В этот день, ровно 90 лет назад, 10 октября 1935 года, в Самаре начал свою работу первый регулярный автобусный маршрут от площади Революции до станции Пятилетка, которая располагалась в отдалённом районе Безымянка.
Но попытки наладить работу автобусов были неоднократные. Самые ранние упоминания относятся к 1908 году, когда некий господин Сафронов попытался купить автобусы и организовать линию до Барбошиной поляны. Были решения и об автоперевозках в отдаленные сёла губернии. Таким образом, автомобильное пассажирское движение могло начаться ещё раньше появления трамвая в городе. Предприниматели и ставили целью конкуренцию с конкой. Но эта тема требует более основательного исследования.
Следующим этапом развития автобусных перевозок в Самаре стал 1926 год, тогда 19 мая, начал свою работу дачный маршрут от пл. Революции до Барбошиной поляны. Запустило его акционерное общество "Автопромторг", закупив новые автобусы Fiat 515F. Но маршрут в подобном режиме проработал лишь один сезон, в сентябре был закрыт. В последующий 1927 год движение поддерживалось самодельными автобусами коммунального хозяйства и то по укороченному маршруту от трамвайного кольца у 4-й просеки до 9-й просеки.
В декабре 1934 была очередная попытка запустить автобусное движение. Однако эта история покрыта тайной не менее, чем дореволюционная. Предположительно, этот маршрут пытался открыть Автогужтрест, который в Самаре занимался лишь грузоперевозками и грузовыми такси. Маршрут проходил от железнодорожного вокзала до Хлебной площади. Но прямых подтверждений, что его организовал именно Автогужтрест пока нет. Сохранилось и фото этого автобуса, что исключает причастность к нему, например, автопарка коммунального хозяйства, так как на тот момент в нём числились только самодельные автобусы на шасси иностранных грузовиков. В советское время начало автобусного движения вели с 1934 года и с маршрута от посёлка Шмидта до Хлебной площади и завода имени Масленникова, но подтверждений этому нет никаких. Но об мифах и легендах будет отдельный рассказ.
К концу сентября 1935 года трест Городского коммунального транспорта (Горкомтранс), который входил в Куйбышевское городское управление коммунальных хозяйств, получает три автобуса ГАЗ на 16 мест. Которые намечено пустить на Безымянку. Проблема связи города с этим районом стояла очень остро - завод запасных частей расширялся, количество работников увеличивалось, начал застраиваться район у завода. Хоть завод и имел свои автобусы, но этого было недостаточно, да и завод ими распоряжался на своё усмотрение. Руководство горкомхоза распорядилось начать движение с 3 октября с испытательным сроком 15 дней. Но сохранились сведения, что движение началось с 10 октября.
Маршрут шёл от пл. Революции по улицам Куйбышева, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, мимо Линдовской площади (сейчас это примерно район пересечения Московского шоссе и улицы Киевской), Клинической больницы, по Безымянскому шоссе (ныне не сохранилось) до Безымянки. Стоимость проезда всего маршрута составляла 1 рубль, а на отдельных участках от 20 до 80 копеек. Экипаж автобуса состоял из водителя и кондуктора, фиксировалось количество перевезённых пассажиров, количество рейсов, выручка, данные передавались для анализа в управление.
С этого момента вполне правомерно можно начать отсчёт регулярного автобусного движения в Самаре. В последующие годы сеть расширялась, были открыты маршруты в посёлки Стромилово и Зубчаниновку, дачи на Барбошиной поляне, в посёлок Шмидта автобус работал в 1936 году.
В октябре 1939 года трест Горкомтранс был объединён с Автогужтрестом, который включал в себя ещё конторы в Сызрани и Ульяновске, в Куйбышевское областное автомобильное управление, которое в свою очередь было подчинено только что созданному Наркомату автомобильного транспорта. Это позволило централизованно управлять транспортом, активно пополнять автопарки машинами, строить инфраструктуру. Даже в годы Великой Отечественной войны в Куйбышеве автобусное движение поддерживалось, при том был огромный дефицит топлива, запчастей и персонала.
В послевоенные годы автомобильное хозяйство в целом и работу автобусов в частности пришлось возрождать практически с нуля.
Пик развития городских пассажирских автобусных перевозок в Самаре пришёлся на конец 1980-х, в то время на автобусные маршруты в часы пик выходило около 700 автобусов. Годовой объем перевозок составлял более 200 миллионов пассажиров в год, что являлось половиной от перевозок всем городским общественным транспортом. В городе работало 5 автобусных и 2 таксомоторных парков.
Подготовлено по материалам: ЦГАСО
Фотоматериал: газета "Волжская Коммуна", сайт Другой Город.
Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.