Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Чайная осень Бориса Кустодиева

Золотая осень нас покидает. Поэтому решили вспомнить осенние «чайные» сюжеты Бориса Михайловича Кустодиева. Борис Михайлович Кустодиев любил рисовать золотую осень – она служила прекрасным фоном для его картин русской провинциальной жизни. В 1914 году художник написал картину «В старом Суздале», на которой купчихи пьют чай у храма Николая Чудотворца; а в 1926 году – картину «Осень в провинции. Чаепитие». В 1915 году Кустодиев работал в Московском Художественном театре над декорациями к премьере пьесы Ильи Дмитриевича Сургучева (1881-1956) «Осенние скрипки». Название пьесы драматург взял из «Осенней песни» Поля Верлена: «Долгие песни скрипки осенней/Зов неотвязный/Сердце мне ранят». Главная же героиня – женщина «36-37 лет», в душе которой запели «скрипки осени человеческой». На сцене ее образ воплотила Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, постановка имела большой успех. Один из крупнейших историков отечественного театра Павел Александрович Марков писал о декорациях Кустодиева: «Он тонко

Золотая осень нас покидает. Поэтому решили вспомнить осенние «чайные» сюжеты Бориса Михайловича Кустодиева.

Борис Михайлович Кустодиев любил рисовать золотую осень – она служила прекрасным фоном для его картин русской провинциальной жизни. В 1914 году художник написал картину «В старом Суздале», на которой купчихи пьют чай у храма Николая Чудотворца; а в 1926 году – картину «Осень в провинции. Чаепитие».

Борис Михайлович Кустодиев, «В старом Суздале», 1914 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Борис Михайлович Кустодиев, «В старом Суздале», 1914 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Борис Михайлович Кустодиев, «Осень в провинции. Чаепитие», 1926 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Борис Михайлович Кустодиев, «Осень в провинции. Чаепитие», 1926 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

В 1915 году Кустодиев работал в Московском Художественном театре над декорациями к премьере пьесы Ильи Дмитриевича Сургучева (1881-1956) «Осенние скрипки». Название пьесы драматург взял из «Осенней песни» Поля Верлена: «Долгие песни скрипки осенней/Зов неотвязный/Сердце мне ранят». Главная же героиня – женщина «36-37 лет», в душе которой запели «скрипки осени человеческой». На сцене ее образ воплотила Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, постановка имела большой успех. Один из крупнейших историков отечественного театра Павел Александрович Марков писал о декорациях Кустодиева: «Он тонко показал и поэзию провинциальной жизни, и прелесть осеннего сада, стоявшего на горе, с которой открывался вид на лежащий в ложбине провинциальный городок, и красоту осеннего увядания, когда за просторными окнами барского дома падали осенние листья».

На эскизе к декорации I и IV действия пьесы изображена столовая, в большие окна которой виден городской осенний пейзаж. Главные герои – присяжный поверенный Дмитрий Иванович Лавров и его жена Варвара Васильевна – только что оставили накрытый для утреннего чаепития стол. Они беседуют и Вера Васильевна потом спросит мужа: «Может, еще выпьешь чаю?» И он ответит: «Нет, не хочу... Мерси».

Борис Михайлович Кустодиев, эскиз к декорации I и IV действия пьесы «Осенние скрипки», 1915 год. Из собрания музея Московского Художественного академического театра
Борис Михайлович Кустодиев, эскиз к декорации I и IV действия пьесы «Осенние скрипки», 1915 год. Из собрания музея Московского Художественного академического театра