28 сентября 2025 года умер актер Геннадий Нилов, который снялся в знаменитом фильме «Три плюс два». Помянем актера, а также вспомним про радиоприемник из этого фильма...
Портативный транзисторный радиоприёмник «Гауя», производство которого стартовало в январе 1961 года на Рижском радиозаводе имени А. С. Попова, стал поистине культовым аппаратом. Эта модель оказалась в числе первых советских портативных транзисторных приёмников, выпускавшихся столь масштабной серией — совокупный объем производства достиг почти 300 тысяч экземпляров. Свое поэтичное название устройство унаследовало от латвийской реки Гауя, что подчеркивало его прибалтийское происхождение. Появление этого приёмника ознаменовало важный технологический переход в отечественной радиопромышленности — от громоздких ламповых конструкций к компактным транзисторным решениям.
Для объективной оценки значимости «Гауи» необходимо учитывать исторические условия ее создания. Рижский радиозавод, известный как RRR, обладал солидными довоенными традициями в области ради отехники, берущими начало в частных предприятиях 1920-х годов. При этом именно «Гауя» стала для предприятия отправной точкой в освоении новой, транзисторной эры. Это был первый серийный компактный приёмник завода RRR и один из первых подобных устройств в СССР.
Разработчиками этой прогрессивной модели выступили инженеры Альберт Брач и Юрий Изак, работавшие под руководством директора завода Валдиса Павловского, а дизайнерское решение корпуса разработал А. Ирбите. Их коллективными усилиями был создан аппарат, который не только соответствовал техническим нормативам, но и отличался определенным эстетическим совершенством. Организация массового выпуска такого устройства представляла собой серьёзный технологический вызов и подтверждала высокую квалификацию рижских радиоспециалистов.
Основу «Гауи» составляла классическая супергетеродинная схема, реализованная на шести германиевых транзисторах и одном диоде. Подобная конструкция гарантировала высокие для своей категории показатели чувствительности и стабильности работы. Приёмник являлся двухдиапазонным и предназначался для приёма передач с амплитудной модуляцией в диапазонах длинных (150-408 кГц) и средних (520-1600 кГц) волн. Для приёма сигнала использовалась встроенная магнитная антенна с ферритовым сердечником. Показатели чувствительности достигали 4,0 мВ/м на длинных волнах и 2,5 мВ/м на средних, а избирательность по соседнему каналу составляла 16 дБ.
Питание аппарата осуществлялось от распространённой батареи «Крона» напряжением 9 В или от аккумулятора 7Д-0,1. Существенной особенностью была его способность сохранять работоспособность при снижении питающего напряжения до 5,6 В. Предельная выходная мощность усилителя низкой частоты достигала 150 мВт, что в сочетании с малогабаритным динамиком, воспроизводящим полосу частот 400-3000 Гц, обеспечивало удовлетворительное качество звучания для индивидуального прослушивания. Компоновка всех элементов была выполнена печатным методом, что свидетельствовало о применении современных подходов к проектированию.
«Гауя» выделялась тщательно продуманной и сбалансированной конструкцией. Её корпус габаритами 162x98x39 мм и массой около 450 грамм вместе с батареей и кожаным футляром производился из цветной полистироловой пластмассы в двух цветовых решениях. Футляр, выполнявший также функцию подставки, изготавливался из искусственной кожи. Органы управления были минималистичны: крупная ручка настройки, размещенная непосредственно на оси конденсатора переменной емкости, регулятор громкости, объединенный с выключателем питания, и переключатель диапазонов. Отсутствие возможности подключения внешней антенны или наушников подчеркивало сугубо персональный, портативный характер устройства.
Производитель предлагал две основные модификации приемника: стандартную с батарейным питанием и более дорогостоящий вариант с комплектом для зарядки аккумулятора. В последнем случае в корпусе размещались выпрямитель на диоде и специализированный разъём. Комплектация включала сетевой шнур со специальной вилкой, в корпусе которой находились гасящие резисторы и переключатель сетевого напряжения (127/220 В). Именно модификация с аккумулятором и зарядным устройством оценивалась в 52 рубля 90 копеек, тогда как базовый вариант с батареей «Крона» стоил 43 рубля 70 копеек.
Феномен «Гауи» не ограничивается сугубо техническими аспектами. Этот приёмник превратился в подлинный культурный артефакт периода хрущевской оттепели, символизируя новые тенденции и возросшую степень личной свободы. Благодаря скромным размерам и автономности, он позволял брать звучащий мир с собой — на природу, дачу или пикник. Закономерно, что «Гаую» можно увидеть во многих знаковых советских кинолентах 1960-х годов.
Прежде всего, приёмник эффектно проявил себя в лирической комедии «Три плюс два» (1963 год), став неотъемлемым атрибутом отдыхающей «дикарями» золотой молодежи. В картине он предстает в двух ипостасях: в кожаном чехле у дипломата Вадима и без чехла у героинь-девушек, причём, вероятно, в съёмках использовался один и тот же аппарат. Этот нюанс лишь подтверждает, насколько узнаваемым и характерным был дизайн «Гауи».
Тот же приёмник можно наблюдать в культовой комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966 год), где он органично вписывается в бытовую среду положительных персонажей. Кроме того, «Гауя» мелькала в таких разножанровых картинах, как «Три тополя на Плющихе», «Большая перемена», «Чёрная кошка, белый кот» и даже в более поздних «Псах», что свидетельствует о ее продолжительной популярности и узнаваемости на протяжении многих лет. Его появление в кадре мгновенно создавало атмосферу современности, лёгкости и технического прогресса, выступая точным маркером времени и социального статуса своих владельцев.
Лайкнем Гаую?