«Открываем дневники», «к доске пойдет…», «ну ведь можете, когда хотите!» – фразы наших школьных учителей, как и их образы, остаются с нами на всю жизнь. Особенно яркие воспоминания оставляют те, кто умеет находить общий язык с детьми, увлекательно и с чувством рассказывать о своем предмете и мотивировать на учебу. А еще – пошутить и внести нотку юмора в привычные школьные будни.
В детских советских книгах можно встретить самых разных учителей. Строгие и не очень, ответственные, честные и справедливые, порой совершающие ошибки, как и все живые люди. Часто они играют одну из ключевых ролей в жизни юных героев, формируя их представление о мире, помогая раскрыть самые лучшие человеческие качества и выйти из непростых ситуаций. А порой и сами учатся у детей, ломая устаревшие взгляды и стереотипы.
«Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А». Ирина Пивоварова
«Нина Петровна направлялась к учительскому столу. Она была в модных туфлях на высоких каблуках. На ней была новая зелёная полосатая кофточка. И всё это ей очень шло», – такой предстает перед нами классный руководитель 5 «А», где учится главная героиня повести. Именно Нина Петровна стала прямым участником авантюры, которую затеяла отличница и староста класса Аня Залетаева, укравшая школьный журнал. Автор рисует образ доброй и чуткой учительницы, которая даже в критический момент сохраняет уважение и любовь к своим ученикам: «Ребята, я думаю, что это недоразумение. Я в вас верю, ребята. И я даю вам два дня. Я надеюсь, что не позже чем через два дня журнал вернётся на своё прежнее место… До свиданья, ребята».
«Первоклассница». Евгений Шварц
Классика детской литературы, повесть покорила сердца миллионов советских мальчишек и девчонок. Первая учительница главной героини книги Маруси Орловой – строгая, но добрая и справедливая Анна Ивановна – становится для девочки настоящим авторитетом. «Ведь это очень интересно – учиться. И мы с вами начнём сегодня новую, школьную жизнь. Прежде всего мы научимся вести себя в классе так, как полагается настоящим школьникам: не мешать, а помогать друг другу…». А когда Маруся и ее подруги неожиданно пропадают, Анна Ивановна утешает маму и бабушку и делает все, чтобы помочь в поисках девочек.
«Уроки смеха». Леонид Каминский
В сборнике веселых рассказов известного мастера школьного юмора Леонида Каминского появляется несколько учителей, но чаще – учительница русского языка и классный руководитель Людмила Аркадьевна. Помимо дисциплинированности яркой чертой ее характера выступает тонкий юмор, с которым она относится к выходкам своих учеников и особенно к их ошибкам в школьных сочинениях. «Я проверила ваши сочинения на тему «Мой четвероногий друг» и некоторые из них хочу вам почитать. Это будет посмешнее анекдотов! Вот что пишет, например, Аня Гусева: «Мой четвероногий друг – это пёс Кеша. Его подарил мне на день рождения мой дедушка. Он очень весёлый. Когда я возвращаюсь из школы, он радостно визжит, виляет хвостом и прыгает на задних лапах». Действительно, очень весёлый дедушка у Ани. Даже прыгает на задних лапах».
«Как я был вундеркиндом». Владимир Машков
В жизни круглого отличника Севы Соколова учителя присутствуют не только в школе, но и занимают все свободное время мальчика. Ведь после уроков он отправляется на дополнительные занятия по английскому, математике, музыке... Например, его учитель по английскому языку, Лев Семенович, – бывший дипломат! О его страсти к предмету можно судить лишь по одному этому отрывку: «Лев Семёнович тщательно разглаживает страницы книги, проводит рукой по волосам, несколько секунд жуёт губами, потом откашливается, прочищает горло. Говорят, так готовятся к выступлению оперные певцы. Наконец Лев Семёнович готов, и начинается священнодействие. Лев Семёнович читает, смакуя каждое слово, он причмокивает, он облизывается, будто не произносит обыкновенные английские слова, а вкушает некие восхитительные яства. Он наслаждается каждой буковкой, он обсасывает каждое слово. Это не чтение, а пиршество. Я невольно заражаюсь, поддаюсь его влиянию. Я тоже начинаю облизываться, словно объедаюсь какой-то вкуснятиной…».
