В Катманду я прилетела вечером, поэтому добравшись до отеля сразу же отправилась спать.
Надо было как-то придти в себя после дальней дороги.
Проснулась утром отдохнувшая и уже почти переключившаяся с ритма московской жизни на жизнь непальско-экспедиционную.
А для полного переключения и погружения после завтрака пошла бродить по улочкам старого Катманду.
В Непале я была уже раз пятнадцать или двадцать. И прогулки по центру Катманду стали этаким своеобразным ритуалом.
Я не отношу этот город к своим любимым. Но точно могу сказать, что это один из самых странных, необычных, своеобразных городов, где я когда-либо была.
Экзотичный. Наполненный запахами, шумом и людьми. Незабываемый.
Город, где всё смешано-перемешано.
Мне кажется, если бы меня похитили инопланетяне, а потом случайно телепортировали в центр Катманду, я бы сразу поняла, в каком городе оказалась.
За те 15 лет, что я сюда езжу, он совершенно не изменился.
Нет, конечно, в деталях что-то меняется. Появляются новые магазины и рестораны, и новые современные здания тоже то там, то тут вылезают в центре города.
Однако глобально он всё тот же. Это невероятная эклектика. Это какофония из строений разных стилей и эпох, звуков, запахов, это мешанина местных жителей и туристов. Это одновременно ощущение бешенной энергетики вечно спешащего города и мгновения, застывшего в капле янтаря.
Катманду очень разный. Нескольких дней не хватит, чтобы осмотреть старые части города, его храмы и дворцы.
Когда я первый раз оказалась в Катманду, после обзорной экскурсии с посещением четырёх главных достопримечательностей - площади Дурбар, Сваямбутнатха, ступы Боутнатх и Пашупатинатха - мне казалось, что я всё в этом городе видела и всё про него поняла.
Но чем больше я сюда приезжала, тем больше оказывалось интересных мест, которые ещё можно посмотреть.
Впрочем, сегодня не будет ни обзорной экскурсии, ни достопримечательностей.
Я просто взяла фотоаппарат и пошла бесцельно бродить по улицам города, фиксируя по пути всякие интересные картинки.
Так что рассказ мой будет в стиле "что вижу, о том пою", не несущий никакой информативно-смысловой нагрузки. Исключительно для начала погружения в непальские приключения.
На центральных улицах в Катманду сейчас довольно много современных зданий и модных магазинов.
Но стоит только свернуть чуть вглубь, и картинка меняется.
Современные дома из стекла и бетона бесследно исчезают, а вокруг теснятся дома и домишки из разных материалов и времён.
Улочки узенькие. По ним и пешеходы ходят, и мопеды ездят. И даже то и дело машины легковые протискиваются.
Ещё один распространённый вид транспорта - велорикши. Они в основном туристов зазывают (с тех больше денег можно взять), хотя местные жители тоже пользуются их услугами.
Никогда не пользовалась услугами велорикш.
И вообще я пешком люблю ходить.
Иначе как разглядеть всю эту мешанину стилей, все эти детали.
Улочки в центре - это сплошная торговля. Магазин на магазине. И внизу и вверху.
Чего здесь только нет.
Просто лавка Али-Бабы и всего чего там разбойники натащили.
Искусстно нарисованные мандалы здесь перемежаются плюшевыми китайскими зайчиками, распевающими дурными голосами.
А страшные маски с не менее ужасными ножами и бусиками.
Тут же многочисленные магазины с различным туристическим шмотьём. На входе вас встречают баулы с баулятами. А внутри можно найти одежду любого известного аутдорного бренда (одежду шьют тут же в подвале).
Надо сказать, что в последнее время в Катманду появились большие красивые магазины, торгующие настоящими брендами для путешествий и всяческих тягот.
Но и вот такие магазинчики до сих пор популярны.
Кстати, вы знаете, что флаг Непала - не привычной прямоугольной, а довольно причудливой формы?
На этом непальские причудливости не заканчиваются. Самое причудливое здесь - разница во времени.
Относительно мирового времени разница составляет 5 часов 45 минут.
То есть с Москвой разница 2 часа 45 минут. Не скажу, что очень удобно высчитывать.
Отдельная песня - манекены, сопровождающие весь этот магазинный разгул.
Да и окружающие их вывески тоже неплохи.
Смотрите, какие модные парни.
Глядя на эту композицию вспоминается Пятачок, пришедший в гости на завтрак к Кролику.
А это новое прочтение скульптурной композиции "Дети жертвы пороков взрослых".
На смену классике идут уже вот такие красавчики.
Девочка, поедающая свитер - не манекен. Хотя похожа.
Ещё немного живописи.
Кроме магазинов в центре многочисленные СПА салоны.
И рестораны.
Ну, вы уже поняли по фотографиям, кто в Катманду познал полный дзен.
Мы же продолжаем прогулку.
По дороге отмечаем неизменность связок проводов на каждом углу, как обязательный элемент городского пейзажа.
И хотя я сказала, что прогулка будет без экскурсий и достопримечательностей, путь мой лежит к площади Дурбар.
А значит на каждом шагу будет что-то интересное. И что-то священное.
Среди обычных домов и скоплений магазинов вдруг появляются ворота какого-то небольшого храма.
Заходишь туда, и тут же, как в кроличью нору, проваливаешься в какое-то другое измерение.
Выныриваешь, чуть пройдёшь, а там новые ворота.
Тем временем потоки улочек принесли меня в самое сердце Катманду - на площадь Дурбар.
И здесь уже древность на древности, достопримечательность на достопримечательности.
Можно даже если никуда не заходить, просто пару часов походить, посмотреть на строения всякие и людей.
Здесь, кстати, есть дворец где живёт настоящая (ну, как бы...) девочка-богиня - Кумари.
В определённые часы можно увидеть, как она выглядывает в окошко (говорят, к удаче).
В остальное же время дамы очень любят фотографироваться у входа во двор к богине.
Ну, а по мне, так вот как должна выглядеть настоящая богиня
Но это моя личная вкусовщина, сами понимаете.
На Дурбаре всегда многолюдно. Но в тот день, когда я гуляла, было особенно много людей.
И что самое удивительное, люди эти наряжали всякие статуи и прочие композиции. Женщины ходили в красных платьях. И было какое-то невероятное количество девочек, наряженных как богиня Кумари.
Оказалось, что в этот день начинался один из важнейших непальских праздников - Индра Джатра.
Но про праздник и про юных богинь я расскажу в следующий раз.
В предыдущей серии: