Слушая второй альбом этой норвежской группы, очень трудно себе представить, что её дебют, вышедший за четыре года до этого, стал одной из самых определяющих записей в истории европейского блэка. Прошло не так уж много времени, и вот - вместо ушедшего вокалиста Саргатанаса пришло четверо новых музыкантов, сформировался полноценный квинтет, был подписан контракт с итальянским лейблом, специализирующимся на нестандартных формах чёрного метала, и на свет появился диск, в котором от блэка не осталось ровным счётом ничего! Собственно говоря, команда из Тронхейма с полным правом может претендовать на включение в элитный состав тех самых музыкальных хамелеонов, о которых я уже вспоминал прежде. Причём её преображение, пожалуй, было одним из самых необычных и в чём то шокирующих, ибо для поклонников даже авангардистского крыла блэка тут поживиться было попросту нечем. Более того - новый альбом по сути дела оказался не имеющим ничего общего и вообще с экстремальной музыкой. Выпускающая контора описала музыку норвегов как некий гибрид звучания Anathema, Radiohead и Aphex Twin, однако подходить к тому, что можно услышать на восьми дорожках представленного диска, с подобного рода мерками всё таки довольно самонадеянно. На самом деле в этой музыке можно услышать множество самых разнообразных веяний и влияний, и ни одно из них не будет основополагающим. Да, здесь правит бал эклектика, а то, как именно кусочки самых разнообразных жанров и стилей старательно уложены в потрясающие всяческое воображение звуковые мозаики, позволяет признать, что группа достигла того, к чему многие стремятся годами и не всегда могут добиться - создание своего собственного, сугубо индивидуального стиля, а также выстраивание собственного, во многом уникального, звучания. Само собой, было множество проклятий и угроз со стороны "обманутого" блэкового сообщества, и был настороженный интерес от незашоренных меломанов. Думается, можно с полным правом сказать, что альбом обрёл по-настоящему культовый статус, но прорывом ни в творческом смысле, ни, тем паче, в плане коммерческого успеха, он не стал. Хотя, кажется мне, что даже сами музыканты ни на что подобное не рассчитывали. И в самом деле - здесь настолько много намешано элементов, которые прежде мало где и у кого могли сочетаться в подобных пропорциях, что всерьёз рассчитывать на некую хитовость данного материала было попросту невозможно. Эта музыка легко и свободно лавирует между условно авангардными координатами, с безрассудной смелостью, так часто свойственной настоящим талантам, смешивая в звуковой палитре трип-хоп и психоделию, эмбиент и индастриэл, качественную поп-составляющую и джазовые мотивы, подкреплённые ненавязчивыми партиями саксофона, довольно тяжёлую манеру игры на гитаре с коммерческими по сути своей элементами модного брейкбита, некоммерческий в данном контексте драм-н-бейс с депрессивными мотивами раннего пост-панка и так далее. Яркие и захватывающие мелодии, великолепный эмоционально окрашенный вокал, филигранная работа бас-гитары, новаторское сочетание живых барабанов с драм-машиной. Здесь очень много интересных аспектов, которые с каждым новым прослушиванием раскрываются по-новому, в иных ракурсах и в изменённых ипостасях. Жемчужина альтернативного пост-модерна.