Найти в Дзене
автоТОП

Россия отправит на луну тяжёлый луноход

Россия утвердила обновленную и детализированную дорожную карту своей лунной программы,рассчитанную до 2036 года. Ее кульминацией станет отправка автоматической станции «Луна-30» с тяжелым луноходом. Презентация состоялась на торжественном мероприятии в честь 60-летия Института космических исследований (ИКИ) РАН, которое провел его директор Анатолий Петрукович. Эта программа призвана восстановить и значительно усилить компетенции России в области исследования естественного спутника Земли. Новая дорожная карта представляет собой не просто список миссий, а логически выстроенную последовательность шагов, где каждый аппарат решает свои задачи, подготавливая почву для следующих. Это системный подход, которого ранее не хватало. · «Луна-26» (орбитальный аппарат, 2028 год). Это — «глаза и уши» всей программы. Его главная задача — дистанционное зондирование Луны с орбиты. Аппарат составит подробные карты рельефа, распределения полезных ископаемых (включая водяной лед в полярных регионах), изучи
Оглавление

Резюме новости

Россия утвердила обновленную и детализированную дорожную карту своей лунной программы,рассчитанную до 2036 года. Ее кульминацией станет отправка автоматической станции «Луна-30» с тяжелым луноходом. Презентация состоялась на торжественном мероприятии в честь 60-летия Института космических исследований (ИКИ) РАН, которое провел его директор Анатолий Петрукович. Эта программа призвана восстановить и значительно усилить компетенции России в области исследования естественного спутника Земли.

Детальный план: от орбитального картографирования до доставки грунта

Новая дорожная карта представляет собой не просто список миссий, а логически выстроенную последовательность шагов, где каждый аппарат решает свои задачи, подготавливая почву для следующих. Это системный подход, которого ранее не хватало.

· «Луна-26» (орбитальный аппарат, 2028 год). Это — «глаза и уши» всей программы. Его главная задача — дистанционное зондирование Луны с орбиты. Аппарат составит подробные карты рельефа, распределения полезных ископаемых (включая водяной лед в полярных регионах), изучит гравитационное и магнитное поля. Без точных карт и данных с орбиты безопасные и эффективные посадки последующих миссий были бы под большим вопросом.

· «Луна-27.1» и «Луна-27.2» (посадочные аппараты, 2029-2030 годы). Это следующее поколение после «Луны-25». Их ключевая задача — отработка технологии прецизионной посадки в сложных условиях южного полюса Луны. Они должны будут сесть с высочайшей точностью в заранее выбранных и научно интересных районах. На борту будут установлены буровые установки и комплексы для химического анализа грунта (реголита) непосредственно на месте.

· «Луна-29» (тяжелый посадочный аппарат с луноходом, 2032 год). Это предвестник главной цели. Миссия доставит на поверхность новый российский луноход, наследник советских «Луноходов». Его задачи — проведение длительных мобильных исследований на больших расстояниях, детальный анализ грунта в разных точках и, вероятно, тестирование технологий для будущей станции.

· «Луна-28» (миссия по возврату грунта, 2034 год). Одна из самых сложных и амбициозных задач в автоматической космонавтике. Аппарат должен не только совершить мягкую посадку, но и взять образцы лунного грунта (включая, возможно, криогенные пробы с водяным льдом), поместить их в специальную капсулу, стартовать с Луны и вернуть ее на Землю. Последний раз СССР успешно выполнил подобное в 1976 году («Луна-24»). Успех этой миссии станет ключевым индикатором технологической зрелости программы.

· «Луна-30» (тяжелый луноход, 2036 год). Финальный аккорд заявленного плана. Это будет уже не просто исследовательский ровер, а, по сути, мобильная лаборатория с большей массой, энерговооруженностью и научной начинкой. Его задачи, вероятно, будут связаны с непосредственной подготовкой к пилотируемым миссиям: поиск и оценка мест для строительства базы, испытания систем жизнеобеспечения в натуральную величину и отработка взаимодействия с инфраструктурой.

-2

Критический анализ и исправление недочетов: уроки «Луны-25»

Представленный план выглядит гораздо более проработанным, однако его реализация сталкивается с рядом вызовов, которые требуют честного признания.

· Недочет 1: Наследие «Луны-25» и проблемы преемственности. Авария «Луны-25» в августе 2023 года была не просто частной неудачей, а симптомом системной проблемы. За почти 50-летний перерыв в лунных миссиях была потеряна кооперация предприятий, ушли поколения инженеров, имевших реальный опыт подобных проектов. Исправление: Новая дорожная карта, с ее последовательностью и постепенным наращиванием сложности, сама по себе является лекарством от этой проблемы. Она позволяет поэтапно восстанавливать компетенции: сначала отработать орбитальные операции («Луна-26»), затем — простые посадки («Луна-27»), и только потом браться за сверхсложные миссии по возврату грунта и доставке тяжелых луноходов.

· Недочет 2: Сжатые сроки и риск «оптимистичного планирования». График, где миссии следуют одна за другой с интервалом в 1-2 года, выглядит крайне напряженным. Любая серьезная задержка с одной миссией (например, необходимость переделывать двигательную установку или систему навигации после неудачи) создаст эффект домино и сорвет весь последующий план. Что требуется? Необходимо закладывать более реалистичные временные буферы и создавать резервные копии критически важных компонентов. Публичное объявление сроков — это ответственность, но важно быть готовыми к их корректировке ради надежности.

· Недочет 3: Финансирование и кадры. Такой масштабный проект требует не только стабильного и гарантированного финансирования на 12 лет вперед, но и подготовки нового поколения инженеров и ученых. Что требуется? Параллельно с разработкой аппаратов необходимо реализовывать масштабные образовательные программы, привлекать молодых специалистов и создавать для них привлекательные карьерные перспективы. Успех программы зависит не только от технологий, но и от людей.

· Недочет 4: Международный контекст. Лунная гонка сегодня кардинально отличается от советской эпохи. На орбите и поверхности Луны уже работают аппараты США, Китая, Индии, Израиля. Китай, в частности, реализует свою программу столь же последовательно и уже имеет на счету успешные миссии с луноходами и возвратом грунта. Что требуется? России необходимо четко определить свою нишу в этой новой гонке. Акцент на южном полюсе (где есть водяной лед) — это верная стратегия, но для конкурентоспособности требуются либо уникальные научные результаты, либо прорывные технологии.

-3

Заключение

Представленная дорожная карта российской лунной программы— это амбициозный, но на этот раз более системный и реалистичный план. Он учится на ошибках «Луны-25», предлагая поэтапное восстановление и наращивание capabilities. Главными вызовами остаются сжатые сроки, кадровый вопрос и необходимость безупречной технической реализации после долгого перерыва. Если эти вызовы будут приняты, Россия имеет все шансы к 2036 году не просто «догнать» лидеров лунных исследований, но и предложить миру уникальные научные данные и технологии для будущего освоения Солнечной системы