Сегодня расскажу вам про еще одно интересное место в окрестностях Улан-Удэ, которое точно стоит посетить. Речь пойдет об Этнографическом музее народов Забайкалья, одном из самых больших музеев под открытым небом в нашей стране. Его площадь составляет 37 гектаров. Расположен этот огромный музейный комплекс в микрорайоне Верхняя Березовка. Вот туда мы и поехали, вернее, сначала пошли позавтракать, а потом уже на остановку.
Фото по дороге. Уходящая эпоха Верхнеудинска ⬇️.
Как всегда, прошли мимо Театральной площади.
Там готовились к какому-то мероприятию, прохожих приглашали на зарядку цигун, массаж шеи и разные активности.
Позавтракать решили в «Додо Пицце». Кстати, там оказались довольно приличные завтраки и кофе. И персонал порадовал приветливостью.
В этом же здании с другой стороны — кафе «Booza room» (ул. Ленина, 52). Эту сеть рекомендую, там можно пообедать бурятскими буузами (позами). Напротив остановка, где мы сели на маршрутку № 37.
Как добраться в музей: на автобусах № 3к до остановки «Дом отдыха «Учитель». От неё до музея пешком около 15-20 минут. Маршрутка № 37 подъезжает к территории, но надо предварительно сказать водителю, что вам нужно в музей. Можно на такси, стоимость поездки из центра Улан-Удэ примерно 350-400 рублей.
Если выйти на остановке автобуса, ориентир — крест у дороги и этно-кафе «Тэмуджин» (п. Верхняя Березовка, 5).
Дальше пешком по пешеходной дорожке до входа в музей. Дорожка удобная, по дороге есть скамейки.
Перед музеем есть бесплатная парковка, кафе.
Увидите вот такие ворота, это и есть территория музея.
Они же, но уже с другой стороны.
Стоимость билетов на фото ⬇️, там же другая полезная информация. На кассе можно взять карту территории. Есть бесплатный аудиогид, а также возле объектов расположены информационные таблички. При посещении стоит учесть, что есть дни, когда в музее работает только «ЭТНОZOOСАД» и парковая зона, режим работы лучше заранее посмотреть на сайте.
Мы, к сожалению, попали в дни, когда был закрыт вход в музейные комплексы, но снаружи можно было всё осмотреть. Но даже на это мы потратили больше 3-х часов.
При желании в музее можно провести весь день, есть где посидеть, отдохнуть, даже полежать (гамаки, лежанки), перекусить, развлечения для детей, туалеты. Кстати, есть прокат велосипедов, можно и на них передвигаться по территории.
Итак, идём знакомиться с музеем. Я, конечно, не делала фото всех построек, ибо тогда бы мы ходили не три часа, а весь день. Покажу то, что привлекло взгляд.
Сегодня в музее шесть экспозиционных комплексов. В них представлены традиционная культура и быт народов, издавна живущих в Забайкалье: эвенков, сойотов, бурят, русских старожилов, казаков и старообрядцев. Кроме того, здесь можно увидеть археологический комплекс и городской комплекс «Старый Верхнеудинск». В последнем собраны недвижимые памятники Улан-Удэ XIX — начала XX веков. Внутри зданий воссозданы типичные интерьеры того времени.
Каждый комплекс уникален и интересен. В сочетании с природным ландшафтом создается впечатление, что вы перенеслись в XIX – начало XX века. Экспонаты представлены в своей естественной среде и окружении, хотя и собраны из разных мест.
Фото стенда об основателях музея.
Открытие музея было приурочено к 50-летию образования Бурятской АССР. Для посетителей открыт 6 июля 1973 года. Не буду пересказывать всю историю, кому интересно, можно почитать на фото. Интересно, что идею этого музея почерпнул Н. Б. Пивоваров на выставке «Экспо-67» в Канаде.
Мы начали осмотр с городских построек. Старый Верхнеудинск, возникший в 1666 году как острог для сбора ясака, в начале XIX века был вторым после Кяхты крупным населенным пунктом края.
