Несколько византийских хронистов сообщают, что «правитель гуннского народа» к северу от Черного моря был крещен вместе со своим окружением в Константинополе императором Ираклием I в 635 году. Патриарх Никифор I Исповедник утверждает, что император сделал это «охотно», и высокие гости
из Северного Причерноморья получили почетные звания при крещении, а «правитель» был удостоен титула «патриций».
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги «Болгарские тайны 4. Русско-болгарские отношения
от походов князя Святослава до гастролей Таганки и Высоцкого»
КОГО КРЕСТИЛ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР
ИРАКЛИЙ I В 635 ГОДУ?
Несколько византийских хронистов сообщают, что «правитель гуннского народа» к северу от Черного моря был крещен вместе со своим окружением в Константинополе императором Ираклием I в 635 году. Патриарх Никифор I Исповедник утверждает, что император сделал это «охотно», и высокие гости
из Северного Причерноморья получили почетные звания при крещении, а «правитель» был удостоен титула «патриций».
Дают ли эти сведения возможность полагать, что уже в VII веке земли к северу от Черного моря управлялись христианином? И кто конкретно был крещеным «правителем» из хроники?
Часть историков склонны предполагать, что описанное крещение относится к Кубрату — в то время предводителю Великой Болгарии, хотя явно его имя в документе не упоминается. Возможность того, что именно он был крестником византийского императора, допускается на основании того, что Кубрат возглавлял наиболее масштабный племенной союз на северо-востоке Причерноморья в период, описанный византийскими летописцами Феофаном и Никифором I.
Некоторые историки считают, что неназванный крещеный «правитель гуннов» мог быть Органой — дядей Кубрата и правителем утигуров до 630
года. Согласно этой версии Кубрат прибыл в Константинополь
с близким окружением своего дяди. Там он не только был крещен (как часть свиты), но и оставался заложником в императорском дворце до совершеннолетия. Об этом сообщал в конце VII века епископ Иоанн Никиусский, автор летописи, в которой речь идет и о болгарах Аспаруха.
Эту версию отвергает российский византолог Михаил Артамонов. По его словам, Кубрат прибыл в Константинополь уже как зрелый мужчина и военачальник мощного племени.
Если Артамонов прав, возможно ли, что Кубрат участвовал в борьбе Ираклия за императорский трон? Один текст патриарха Никифора подсказывает нам, что между ними было тесное взаимодействие.
«В то же время поднялся Кубрат, племянник Органы, господин унногундуров, против кагана аваров и войск, которые он имел от него, после того как поступил очень плохо с ними, изгнанными с собственной земли.
Он посылает послов к Гераклию и заключает с ним мир, который они сохранили до конца своей жизни. Император послал ему и дары и почтил его саном патриция».
Из текста становятся ясными две вещи. Во-первых, Кубрат «поднялся» против аваров. (Некоторые авторы считают, что Никифор допустил ошибку, и в
данном случае речь идет не об Аварском, а о Тюркском каганате, в зоне влияния которого тогда был район Дона и Азовского моря.)
Во-вторых, император Ираклий его удостоил высшего титула империи в то время — патриция.
Болгарский историк Божидар Димитров утверждал, что Кубрат, несомненно, был христианином, поскольку титул «патриций» в Византии присуждался христианам или крещеным варварским правителям. Звучит логично, но нет никаких письменных доказательств этого.
Вряд ли император присвоил высокий титул из-за сентиментальности — скорее всего, это была благодарность за оказанную помощь. А единственное, чем Кубрат мог заметно помочь Ираклию, было болгарское войско. И оно, вероятно, являлось многочисленным, если учесть обширные земли, населенные болгарами в то время.
КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ КОНТРОЛИРОВАЛ КУБРАТ?
Один из тезисов заключается в том, что владения Кубрата простирались от низовий реки Кубани (нынешний Краснодарский край России) до ставропольских высот на востоке, среднего течения Днепра на севере и до реки Южный Буг на западе (современная Украина).
По мнению российского историка и археолога Виктора Чхаидзе, «территория
Великой Болгарии охватывала Восточное и Северо-Западное Приазовье». Близка к этому и версия упомянутого выше российского византолога Михаила Артамонова, который считает, что «Большую Болгарию надо разместить не к востоку от Азовского моря, а к западу от него». Есть также версия, что болгары населяли пространства между Днепром и Бугом, а от второй реки шло и название тогдашнего племени: Буг - бугари.
Какие племена входили в этот союз народностей? Со слов Никифора I, это были «гунны, болгары и котраги», — соплеменники болгар. Феофан считает, что самыми многочисленными там были котраги и болгары-унногундуры, которых византийский император Константин VII Багрянородный назвал «оногундурами». Вероятно, в Великую Болгарию попали представители большинства народностей западнотюркской языковой группы, объединенные преобладающим большинством различных болгарских групп.
КАКОГО РОДА-ПЛЕМЕНИ БЫЛ САМ КУБРАТ?
Болгарский историк Веселин Бешевлиев предполагает, что перед восстанием против аваров Кубрат был поставленаварским каганом в качестве военачальника его армии и наместника на земле унногундуров. Если это правда, то унногундуры были под властью аваров, а Великая Болгария была
отвоеванной у них территорией.
Большинство хронистов той эпохи упоминают, что болгарские племена были многочисленны, и описывали их под разными именами в период с IV по VII век на территориях от Кавказа до Западной Европы. Этногенез этих племен не до
конца понятен — ученые спорят и по сей день, откуда они пришли и под какими именами проявлялись.
Византийские авторы, например, называют скитами (скифами) каждый народ, возникший из гуннов после смерти их вождя Аттилы, поэтому праболгары часто фигурируют в их летописях как «скиты» или «гунны». Так же назвал их и Никифор I Исповедник, который описал крещение «гуннского господина».
Но гуннское государство начало разваливаться после смерти Аттилы и битвы при Недао в 454 году. В то время как крещение, описанное Никифором, произошло почти на 200 лет позднее или в начале VII века, когда гунны больше не были так значимы в Европе. Кроме того, византийские хронисты определяют как «гуннов» и аваров, и тюрков, и хазар, и праболгар, поэтому и неясно, о «господине» какого племени пишет Никифор.
Это можно только предположить на основе тогдашних политических отношений Византии с различными народностями в этот период. Они были достаточно сложными, но именно из них можно сделать конкретные выводы.
Авары, например, предприняли большой военный поход против Константинополя и вместе со славянами осадили его в 626 году. Их отношения с империей были достаточно напряженными, чтобы их встречали в Константинополе с почестями, описанными Никифором.
Хазары стали значимой силой в середине VII века, поэтому вряд ли они были героями никифоровского текста. В то время тюрков разделяли внутренние противоречия, и нет никаких сведений о том, что они отправляли посланников в византийскую столицу.
Тогда что же за высокие гости, о которых пишут хронисты, были в Константинополе? По принципу исключения менее вероятного можно предположить, что они были отправлены многочисленными болгарскими племенами из Северного Причерноморья.
ВИЗАНТИЯ ПЫТАЛАСЬ ПРИВЛЕЧЬ БОЛГАР КАК ВОЕННУЮ СИЛУ?
В то время Византия нуждалась в военной помощи, поскольку вела кровавую войну с персами. В 626 году персы захватили Халкидон (сегодняшняя азиатскую часть Стамбула) и вместе с аварами осадили Константинополь. С севера Тюркский каганат нацеливался на земли Византии. Обстановка заставляла Византийскую империю искать союзников и друзей в северных племенах. Таким союзником могли быть многочисленные праболгарские племена, объединенные Кубратом.
Вероятно, у них уже была определенная политическая самостоятельность в Западном Тюркском каганате — вскоре им предстояло восстать и создать Великую Болгарию. Представленное соотношение сил вокруг Черного моря дает основание полагать, что посланники, крещенные в Константинополе, могли быть праболгарами.
В хрониках Никифора авары и хазары упоминаются часто, и он не смешивает их с другими народностями. В то же время в текстах о создании Болгарского государства упоминаются как «праболгары», так и «гунны-болгары».
Пишет ли он о разных болгарских племенах, можно только догадываться. Если это так, то в никифоровском описании под крещеными «гуннами» в Константинополе в 619 году должны подразумеваться праболгары. Феофан также нередко нагружает понятие «гунны» значением «болгары». Таким
образом, крещение в Константинополе, описанное как «гуннское», могло быть праболгарским.
Само крещение было большим событием для того времени. Взяли ли после этого новокрещеные на себя заботу о массовом крещении всего племени, привезли ли с собой на родину христианских священников? Хронисты молчат. Но они вряд ли пропустили бы столь заметное событие, следовательно, тогда состоялось лишь крещение «гуннского господина» и его свиты.
Как видим, факты о жизни Кубрата скудны и в основном выуживаются через косвенные исторические сведения. Нет точных данных даже о его смерти и похоронах.
Предполагается, что в случайно обнаруженном в 1912 году богатом погребении у села Малое Перещепино Полтавской губернии Российской империи был похоронен Кубрат. На месте захоронения было собрано более 800 предметов, общий вес изделий из золота превышал 25 килограммов, а серебряных — 50 килограммов. Также были обнаружены золотые атрибуты власти и перстень с монограммой хана Кубрата: «Кубрат Патрикий» (патриций). Позже на этом месте был установлен памятный камень в честь Кубрата, и большинство болгарских историков считают, что правитель Великой Болгарии был похоронен именно там.
Продолжение читайте в следующей статье на этом Дзен канале Андрея Кудина.
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
Автор книги: Андрей Кудин
Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни
Аудиокниги Андрея Кудина:
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":
Электронные книги Андрея Кудина:
►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос
►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)
Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:
#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги