Нет. Вернее, не всегда.
Для начала – что такое агентский договор? Корректное название – договор агентского сопровождения. Суть - литературный агент соглашается за толику весьма немалую (о ней как-нибудь в другой раз) предлагать вашу рукопись издательствам. Именно предлагать, ничего более.
Когда после двух экспертиз, некоторой суммы за труды и полугода ожиданий мне наконец-то предложили такой подписать, воспаленное воображение тут же нарисовало толпы поклонников, красную дорожку, RBA и Нобелевку. И тут же встал вопрос, в чем я пойду? Ведь книга скоро выйдет, а там до премии недалеко.
Но я зря переживала. Прошло три месяца, и литагент сообщила: «Эксмо отказалось». Потом еще три с отказом от АСТ. Затем с тем же интервалом – Азбука-Аттикус. Или какое-то другое, я уже не помню.
Через год, когда вопрос практически потерял актуальность, литературный агент вселила надежду, что есть шанс еще раз попробоваться в АСТ.
В общей сложности на ожидание вожделенного договора ушло полтора года. И это мне еще повезло. Причем, дважды. Во-первых, потому что вообще напечатали. Во-вторых, что так быстро. У других на это уходит лет по пять. А кому-то вообще не везет.
Так что, если вы написали роман и подыскиваете литагента, терпения вам!
Тогда, может быть, ну их, эти договора сопровождения?
Да, так тоже можно. Но есть нюансы. Об этом в следующий раз.
Майя Яворская. Октябрь 2025