Найти в Дзене
Obscure Music

Manes "Vilosophe" 2003 (Code 666)

Слушая второй альбом этой норвежской группы, очень трудно себе представить, что её дебют, вышедший за четыре года до этого, стал одной из самых определяющих записей в истории европейского блэка. Прошло не так уж много времени, и вот - вместо ушедшего вокалиста Саргатанаса пришло четверо новых музыкантов, сформировался полноценный квинтет, был подписан контракт с итальянским лейблом, специализирующимся на нестандартных формах чёрного метала, и на свет появился диск, в котором от блэка не осталось ровным счётом ничего! Собственно говоря, команда из Тронхейма с полным правом может претендовать на включение в элитный состав тех самых музыкальных хамелеонов, о которых я уже вспоминал прежде. Причём её преображение, пожалуй, было одним из самых необычных и в чём то шокирующих, ибо для поклонников даже авангардистского крыла блэка тут поживиться было попросту нечем. Более того - новый альбом по сути дела оказался не имеющим ничего общего и вообще с экстремальной музыкой. Выпускающая контора описала музыку норвегов как некий гибрид звучания Anathema, Radiohead и Aphex Twin, однако подходить к тому, что можно услышать на восьми дорожках представленного диска, с подобного рода мерками всё таки довольно самонадеянно. На самом деле в этой музыке можно услышать множество самых разнообразных веяний и влияний, и ни одно из них не будет основополагающим. Да, здесь правит бал эклектика, а то, как именно кусочки самых разнообразных жанров и стилей старательно уложены в потрясающие всяческое воображение звуковые мозаики, позволяет признать, что группа достигла того, к чему многие стремятся годами и не всегда могут добиться - создание своего собственного, сугубо индивидуального стиля, а также выстраивание собственного, во многом уникального, звучания. Само собой, было множество проклятий и угроз со стороны "обманутого" блэкового сообщества, и был настороженный интерес от незашоренных меломанов. Думается, можно с полным правом сказать, что альбом обрёл по-настоящему культовый статус, но прорывом ни в творческом смысле, ни, тем паче, в плане коммерческого успеха, он не стал. Хотя, кажется мне, что даже сами музыканты ни на что подобное не рассчитывали. И в самом деле - здесь настолько много намешано элементов, которые прежде мало где и у кого могли сочетаться в подобных пропорциях, что всерьёз рассчитывать на некую хитовость данного материала было попросту невозможно. Эта музыка легко и свободно лавирует между условно авангардными координатами, с безрассудной смелостью, так часто свойственной настоящим талантам, смешивая в звуковой палитре трип-хоп и психоделию, эмбиент и индастриэл, качественную поп-составляющую и джазовые мотивы, подкреплённые ненавязчивыми партиями саксофона, довольно тяжёлую манеру игры на гитаре с коммерческими по сути своей элементами модного брейкбита, некоммерческий в данном контексте драм-н-бейс с депрессивными мотивами раннего пост-панка и так далее. Яркие и захватывающие мелодии, великолепный эмоционально окрашенный вокал, филигранная работа бас-гитары, новаторское сочетание живых барабанов с драм-машиной. Здесь очень много интересных аспектов, которые с каждым новым прослушиванием раскрываются по-новому, в иных ракурсах и в изменённых ипостасях. Жемчужина альтернативного пост-модерна.