Найти в Дзене
Инвестор Сергей

Как я проехал по Амуро-Якутской железной дороге

Продолжаю рассказ о путешествии по Дальнему Востоку России от Якутска до Иркутска Напомню, что в начале путешествия я прилетел в Якутск. Затем двигался железными дорогами. Якутск отрезан от транспортных магистралей широченной рекой Лена. Город на левом берегу, а автомобильная и железная дороги — на правом. Автомобильный мост только начали строить, а железка начинается в поселке Нижний Бестя, километрах в 20 от столицы республики. Это по прямой, а на деле нужно добираться с пересадками с помощью паромной переправы. Об этом написал в этом посте. А теперь о самой железной дороге. Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) — то железная дорога на востоке России, которая связывает Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль с Якутией. Долгое время АЯМ называли «дорогой в никуда», так как она годами десятилетиями, не имея конечной точки. Её главная цель — соединить «Большую землю» с Якутией — была достигнута только в 2019 году. Это первый большой железнодорожный проект проект со времен ССС

Продолжаю рассказ о путешествии по Дальнему Востоку России от Якутска до Иркутска

Напомню, что в начале путешествия я прилетел в Якутск. Затем двигался железными дорогами.

Якутск отрезан от транспортных магистралей широченной рекой Лена. Город на левом берегу, а автомобильная и железная дороги — на правом. Автомобильный мост только начали строить, а железка начинается в поселке Нижний Бестя, километрах в 20 от столицы республики. Это по прямой, а на деле нужно добираться с пересадками с помощью паромной переправы. Об этом написал в этом посте. А теперь о самой железной дороге.

Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) — то железная дорога на востоке России, которая связывает Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль с Якутией.

Красный — Транссиб.
Зеленый — БАМ.
Желтый — АЯМ.
Красный — Транссиб. Зеленый — БАМ. Желтый — АЯМ.

Долгое время АЯМ называли «дорогой в никуда», так как она годами десятилетиями, не имея конечной точки. Её главная цель — соединить «Большую землю» с Якутией — была достигнута только в 2019 году. Это первый большой железнодорожный проект проект со времен СССР.

Строительство магистрали длилось десятилетиями с остановками и возобновлениями, начиная с советских времен, и продолжается с перспективой дальнейшего развития.

  • Первые попытки строительства начались еще в 1930-е годы силами ГУЛАГа но война прервала надолго эти планы.
  • Южный участок АЯМ (Малый БАМ) протяженностью от Транссиба до Беркакита и Нерюнгри был построен еще в 1979 году, еще в рамках ударной стройки байкало-Амурской магистрали.
  • В 1985 году вышло постановление Совета министров СССР о строительстве магистрали Беркакит-Томмот-Якутск, объявление Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Но в 90-е годы все заглохло. Финансирование стройки возобновили только в 00-х, да и то частями.
  • Центральный участок от Нерюнгри до Томмота завершили к 2004 году
  • Северный участок до Нижнего Бестяха построили к 2011 году, но пассажирское сообщение пустили только в 2018 году.
  • Дорогу дотянули до речного порта Якутск-правобережный. Были планы строить совместный с автомобильный мост до центра Якутска. Но снова отложили. Пока строят только для автотранспорта.

Строительство было битвой с суровой природой.Зимой температура здесь опускается ниже -60°C, а летом может подниматься до +35°C. Такие перепады разрушительно действуют на конструкции полотна и подвижной состав.

Трасса почти на всём своём протяжении проложена по вечной мерзлоте, которая достигает глубины 200-300 метров. Это создавало и создает колоссальные проблемы: грунт «плывёт», рельсы деформируются, требуя постоянного ремонта.

В совсем дальних планах — продление дороги до Магадана, Чукотки и даже через тоннель под Беринговым проливом в Северную Америку. Если глянуть на глобус, то дорога совпадает с самым прямым направление из Китая в США. Вот такие перспективы!

-3

Сейчас длина Амуро-Якутской магистрали - 1 215 км. Управляется отдельных от РЖД предприятием «Железные дороги Якутии», акции которого принадлежат Российским железным дорогам и Правительству Якутии.

Я полистал в дороге брошюру про АЯМ. Предприятие приносит прибыль. В основном, конечно, за счет грузоперевозок, так как им магистралью пользуются многочисленные промышленные предприятия богатой ресурсами Якутии. Пассажирские перевозки немногочисленны. Я ехал в июле, вроде сезон, но в поезде было полно свободных мест.

-4

Отправление с нового вокзала в Нижнем Бестяхе, который стоит одиноко посреди тайги.

-5

В пути за окном был однообразный пейзаж: низкорослая тайга.

-6
-7

Ночью поезд добирается предгорий до Станового хребта. Пейзаж меняется на холмистый.

-8

Погода портится. Если в центральной Якутии большую часть года ясно, то тут воздушные массы из Арктики, цепляясь за горы, обрушиваются дождями.

-9

Я проезжал остановочные пункты, которые напоминали о компаниях на фондовом рынке.

-10

Например, Селигдар (одноименное название золотодобывающей компании) выглядит вот так. Это огромная стоянка строительной техники.

-11

Наутро добрался до города Нерюнгри, промышленной столицы Южной Якутии. Здесь АЯМ переходит в Малый БАМ. О них расскажу в следующих постах.

-12

❓️ Любите поезда?

Читайте также об этом путешествии: