Не знаю как вас, но меня повергают в шок новости о происшествиях в школах России, которые периодически всплывают то в одном регионе, то в другом. То изнасилование третьеклассника одноклассниками, то мордобой между матерями учеников, то издевательства над девочкой с видеосъёмкой, я уже не говорю про случаи стрельбы.
И не надо говорить о том, что в советское время было «то же самое», просто СМИ молчали. Чушь это. Мне повезло пойти в школу ещё во время СССР, и её постепенная деградация происходила, можно сказать, на моих глазах. и я ещё неплохо помню, как мы учились, играли, разговаривали.
Эта проблема имеет комплексный характер, и причин здесь – целый ворох. Однако, я бы выделила одну из ключевых: общее падение культурно-нравственного уровня общества. Причина этого явления, в свою очередь, заключается во внезапной потере ориентиров, отмене цензуры и идеологии, которые как теперь выясняется, имели и положительные стороны.
Но свято место пусто не бывает, и на смену советской идеологии быстро пришла западная. И если советская при всех её недостатках была всё-таки ориентирована на благополучие нашей страны, то текущая идеология потребительства создавалась вовсе не нами и не ради нас.
С развалом страны и упразднением пионерии дети внезапно оказались без маяка и достойных примеров для подражания; мерилом значимости человека стали не поступки или достижения в учёбе, а материальный уровень родителей; всё стало можно, лишь бы платили. В итоге, что мы получили? Вместо Дома пионеров у нас появился дом-2, вместо кружков – платные секции, вместо строгих педагогов – затюканные учителя.
Общество – это вчерашние дети. И если мы вспомним, как в большинстве своём росли дети 90-х, то многое становится на свои места. Как раз в это время началась, скажем так, «американизация» детства. Моё детство пришлось на эти годы, и на нас обрушился шквал подчас низкопробных фильмов с гнусавым голосом переводчика (при всём уважении к Леониду Володарскому как выдающемуся профессионалу), мы воспитывались на песнях бэкстритбойз и спайсгерлз, читали журнальчик «Cool» с раздетыми подростками, смотрели запоем Скрудж макдак, Вуди Вуд Деккер, Чип и Дейл, которые и были ключевыми героями нашего детства. Так продолжается и по сей день. Вместо Чипа и Дейла пришел Человек Паук и Соник, а о наших героях дети со скукой узнают только из уроков по литературе, и то без энтузиазма.
Давайте посмотрим, в каком информационном пространстве живёт ребёнок с того самого момента, как советское детство для него закончилось. Это оболванивающие мультики, тупые (не побоюсь этого слова) фильмы, гипнотизирующие бессмысленные ролики, «рилсы» и «стримы». Жуткие игрушки, сомнительные книги, отсутствие качественного детского кино. В жизни детей укоренились чужие традиции, которые вдруг стали роднее всех родных: дни рождения сейчас отмечают точь-в-точь как в США: хэппиёздэй, гамбургеры, наггетсы, кола, хаггивагги/спанджбоб/скибиди и иже с ними, пиньята… Только говорят ещё по-русски, но и это наверное временно, учитывая растущее засилье англицизмов.
Нет, я не против перенимать опыт других стран (тем более, есть там и плюсы), но – не в ущерб своему! Мы же забыли всё своё, словно его и не было. Дети живут полностью в западной парадигме – факт. И это сейчас, когда Россия фактически находится в состоянии необъявленной войны с западными странами. А наши дети мечтают если жить то на Манхэттэне, а если что случится, они звонят 911. Мы оказались в какой-то парадоксальной ситуации, но мало кого это смущает. Западные страны скрыто или явно говорят об ослаблении нашей страны и предпринимают враждебные ей действия (внедрение своих смыслов, расшатывание устоев, уничтожение национальной идентичности), а мы продолжаем с упоением выкрикивать «It’s a boy!» на «гендерных вечеринках» (каких-каких? Что за дикое название), как если бы мы были какой-то нацией без рода без племени, которая с радостью принимает чужую культуру за неимением своей.
Мы отказались от чистого-доброго-вечного за бусы. Всё, что касается российского или русского, часто воспринимается как нечто отсталое, немодное.
Это у нас Родина ещё начиналась с картинки в букваре, берёзки и рябины, а у наших детей она начинается с Бубы, который говорит «куль», с фаст-фуда, скибиди туалетов, лабубы. Первый вопрос моего сына после одного дня в детском саду звучал так: «А что такое МАЛИНкрафт?» Дожили, товарищи. Дети растут вроде бы рядом с нами, но в каком-то параллельном мире, за редким исключением…
Вот здесь и нужно искать причины ужасающих нас преступлений и поступков детей.
Не спорю, многое начинается в семье, но и семьи сейчас создают дети 90-х, которые сами росли в самое неблагоприятное время, когда идеалы целых поколений растёрли об асфальт.
Многие считают, что всегда всё это было. Да, было. Но прочитайте то же «Чучело», посмотрите фильмы тех лет, поговорите с людьми того поколения. Да, были бойкоты, были конфликты, были драки за школой. Но сейчас дети начали проявлять какую-то особую жестокость, их игры стали более агрессивными, это отмечают и учителя, и воспитатели детсадов. Многие вещи нам просто в голову бы не пришли в нашем детстве.
Говоря о школе мы чатсо слышим разные «-инги»: буллинг, скулштуинг, троллинг. Новомодные словечки психологов пришли вместе с проблемами; западная модель – западные решения. Проблема гораздо глубже, и решение ее тоже на другом уровне. И ставить рамки и дополнительных охранников на входе – это борьба с симптомами, которые лишь нарастают. Проблема в самом обществе. И уроков «Разговоры о важном» тут не достаточно (да и к ним есть вопросы).
Нужны реально действующие меры защиты детей от деструктивного контнета, а у нас пока всё «лучшее» – детям...
На мой взгляд, чтоб не потерять еще поколение нам не обойтись без некой формы контроля над всей сферой детства. Пусть будет некая здоровая цензура именно для материалов, предназначенных для детей. Цензура так цензура – из двух зол надо выбирать меньшее.
А что вы думаете, делитесь своими мыслями, буду очень признательна.