и подержанных «японцах», выезжал из ворот дилерского центра Haval. Его новый M6 обошелся в 2.3 миллиона рублей. Сумма для нашей семьи весьма ощутимая, накопленная не за один год.

Мысленно мы уже прокладывали маршрут на дачу, обсуждали, как сложим в огромный багажник рассаду и мангал. Тесть, сияя от гордости, поехал домой, а я отправился по своим делам. Прошло не больше сорока минут, раздается звонок. На экране телефона высвечивается «Тесть».

- Забери меня, - голос в трубке был растерянным и злым одновременно. - Я на съезде с кольцевой стою. Коробка не переключает, машина не едет.

Может, он что-то не так нажал? M6 оснащается роботизированной коробкой, а тесть всю жизнь ездил на механике да на классическом автомате. Может, с непривычки включил не тот режим? Но сомнения быстро развеялись. Когда я приехал на место, картина была удручающей. Новый, блестящий Haval M6 стоял на «аварийке» в правом ряду, беспомощно мигая огнями.

На приборной панели горела ошибка трансмиссии. Селектор коробки двигался, но автомобиль никак не реагировал. Нейтраль, драйв, реверс - тишина. Двигатель работал ровно, но тяга на колеса не передавалась.

Мы попробовали заглушить и завести машину несколько раз - безрезультатно. Ошибка не пропадала, автомобиль оставался недвижимым. Сорок минут владения. Сорок! За это время он не успел даже до дома доехать.

-2

Звонок дилеру, на том конце провода менеджер, который еще час назад пожимал нам руки и желал удачной дороги, явно не ожидал такого поворота. Сначала были стандартные отговорки:

«А вы точно все правильно делаете?», «Попробуйте скинуть клемму аккумулятора».

Но когда стало ясно, что ситуация серьезная, тон сменился на более деловой. Вызвали эвакуатор по программе помощи на дорогах. Новый, пахнущий заводом автомобиль с пробегом 28 километров позорно заезжал на платформу эвакуатора, чтобы вернуться туда, откуда так радостно выехал час назад.

Разбор полетов: что это было?

Пока мы ехали вслед за эвакуатором обратно в дилерский центр, я лихорадочно перебирал в голове возможные причины. Я неплохо разбираюсь в технике и понимаю, что именно могло случиться.

Давайте разберемся, что там за коробка у этого M6. За переключение передач в нем отвечает семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями, которые работают в масляной ванне - отсюда и название «мокрые». Производит эту трансмиссию, известную как 7DCT, сама корпорация Great Wall (которой и принадлежит Haval) через свою дочернюю компанию HYCET. Агрегат этот довольно массовый, его можно встретить на многих популярных моделях концерна, вроде Jolion или F7.

Но, как и у любой сложной системы, у нее есть своя ахиллесова пята (мехатроник). Если говорить по-простому, это «мозг» и «нервная система» коробки в одном флаконе. Этот блок получает команды от водителя через селектор, считывает информацию с десятков датчиков и отдает приказы гидравлике: «Так, выжимай одно сцепление, готовь следующую передачу». И если этот «мозг» вдруг дает сбой, вся сложная и дорогая коробка передач превращается в бесполезный кусок металла.

Что могло пойти не так в нашем случае?

  1. Программный сбой. Самое безобидное. Мог произойти сбой в прошивке блока управления трансмиссией. Иногда такое лечится простой перепрошивкой или адаптацией.
  2. Отказ датчика. Коробка опирается на показания десятков датчиков: положения селектора, скорости вращения валов, температуры масла и т.д. Выход из строя даже одного из них может заставить систему перейти в аварийный режим и разомкнуть сцепления.
  3. Проблема с мехатроникой. Это уже серьезнее. Отказ соленоида, клапана или самого электронного блока. Такой ремонт, как правило, выливается в замену всего блока, а это очень недешево.
  4. Заводской брак. Самый неприятный вариант. Неправильно установленный компонент, стружка в гидравлической системе, дефектный диск сцепления. Что угодно, что прошло мимо отдела контроля качества на заводе.

Учитывая, что отказ произошел практически мгновенно, я склонялся либо к фатальному заводскому браку одного из ключевых компонентов, либо к полному отказу электроники.

Разговор у дилера и потребительский экстремизм наоборот

В сервисном центре нас уже ждали. Машину быстро приняли, закатили в ремзону, началось томительное ожидание. Настроение у тестя было хуже некуда. Он молчал, и я понимал его чувства. Ты отдаешь немалые деньги, веришь в бренд, в гарантию, в то, что новая вещь должна работать и получаешь вот такое.

Здесь стоит сделать важное отступление про закон. Согласно «Закону о защите прав потребителей», автомобиль является технически сложным товаром. Если в нем в течение первых 15 дней после покупки обнаруживается любой недостаток, покупатель вправе потребовать не только ремонта, но и замены автомобиля на новый или полного возврата денег. Любой недостаток. Даже неработающая лампочка.

-3

Мы с тестем - люди неконфликтные. Мы не собирались кричать и размахивать законом. Мы хотели одного: чтобы нам либо отдали исправную машину, либо вернули деньги. Менеджер, который продавал нам автомобиль, старался быть максимально корректным, но напряжение висело в воздухе.

Через пару часов вышел мастер-приемщик. Диагноз был неутешительным и одновременно ожидаемым.

«Предварительно - выход из строя блока мехатроники. Требуется замена. Запчасти на центральном складе нет, нужно заказывать из Китая. Сроки - от 45 дней».

Сорок пять дней минимум. Купить машину, чтобы полтора-два месяца ждать ремонта. Это был уже перебор. Тесть, до этого сохранявший олимпийское спокойствие, изменился в лице. Я понял, что пора переходить к конструктивному диалогу.

Мы вежливо, но твердо заявили, что ремонт сроком в 45 дней нас не устраивает. Что с момента покупки не прошло и нескольких часов, и мы хотим воспользоваться своим законным правом на возврат денежных средств.

В этот момент к диалогу подключился руководитель отдела продаж. Разговор был долгим. Нас пытались убедить, что это «единичный случай», «от брака никто не застрахован», предлагали подменный автомобиль (которого, конечно же, в наличии не оказалось).

Но мы стояли на своем. Итог: после нескольких часов переговоров и консультаций с юристами дилер согласился принять автомобиль и вернуть деньги. Нам пришлось написать официальное заявление. Процесс возврата занял еще около недели, но деньги на счет тестя в итоге поступили в полном объеме.

Какая мораль у этой истории? Я далек от того, чтобы ставить крест на всем китайском автопроме. За последние годы они сделали гигантский скачок в качестве, дизайне и технологиях. Но эта ситуация оголила одну важную проблему: стабильность качества.

Возможно, нам просто не повезло. Попался тот самый один автомобиль из тысячи с дефектным блоком. Но когда этот автомобиль твой, статистика перестает иметь значение.

Тесть в итоге купил... подержанную Toyota Camry. Сказал, что больше в эти «современные технологии» он не верит и хочет простую, проверенную временем машину. Я не стал его переубеждать.

А что думаете вы? Сталкивались ли с серьезными поломками сразу после выезда из салона?