За льдом для пресной воды снова отправили старпома Хамита, а мы с капитаном Хасаном принялись создавать друг другу алиби на случай, если одна из глыб все же рухнет на нашего смельчака, размахивающего топором на ледяные валуны, размером с небольшой домик толкиеновского хоббита. Впереди предстояла ночевка на острове в проливе Мамонта* на реке Булун, русло которой мы обстоятельно рассмотрели с вершины гряды в походе на старое кладбище...
Продолжаю рассказ о путешествии, состоявшемся благодаря безумной идее вдохновителя проекта Хасана Карагужина пройти Великие Северные Реки и поддержке завода СТО22-Бийск, не только помогавшего нам в путешествиях на автомобилях по Алтаю, в которых испытывали производимые заводом запчасти для УАЗ, но и готовившего уже третий катер для большой авантюрной трилогии: Обь, Енисей, Лена.
{питьевой лёд}
Прошлую ночь мы провели в устье реки Булун, меняя место стоянки, чтобы избежать встречи с бродящим рядом медведем, а днем отправились на сушу в настоящую экспедицию. Нам посчастливилось осмотреть берег погибших кораблей и зимовье якутских охотников, подняться и поработать на расчистке могилы Якова Санникова, а потом отправиться на старое якутское кладбище и подняться на самую высокую точку гряды для осмотра русла реки Булун с высоты, с целью оценки возможности зайти в нее на катере.
Запасы питьевой воды постепенно истощались, а опробованная нами вода из растопленного ленского льда оказалась на удивление вкусной, поэтому и было принято решение повторно причалить к берегу, на котором нашлись залежи еще чистого и пригодного для забора льда.
За льдом для пресной воды отправили старпома Хамита, а мы с капитаном Хасаном принялись создавать друг другу алиби на случай, если одна из глыб все же рухнет на нашего смельчака, размахивающего топором на ледяные валуны, размером с небольшой домик толкиеновского хоббита. Как говорил один мой друг, когда его жена начинала мыть открытые окна на N-ном этаже дома: «в этот момент у меня должно быть алиби и я должен быть на людях».
{булунский лес}
Берега реки Булун представляли собой либо неприступные каменные склоны, либо заросли деревьев и кустарников. Причалить так, чтобы была возможность сойти на берег было невозможно в течение всего пути от устья реки, где мы провели прошлую ночь, до самого острова, к которому и пытались добраться.
На дне реки лежат огромные валуны. Некоторые размером с треть нашего катера. И они осторожно, словно примеряясь, царапают днище, как будто пробуют катер на вкус перед главным броском. Мы же крадемся по глади воды на малом ходу и с приподнятым мотором. Лопасти винта бьют почти по поверхности, но и этого недостаточно — катер ударяется о камень и прочно садится на него, не желая двигаться никуда даже после опущенных в воду шестов и попыток оттолкнуться от дна.
Снявшись с мели мы уже не опускаем мотор, идем «на шестах». Повредить винт в наших условиях, даже при наличии запасного, означало оказаться на грани решения о возврате в Якутск. Нам еще предстояло вернуться против течения, не имея возможности дозаправиться, кроме сброшенной нами бочки с топливом и дружеской помощи. Так и дотянули до острова, увиденного еще с верхней точки хребта. Дальше по реке пройти было невозможно, хотя Хасан посматривал на пролив Мамонта и прикидывал осадку катера и глубину пролива под нашими недовольными взглядами.
Хасана можно было понять — где-то там, вдали, русло Булуна уходило вдоль красивого пейзажа, и возможно можно было дотянуть до заброшенного поселка золотоискателей. Реальность же, как и холодная вода реки, остужала прыть. Даже если удастся перетащить катер по узкой и мелкой протоке, нет никакой гарантии, что выше по течению нам будет хватать глубин для движения против течения на моторе. Так затея осталась лишь в фантазиях.
{остров хасан в проливе мамонта}
Наверное мы долго будем вспоминать крик Хамита: «там бивень мамонта!» и его поисковую экспедицию на обрушенный весенним половодием высокий берег, из которого торчал белеющий кусок чего-то, действительно похожего на бивень мамонта. Мы уже представляли как вернемся в Якутск с добычей, но бивень оказался всего-лишь корнем дерева или Хамит нам так рассказал, чтобы позже вернуться за добычей в одиночку и не делить лавры с командой, во что мы конечно же не верим.
Ночевать решили прямо на острове, на котором имелись дрова для костра и пологий заход в воду для помывки экипажа и стирки личных вещей. Причалив и привязав катер, отправились на осмотр острова и сбор топлива для костра. Заодно прихватили «жидкость для розжига аппетита», чтобы отметить еще один хороший день на Великой Реке. Вообще на катере у нас был сухой закон, но иногда мы позволяли себе по глотку «огненной воды» для аппетита или в честь дня рождения, которое у меня еще предстояло. К слову сказать, в этот раз у нас была «огненная вода» от Петра Ивановича Мазурова, участника первого заплыва по Лене, на этот раз оставшегося поднимать российское производство.
Приняв бодрящие ленские ванны в ледяной воде и постиравшись, заметили падение уровня воды. За пару часов вода упала примерно на 10-15 см. Учитывая то, что мы шли по реке задевая камни на дне, падение ее уровня для нас было критично — утром мы могли оказаться на мели, выбраться с которой было бы большой проблемой. Поэтому вещи были экстренно заброшены на борт катера и мы покинули остров Хасан, названный нами в честь руководителя нашего похода и главного авантюриста приключения.
{продолжение следует...}
Остров Хасан остался за кормой, со всеми своими «пляжами», красивыми цветущими травами и причудливыми камнями, некоторые из которых имели следы явно человеческой руки. Такая уютная «Атлантида», на которой мы хотели заночевать, уходящая под воду с каждой высокой водой и показывающаяся людям по «отливу». Остров, казавшийся таким хорошим местом для ночлега сверху, чуть не ставший для путешественников ловушкой.
Провели ночь хорошо, причалив и привязавшись где-то под высоким берегом. Сойти на берег не было возможности, поэтому просто поужинали и легли спать. Утром попробовали ловить рыбу, но рыба ловиться не хотела, а с любопытством рассматривала нас из под воды и провокационно плескалась в ледяных водах. Осознав всю тщетность попыток, мы покинули русло Булуна, уже не надеясь когда-то снова оказаться в этих местах.
Выйдя в русло Лены мы снова взглянули на берег, где теперь можно было различить не только шпиль воинского мемориала, но и расчищенный экипажем проход к могилам Санникова и Носова. Да, они снова зарастут со временем, но как пел Владимир Семенович: «другие придут, сменив уют…» и возможно тоже наведут здесь порядок через пару-тройку лет.
Впереди нас ждала дозаправка в Кюсюре, куда предстояло вернуться вверх по течению, а потом продолжение путешествия. Где-то там была знаменитая «ленская труба», отменный обед в рыбацкой артели, радиальный поход по живописной реке с отвесными скалами, 12-килограммовая рыба нельма и поход среди айсбергов к острову столб и окрестностям горы Америка-хая. Однако все это будет уже в следующих публикациях подробных рассказов из путешествия «Ленский Поход 2025».
Все рассказы из похода на катере по реке Лена на Север можно найти в специальной подборке «Ленский Поход 2025» или кликнуть по ссылке на последние публикации:
_____
*здесь и далее по тексту присутствуют названия, данные нами различным местам из-за случившихся в них приключений, вследствие которых и родились упомянутые наименования (прим. автора).