Найти в Дзене
Записки Айтишника

Радиоприемник из фильма «Три плюс два» — Гауя

28 сентября 2025 года умер актер Геннадий Нилов, который снялся в знаменитом фильме «Три плюс два». Помянем актера, а также вспомним про радиоприемник из этого фильма... Портативный транзисторный радиоприёмник «Гауя», производство которого стартовало в январе 1961 года на Рижском радиозаводе имени А. С. Попова, стал поистине культовым аппаратом. Эта модель оказалась в числе первых советских портативных транзисторных приёмников, выпускавшихся столь масштабной серией — совокупный объем производства достиг почти 300 тысяч экземпляров. Свое поэтичное название устройство унаследовало от латвийской реки Гауя, что подчеркивало его прибалтийское происхождение. Появление этого приёмника ознаменовало важный технологический переход в отечественной радиопромышленности — от громоздких ламповых конструкций к компактным транзисторным решениям. Для объективной оценки значимости «Гауи» необходимо учитывать исторические условия ее создания. Рижский радиозавод, известный как RRR, обладал солидными дов

28 сентября 2025 года умер актер Геннадий Нилов, который снялся в знаменитом фильме «Три плюс два». Помянем актера, а также вспомним про радиоприемник из этого фильма...

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Портативный транзисторный радиоприёмник «Гауя», производство которого стартовало в январе 1961 года на Рижском радиозаводе имени А. С. Попова, стал поистине культовым аппаратом. Эта модель оказалась в числе первых советских портативных транзисторных приёмников, выпускавшихся столь масштабной серией — совокупный объем производства достиг почти 300 тысяч экземпляров. Свое поэтичное название устройство унаследовало от латвийской реки Гауя, что подчеркивало его прибалтийское происхождение. Появление этого приёмника ознаменовало важный технологический переход в отечественной радиопромышленности — от громоздких ламповых конструкций к компактным транзисторным решениям.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Для объективной оценки значимости «Гауи» необходимо учитывать исторические условия ее создания. Рижский радиозавод, известный как RRR, обладал солидными довоенными традициями в области ради отехники, берущими начало в частных предприятиях 1920-х годов. При этом именно «Гауя» стала для предприятия отправной точкой в освоении новой, транзисторной эры. Это был первый серийный компактный приёмник завода RRR и один из первых подобных устройств в СССР.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Разработчиками этой прогрессивной модели выступили инженеры Альберт Брач и Юрий Изак, работавшие под руководством директора завода Валдиса Павловского, а дизайнерское решение корпуса разработал А. Ирбите. Их коллективными усилиями был создан аппарат, который не только соответствовал техническим нормативам, но и отличался определенным эстетическим совершенством. Организация массового выпуска такого устройства представляла собой серьёзный технологический вызов и подтверждала высокую квалификацию рижских радиоспециалистов.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Основу «Гауи» составляла классическая супергетеродинная схема, реализованная на шести германиевых транзисторах и одном диоде. Подобная конструкция гарантировала высокие для своей категории показатели чувствительности и стабильности работы. Приёмник являлся двухдиапазонным и предназначался для приёма передач с амплитудной модуляцией в диапазонах длинных (150-408 кГц) и средних (520-1600 кГц) волн. Для приёма сигнала использовалась встроенная магнитная антенна с ферритовым сердечником. Показатели чувствительности достигали 4,0 мВ/м на длинных волнах и 2,5 мВ/м на средних, а избирательность по соседнему каналу составляла 16 дБ.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Питание аппарата осуществлялось от распространённой батареи «Крона» напряжением 9 В или от аккумулятора 7Д-0,1. Существенной особенностью была его способность сохранять работоспособность при снижении питающего напряжения до 5,6 В. Предельная выходная мощность усилителя низкой частоты достигала 150 мВт, что в сочетании с малогабаритным динамиком, воспроизводящим полосу частот 400-3000 Гц, обеспечивало удовлетворительное качество звучания для индивидуального прослушивания. Компоновка всех элементов была выполнена печатным методом, что свидетельствовало о применении современных подходов к проектированию.

«Гауя» выделялась тщательно продуманной и сбалансированной конструкцией. Её корпус габаритами 162x98x39 мм и массой около 450 грамм вместе с батареей и кожаным футляром производился из цветной полистироловой пластмассы в двух цветовых решениях. Футляр, выполнявший также функцию подставки, изготавливался из искусственной кожи. Органы управления были минималистичны: крупная ручка настройки, размещенная непосредственно на оси конденсатора переменной емкости, регулятор громкости, объединенный с выключателем питания, и переключатель диапазонов. Отсутствие возможности подключения внешней антенны или наушников подчеркивало сугубо персональный, портативный характер устройства.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Производитель предлагал две основные модификации приемника: стандартную с батарейным питанием и более дорогостоящий вариант с комплектом для зарядки аккумулятора. В последнем случае в корпусе размещались выпрямитель на диоде и специализированный разъём. Комплектация включала сетевой шнур со специальной вилкой, в корпусе которой находились гасящие резисторы и переключатель сетевого напряжения (127/220 В). Именно модификация с аккумулятором и зарядным устройством оценивалась в 52 рубля 90 копеек, тогда как базовый вариант с батареей «Крона» стоил 43 рубля 70 копеек.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Феномен «Гауи» не ограничивается сугубо техническими аспектами. Этот приёмник превратился в подлинный культурный артефакт периода хрущевской оттепели, символизируя новые тенденции и возросшую степень личной свободы. Благодаря скромным размерам и автономности, он позволял брать звучащий мир с собой — на природу, дачу или пикник. Закономерно, что «Гаую» можно увидеть во многих знаковых советских кинолентах 1960-х годов.

Прежде всего, приёмник эффектно проявил себя в лирической комедии «Три плюс два» (1963 год), став неотъемлемым атрибутом отдыхающей «дикарями» золотой молодежи. В картине он предстает в двух ипостасях: в кожаном чехле у дипломата Вадима и без чехла у героинь-девушек, причём, вероятно, в съёмках использовался один и тот же аппарат. Этот нюанс лишь подтверждает, насколько узнаваемым и характерным был дизайн «Гауи».

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Тот же приёмник можно наблюдать в культовой комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966 год), где он органично вписывается в бытовую среду положительных персонажей. Кроме того, «Гауя» мелькала в таких разножанровых картинах, как «Три тополя на Плющихе», «Большая перемена», «Чёрная кошка, белый кот» и даже в более поздних «Псах», что свидетельствует о ее продолжительной популярности и узнаваемости на протяжении многих лет. Его появление в кадре мгновенно создавало атмосферу современности, лёгкости и технического прогресса, выступая точным маркером времени и социального статуса своих владельцев.

Лайкнем Гаую?