«Каждый мечтает о собаке». Владимир Железников
У тринадцатилетнего Юры, несколько лет назад пережившего смерть отца, рушится жизнь: мать начинает встречаться с новым мужчиной, лучший друг предает в самый неожиданный момент, а класс объявляет бойкот. Пережить подростковые конфликты ему помогают добрые, доверительные отношения с новым учителем русского языка и литературы Федором Федоровичем по прозвищу Эфэф. «И слова он особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется. И глаза у него пристальные — разговаривая, он никогда не смотрит в сторону. Ну, в общем, мы здорово с ним подружились, и я к нему часто забегал, в его «одиночку». Так он называет свою однокомнатную квартирку. И в этой истории он мне здорово помог, как настоящий друг, а то после скандала с кладом меня прямо поедом ели. Проходу не давали. А он меня поддержал. Как-то толково объяснил, чего надо стесняться в жизни, а чего — нет. И я ему поверил, и это меня, можно сказать, спасло».
«Белая лошадь – горе не мое». Наталия Соломко
Главный герой книги – молодой учитель географии Александр Арсеньевич, который не просто преподает свой предмет, а искренно болеет им. Иначе, разве смог бы он так красочно рассказывать детям об открытии новых материков и океанов? Жаль, что не все понимают энтузиазм молодого учителя, особенно администрация школы во главе с завучем Лолой Игнатьевной и директором, его собственным отцом…
– Выходим из Лиссабона, – сказал Александр Арсеньевич, оглядывая свою юную команду. – Дежурный штурман, где астролябия? Компасы спрячьте, их еще не изобрели... Экипаж, по местам!
– Стойте! – с отчаянием закричал штурман. – Они опять небо не так держат!
– Всем четверым сейчас двойки поставлю! – грозно пообещал Александр Арсеньевич. – Шутники!
«Атланты», ухмыляясь, развернули небо на сто восемьдесят градусов...
И сразу где-то совсем рядом тяжело и зовуще загремел прибой, загудел ветер. Капитан взбежал на мостик и отдал приказ поднять паруса. Команда бросилась на реи, парусина захлопала под ветром, засвистели снасти... Шестой «Б» ушел в океан. Туда, туда, вдаль, в синь, в ветер, где лежали среди зыбей еще не открытые материки...
«Витька-Винт и Севка-Кухня». Валерий Приемыхов
Витя Елхов (Винт) и Сева Кухтин (Кухня) живут и учатся в небольшом провинциальном городке. Однажды в их школе появляется новая учительница русского языка Лина Романовна, тут же невзлюбившая мальчишек за их «упрямство» и сельский жаргон или, по ее выражению, «какофонию». Как стороннице всего «современного», ей претит название улицы Кукуевка и деревни Кресты, которые друзья упорно отстаивают как старинную топонимику края. В качестве аргументов мальчишки используют словарь Даля, но учительница не унимается, вызывая в школу их отцов. «Они упорствуют в своём невежестве. Была задана тема – новое название для улицы или посёлка. Это не только учёба, это инициатива, и хорошая инициатива, городских властей. Кому жить на этих новых улицах? Нашим детям. Ведь посмотрите на карту вашего города, района – убожество. Кресты – село, Красный Куд – посёлок, Кукуевка – улица, улица Свистуша… Так и просится сказать: «Откуда вы?».
Каждая из этих живых, увлекательных книг о школьной жизни содержит глубокую мораль, которую советские авторы старались бережно передать юным читателям. В том числе через образы учителей, которые нередко выступают проводниками этих важных жизненных смыслов.