Найти в Дзене
Чудесные истории

Плиний Младший описывает извержение Помпеи Тациту (ок. 106/107 гг. н.э.)

Плиний Младший (61–ок. 107 гг. н. э.) был римским юристом и мировым судьёй. Плиний Старший был его дядей и знаменитым писателем. Оба были свидетелями извержения Везувия, которое уничтожило Помпеи в 79 г. н.э.. Письма Плиния Младшего, описывающие эти события, являются самыми ранними свидетельствами произошедшего кошмара. Сколько писем должен был написать римский юрист Плиний Младший за свою жизнь, чтобы сохранилось целых 247 из них? Он был плодовитым корреспондентом, и историки ценят его взгляды на жизнь императорского Рима. Его письма императору Траяну и от него о правовом положении первых римских христиан являются интереснейшими документами своего времени. Отец Плиния Младшего умер, когда он был ещё мальчиком, и он был воспитан в Риме своим дядей, которым он очень восхищался. Плиний Старший командовал римским военно-морским флотом в Мизенуме, к западу от Неаполя. В 79 году н.э., когда племянник и его мать гостили у дяди, на другой стороне Неаполитанского залива началось извержение

Плиний Младший (61–ок. 107 гг. н. э.) был римским юристом и мировым судьёй. Плиний Старший был его дядей и знаменитым писателем. Оба были свидетелями извержения Везувия, которое уничтожило Помпеи в 79 г. н.э.. Письма Плиния Младшего, описывающие эти события, являются самыми ранними свидетельствами произошедшего кошмара.

Классическая гравюра, изображающая извержение Везувия в 79 году нашей эры. Плиний Младший выжил; его дядя, Плиний Старший, погиб.
Классическая гравюра, изображающая извержение Везувия в 79 году нашей эры. Плиний Младший выжил; его дядя, Плиний Старший, погиб.

Сколько писем должен был написать римский юрист Плиний Младший за свою жизнь, чтобы сохранилось целых 247 из них?

Он был плодовитым корреспондентом, и историки ценят его взгляды на жизнь императорского Рима.

Его письма императору Траяну и от него о правовом положении первых римских христиан являются интереснейшими документами своего времени.

Отец Плиния Младшего умер, когда он был ещё мальчиком, и он был воспитан в Риме своим дядей, которым он очень восхищался.

Плиний Старший командовал римским военно-морским флотом в Мизенуме, к западу от Неаполя.

В 79 году н.э., когда племянник и его мать гостили у дяди, на другой стороне Неаполитанского залива началось извержение Везувия.

Когда Плиний Старший услышал, что людям грозит опасность, он отплыл из Мизенума с флотом лёгких кораблей, чтобы спасти их с берега у подножия Везувия.

Столкнувшись со страхом и паникой окружающих по прибытии, он попытался успокоить их, притворившись равнодушным – спокойно принял ванну, поел и вздремнул.

Эта задержка с возвращением в Мизенум оказалась роковой.

Чуть не оказавшись в ловушке в своей спальне под падающими обломками, он выбрался на берег, но был охвачен ядовитыми парами и упал замертво.

Двадцать пять лет спустя римский историк Тацит написал младшему Плинию, чтобы спросить его о пережитом во время извержения.

В двух ответах Плиний дал настолько подробные и точные описания разворачивающейся катастрофы, что сегодня вулканологи называют подобные вулканические события "плинианскими извержениями".

-2

Как это часто бывает в истории, именно незначительные моменты, затрагивающие простых людей, заставляют воспоминания Плиния соскакивать со страниц.

Он отмечает бегство людей из своих домов, сотрясаемых землетрясениями, на поля, где "обожжённые камни и шлак падали обильными ливнями, угрожая разрушением. Они выходили, — вспоминает Плиний, — с подушками, обвязанными салфетками на головах; и это была вся их защита от бури камней, которая падала вокруг них".

Ужас людей очень пугает.

Вы могли слышать вопли женщин, крики детей и крики мужчин; одни звали своих детей, другие – родителей, третьи – мужей… некоторые желали умереть из-за самого страха смерти; некоторые возносили руки к богам; но большинство теперь были убеждены, что никаких богов нет и что на мир опустилась последняя, ​​бесконечная ночь, о которой мы слышали.

Он рисует очень человеческую картину спокойного подхода своего дяди к спасению.

Вполне вероятно, что он был настолько мало встревожен, что погрузился в глубокий сон; ибо его дыхание, которое из-за его тучности было довольно тяжёлым и звучным, было слышно слугам снаружи.

Плиний Старший на мгновение больше не прирождённый историк, а храпящий толстяк.

О самих письмах он говорит Тациту:

Вы выберете то, что наиболее важно; ибо письмо – это одно, а история – совсем другое.
Одно дело писать другу, и совсем другое — писать публике.

Но на самом деле качество сочинений Плиния таково, что он делал и то, и другое.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интересней.