Найти в Дзене
Солнце светит всем

Улан-Удэ. Этнографический музей народов Забайкалья, часть II

Продолжим знакомство с Этнографическим музеем народов Забайкалья. Дальше мы пошли в сторону семейского комплекса. Помню, в детстве мы часто с папой бывали в деревне семейских, и мне там очень нравилась яркая раскраска домов и ворот. Посмотрим, что есть здесь. Усадьба зажиточного крестьянина М. Л. Зайцева из с. Надеино ⬇️ Тарбагатайского района состоит из переднего двора, отгороженного от улицы оградой из досок и бревен, скотного двора и огорода. Во дворе, расположены жилой дом, зимовье, навес для сушки зерна, амбар с сусеками, сарай и завозня для хранения транспортных средств и хозяйственного инвентаря. В скотном дворе имеются загоны и сеновал. В огороде – баня по-черному и колодец-журавль. Усадьба бедного крестьянина – ремесленника Красикова из с. Барыкино-Ключи ⬇️ представлена домом, построенным в 1861 г. Двухэтажный дом богатого церковного уставщика Борисова, построен в с. Куйтун Тарбагатайского района в 1886 г., перевезен в музей в 1975 г. С другой стороны. Возле дома Борисова н

Продолжим знакомство с Этнографическим музеем народов Забайкалья. Дальше мы пошли в сторону семейского комплекса. Помню, в детстве мы часто с папой бывали в деревне семейских, и мне там очень нравилась яркая раскраска домов и ворот. Посмотрим, что есть здесь.

-2

Усадьба зажиточного крестьянина М. Л. Зайцева из с. Надеино ⬇️ Тарбагатайского района состоит из переднего двора, отгороженного от улицы оградой из досок и бревен, скотного двора и огорода.

Во дворе, расположены жилой дом, зимовье, навес для сушки зерна, амбар с сусеками, сарай и завозня для хранения транспортных средств и хозяйственного инвентаря. В скотном дворе имеются загоны и сеновал. В огороде – баня по-черному и колодец-журавль.

Усадьба бедного крестьянина – ремесленника Красикова из с. Барыкино-Ключи ⬇️ представлена домом, построенным в 1861 г.

-5

Двухэтажный дом богатого церковного уставщика Борисова, построен в с. Куйтун Тарбагатайского района в 1886 г., перевезен в музей в 1975 г.

-6

С другой стороны.

-7
-8

Возле дома Борисова находятся уникальные въездные ворота, вывезенные в 1978 году из с. Новая Брянь. Они были построены в 1906 году пришлыми и местными мастерами по заказу Афанасия Савельевича Родионова. Устройство и украшение ворот были показателем благополучия и исправности хозяев. Чем массивнее и красивее были ворота – тем благополучнее был и сам хозяин.

-9

Ворота и прилегающий забор богато украшены резьбой, расцвеченной красно-розовой, синей и желтой масляными красками. Каждый из мастеров вносил в резное украшение что-то из своей культуры: буряты символы буддизма – четырехконечную ваджру, цветок лотоса, семейские – ромбы, квадраты, как символ крестьянского поля.

-10

Напротив семейского комплекса установлена копия юбилейной монеты из сибирской лиственницы.

Держим путь к русскому старожильческому комплексу. Прошли мимо зоны с гамаками, хорошо здесь полежать, подышать сосновым воздухом.

-12
-13

Первые отряды русских казаков пришли в Забайкалье в 1646 г., освоение Сибири, в том числе Забайкалья, началось с постройки зимовий и острогов.

Первые поселенцы – казаки и промышленные люди, несли ратную службу и, облагая ясаком местные народы, осуществляли управление краем. Содержались они за счет казны, получая денежное, хлебное, соляное жалованье.

-14

После заключения между Россией и Китаем Буринского договора 1727 г. о границе большая часть забайкальских казаков была переселена на китайско-монгольскую границу для охраны порубежных земель. Пограничные острожки и караулы постепенно превращались в поселки и станицы.

В 1851 г. было создано Забайкальское казачье войско. Оно было разделено на четыре военных отдела: первый и второй конные отделы, третий и четвертый пешие отделы. Войско насчитывало 51 тыс. человек. Воинскую повинность казаки отбывали с 19 лет.

Правительственным указом 1796 г. забайкальское казачество было освобождено из податного состояния и составило особую сословную группу населения. В казачьих станицах находились административное управление, цейхгауз, плац для учения, казарма.

-15

Многие казачьи поселения размещались на высоких степных плоскогорьях, мало пригодных для земледелия, но удобных для животноводства. Станичные казаки служили с пашни, вели самостоятельное хозяйство, занимаясь в основном животноводством, особенно табунным коневодством: разводили забайкальских степных лошадей, которых поставляли армии.

Поселения огораживали изгородью, выделяя выгон для скота. Если первоначально у русских старожилов характерной была разбросанная застройка, то с середины XIX в. она стала линейной, двухпорядковой, особенно в казачьих селениях. Войсковая администрация стремилась упорядочивать строительство.

Все дома и хозяйственные постройки являются подлинниками и представляют собой образцы народного зодчества. Перевезены они в музей из разных мест Забайкалья.

