Найти в Дзене

Регулярному автобусному движения в Самаре - 90 лет.

В этот день, ровно 90 лет назад, 10 октября 1935 года, в Самаре начал свою работу первый регулярный автобусный маршрут от площади Революции до станции Пятилетка, которая располагалась в отдалённом районе Безымянка. Но попытки наладить работу автобусов были неоднократные. Самые ранние упоминания относятся к 1908 году, когда некий господин Сафронов попытался купить автобусы и организовать линию до Барбошиной поляны. Были решения и об автоперевозках в отдаленные сёла губернии. Таким образом, автомобильное пассажирское движение могло начаться ещё раньше появления трамвая в городе. Предприниматели и ставили целью конкуренцию с конкой. Но эта тема требует более основательного исследования. Следующим этапом развития автобусных перевозок в Самаре стал 1926 год, тогда 19 мая, начал свою работу дачный маршрут от пл. Революции до Барбошиной поляны. Запустило его акционерное общество "Автопромторг", закупив новые автобусы Fiat 515F. Но маршрут в подобном режиме проработал лишь один сезон, в сент

В этот день, ровно 90 лет назад, 10 октября 1935 года, в Самаре начал свою работу первый регулярный автобусный маршрут от площади Революции до станции Пятилетка, которая располагалась в отдалённом районе Безымянка.

Но попытки наладить работу автобусов были неоднократные. Самые ранние упоминания относятся к 1908 году, когда некий господин Сафронов попытался купить автобусы и организовать линию до Барбошиной поляны. Были решения и об автоперевозках в отдаленные сёла губернии. Таким образом, автомобильное пассажирское движение могло начаться ещё раньше появления трамвая в городе. Предприниматели и ставили целью конкуренцию с конкой. Но эта тема требует более основательного исследования.

Следующим этапом развития автобусных перевозок в Самаре стал 1926 год, тогда 19 мая, начал свою работу дачный маршрут от пл. Революции до Барбошиной поляны. Запустило его акционерное общество "Автопромторг", закупив новые автобусы Fiat 515F. Но маршрут в подобном режиме проработал лишь один сезон, в сентябре был закрыт. В последующий 1927 год движение поддерживалось самодельными автобусами коммунального хозяйства и то по укороченному маршруту от трамвайного кольца у 4-й просеки до 9-й просеки.

Источник: газета "Коммуна" 31.03.1926. На рисунке автобус Fiat.
Источник: газета "Коммуна" 31.03.1926. На рисунке автобус Fiat.

В декабре 1934 была очередная попытка запустить автобусное движение. Однако эта история покрыта тайной не менее, чем дореволюционная. Предположительно, этот маршрут пытался открыть Автогужтрест, который в Самаре занимался лишь грузоперевозками и грузовыми такси. Маршрут проходил от железнодорожного вокзала до Хлебной площади. Но прямых подтверждений, что его организовал именно Автогужтрест пока нет. Сохранилось и фото этого автобуса, что исключает причастность к нему, например, автопарка коммунального хозяйства, так как на тот момент в нём числились только самодельные автобусы на шасси иностранных грузовиков. В советское время начало автобусного движения вели с 1934 года и с маршрута от посёлка Шмидта до Хлебной площади и завода имени Масленникова, но подтверждений этому нет никаких. Но об мифах и легендах будет отдельный рассказ.

Источник: газета "Волжская коммуна" 26.12.1934. Фото автобуса на несостоявшемся маршруте.
Источник: газета "Волжская коммуна" 26.12.1934. Фото автобуса на несостоявшемся маршруте.

К концу сентября 1935 года трест Городского коммунального транспорта (Горкомтранс), который входил в Куйбышевское городское управление коммунальных хозяйств, получает три автобуса ГАЗ на 16 мест. Которые намечено пустить на Безымянку. Проблема связи города с этим районом стояла очень остро - завод запасных частей расширялся, количество работников увеличивалось, начал застраиваться район у завода. Хоть завод и имел свои автобусы, но этого было недостаточно, да и завод ими распоряжался на своё усмотрение. Руководство горкомхоза распорядилось начать движение с 3 октября с испытательным сроком 15 дней. Но сохранились сведения, что движение началось с 10 октября.

Источник: газета "Волжская коммуна" 18.10.1935. Объявление об открытии регулярного автобусного движения.
Источник: газета "Волжская коммуна" 18.10.1935. Объявление об открытии регулярного автобусного движения.

Маршрут шёл от пл. Революции по улицам Куйбышева, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, мимо Линдовской площади (сейчас это примерно район пересечения Московского шоссе и улицы Киевской), Клинической больницы, по Безымянскому шоссе (ныне не сохранилось) до Безымянки. Стоимость проезда всего маршрута составляла 1 рубль, а на отдельных участках от 20 до 80 копеек. Экипаж автобуса состоял из водителя и кондуктора, фиксировалось количество перевезённых пассажиров, количество рейсов, выручка, данные передавались для анализа в управление.

Источник: газета "Волжская коммуна" 18.06.1936. Объявление об открытии второго маршрута в дачный район и сокращение первого маршрута до трампарка со стороны центра города.
Источник: газета "Волжская коммуна" 18.06.1936. Объявление об открытии второго маршрута в дачный район и сокращение первого маршрута до трампарка со стороны центра города.

С этого момента вполне правомерно можно начать отсчёт регулярного автобусного движения в Самаре. В последующие годы сеть расширялась, были открыты маршруты в посёлки Стромилово и Зубчаниновку, дачи на Барбошиной поляне, в посёлок Шмидта автобус работал в 1936 году.

В октябре 1939 года трест Горкомтранс был объединён с Автогужтрестом, который включал в себя ещё конторы в Сызрани и Ульяновске, в Куйбышевское областное автомобильное управление, которое в свою очередь было подчинено только что созданному Наркомату автомобильного транспорта. Это позволило централизованно управлять транспортом, активно пополнять автопарки машинами, строить инфраструктуру. Даже в годы Великой Отечественной войны в Куйбышеве автобусное движение поддерживалось, при том был огромный дефицит топлива, запчастей и персонала.

В послевоенные годы автомобильное хозяйство в целом и работу автобусов в частности пришлось возрождать практически с нуля.

Источник: газета "Волжская коммуна" 06.05.1952. Приёмка новых автобусов ЗИС-155.
Источник: газета "Волжская коммуна" 06.05.1952. Приёмка новых автобусов ЗИС-155.

Пик развития городских пассажирских автобусных перевозок в Самаре пришёлся на конец 1980-х, в то время на автобусные маршруты в часы пик выходило около 700 автобусов. Годовой объем перевозок составлял более 200 миллионов пассажиров в год, что являлось половиной от перевозок всем городским общественным транспортом. В городе работало 5 автобусных и 2 таксомоторных парков.

Источник: https://drugoigorod.ru/. Самара, автостанция "Аврора", Середина 1990-х гг.
Источник: https://drugoigorod.ru/. Самара, автостанция "Аврора", Середина 1990-х гг.

Подготовлено по материалам:  ЦГАСО

Фотоматериал: газета "Волжская Коммуна", сайт Другой Город.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.