-16

Усадьба станичного атамана ⬇️. Дом построен в 1879 г., перенесен и восстановлен в Этнографическом музее народов Забайкалья в 1979 г. Судьба самого дома, сменившего несколько владельцев (казака Попова, мещанина Изыргина, жителя Петровского Завода Касаткина), отражает социально-экономические процессы в регионе на рубеже XIX-XX вв.

-17
-18

Дом пашенного крестьянина ⬇️.

-19

Этот дом был построен в 1880 г. в селе Батурино (Бурятия) и в 1975 г. перевезен в музей. Вместе с ним переехали и хозяйственные постройки (амбар и завозня) 1919 г. из уже несуществующего села Клочнёво. Дом срублен из брёвен традиционным способом «в обло» (с выступающими концами брёвен). С северной стороны к нему пристроены сени.

-20

Большую группу русского населения края составляли пашенные крестьяне, приписанные к монастырям, имевшим зерновое хозяйство на наиболее плодородных землях. Жители деревень, расположенных вдоль магистральных дорог, жили «извозом» за счет обслуживания купеческих караванов и содержания почтовых станций и постоялых дворов.

А это этапный амбар ⬇️- свидетель сложного и драматичного периода

российской истории. Он был частью этапного пункта в селе Кульский Станок Хоринского района Республики Бурятия и перевезён в музей в 1981 году.

-21

Что такое этапный пункт? В XIX веке Сибирь стала местом каторги и ссылки для тысяч людей. Для их перемещения по бескрайним сибирским просторам вдоль почтовых трактов (дорог) через каждые 15-30 вёрст строились этапные пункты — специальные станции для ночлега и отдыха партий заключённых и их конвоиров. Именно столько могли пройти закованные в кандалы арестанты за световой день. Всего в Забайкалье существовало около 20 таких пунктов.

Кульский этапный пункт в Кульском Станке включал в себя несколько

зданий: отдельные корпуса для конвоиров и для ссыльных, а также

хозяйственные постройки. До наших дней сохранился именно этот амбар.

-22

Дальше прошли мимо различных кафе, голодным здесь точно не останешься.

-23

Великолепной работы забор.

-24

Скамейка с местным колоритом.

-25

Не заглянула внутрь этой красивой юрты ⬇️. Если кто-то был там, напишите в комментариях, что там находится.

-26

Прошли мимо эвенкийского комплекса. Традиционно эвенки были кочевыми охотниками и оленеводами, а их культура и быт идеально приспособлены для жизни в суровых условиях. Главный экспонат комплекса — переносное жилище — чум.

-27

Дальше вышли на большую площадку для отдыха.

Вокруг чистота, много мест, где можно посидеть.

-29

Детская площадка с кучей всяких интересностей, в том числе с такими домиками на деревьях.

Можно шишки пометать, что мы и сделали.

-31

Понравились различные художественные элементы на деревьях.

Сойотский комплекс знакомит с уникальной культурой сойотов —коренного малочисленного народа, проживающего в Окинском районе Бурятии у подножия Восточных Саян. Сойоты, как и другие кочевые народы, жили в чумах — урса, разборных конусообразных жилищах из жердей, покрытых оленьими шкурами. Это было идеальное жилище для оленеводов, позволявшее быстро кочевать по горным долинам. Позже, с переходом к оседлости, сойоты стали строить и более капитальные бревенчатые юрты. Основные занятия: оленеводство, яководство и охота.

-33

Почти в конце маршрута, ну или в начале, если двигаться против часовой стрелки, находится изба Бабы Яги.

-34

Посидела здесь на троне, фото на память.

-35

А это хранитель семейного очага ⬇️— приносит счастье, здоровье, долголетие, мир и покой, удачу во всех земных делах. С ним можно посидеть подольше, и всей семьей, или компанией.

-36

В завершение большого круга есть камни с петроглифами с древних курганов и могил. Некоторые датированы 2-м тысячелетием до нашей эры.

-37

Кстати, зимой на территории открывается резиденция бурятского Деда Мороза — старца Сагаана Убгэна. В дни празднования Сагаалгана (февраль — март) или местного Нового года тут проходят масштабные гуляния.

-38

Мы попрощались с музеем и поехали в центр, чтобы где-то пообедать.

-39

Рекомендую кофейню «Триста-бариста» (ул. Ленина, 21). Уютно, вкусный кофе, таежный чай, хорошие завтраки.

-40

Обедали в кафе «Прованс», находится рядом с кофейней. Мы попали на бизнес-ланч, в принципе было неплохо. Минус, официант забыла принести десерт, который мы хотели купить дополнительно, в итоге мы не стали ждать.

Раз уж я решила закончить темой еды, ниже список мест, где можно позавтракать или пообедать:

  • "Тэнгис", ул. Ербанова, 12;
  • сеть « Booza room », ул. Гагарина, 27, корп.А, 1 этаж, ул.Ленина, 52;
  • "Орда" - готовят блюда аутентичной бурятской традиционной кухни. Ул. Пушкина , 4 А;
  • "Шэнэхэнские буузы" - если хочется быстро перекусить и попробовать буузы, ул. Свердлоа, 17;
  • кофейня «Триста Бариста, ул. Некрасова, 7.

Начало часть I

Начало путешествия в подборке Бурятия и Иркутская область.