Сбор ясака — это система взимания натурального налога с коренных народов Сибири и Севера в России с XV до начала XX века, а также с народов Поволжья до XVIII века. Ясак взимался преимущественно в виде пушнины, но также мог выплачиваться скотом, медом или деньгами, а его уплата служила признаком подданства.
С возникновением Верхнеудинской ярмарки были построены крупный гостиный и постоялый дворы, лавки, магазины, купеческие усадьбы, появилось много ремесленников, мещан, служащих, прочих представителей городского сословия.
Большая часть жилищного строительства в первой половине XIX века осуществлялась в дереве, но постепенно стали практиковаться и смешанные конструкции с нижним каменным этажом. После проведения Транссибирской железной дороги появляются новые типы домов – многоквартирные и коридорные.
На фото часовня, которая ранее стояла на на кладбище Старого Селенгинска у Спасского собора, построена в конце XVIII в. Перевезена в музей в 1974 г.
А это старинная Никольская церковь из села старообрядцев (относится к семейскому комплексу).
Церковь перевезена в 1971 году из с. Никольск Мухоршибирского района Бурятии по решению схода села. Это единственная сохранившаяся бревенчатая церковь, срубленная в начале XX века, а также единственное хорошо сохранившееся до наших дней в Республике Бурятия деревянное старообрядческое культовое сооружение.
Церковь была построена в 1910 году бригадой плотников из центральной губернии России. Церковь строили всем миром: каждая семья отдавала на постройку храма 12 рублей, а также 15 рублей на приобретение церковной утвари. С каждого двора было решено привезти по два бревна для строительства церкви, а также было написано послание в г. Верхнеудинск с просьбой предоставить бригаду специалистов для постройки.
Роспись внутри храма делали иконописцы, прибывшие из Иркутска.
А иконостас и иконы были заказаны в селе Палех Ивановской области. Известно, что для написания икон также приглашались иконописцы из Москвы, так как заказ был крупным.
Наиболее важной частью интерьера церкви является иконостас площадью 46 кв. м., в котором размещены 43 иконы. В его состав входят иконы, преимущественно датируемые концом XIX — началом XX века. По историческим данным, подлинных икон в иконостасе двадцать три. Остальные одиннадцать икон подобраны по тематике и размерам.
Дом врача ⬇️ построен в первом десятилетии ХХ века в г. Верхнеудинск, принадлежал состоятельному мещанину, врачу Августу Генриховичу Легеру (с 1905 г. главный врач Верхнеудинского лазарета Красного Креста – опытный военный хирург). Дом был перевезен в музей в 1975 г. с ул. Трудовой, 12.
Доходный дом с ул. Ленина, 67 ⬇️.
Не знала, что доходные дома были даже деревянные. В Верхнеудинске на рубеже XIX–XX вв. большое распространение получило строительство «доходных домов» под жильцов. Здание построено в 1909 г. Его коридорная система позволяла владельцу сдавать внаем отдельные части дома и комнаты. Для этих целей дом имел два парадных выхода с противоположных его концов. В 1920-х гг. он был муниципализирован, и в нем проживали отдельные семьи. В 1979 г. дом перевезен в Этнографический музей.
Дом Танских с ул. Ранжурова, 11 ⬇️. Резьба просто загляденье.
Жилой дом был построен в 1903 г. по заказу горного инженера А.А. Левицкого. Семья Танских переехала в этот бревенчатый дом в 1906 г. и прожила здесь более 60 лет. Здесь они принимали гостей, М.В. Танский вел частную медицинскую практику. После смерти мужа Екатерина Александровна в 1976 г. подарила свой дом министерству культуры, в 1980-х гг. его перевезли из центра города в Этнографический музей.
Михаил Владимирович Танский – выдающийся врач, краевед и
общественный деятель, происходивший из старинного казачьего рода, состоявший в родстве с Н.В. Гоголем. Врачебная карьера Танского началась в 1906 г. в Верхнеудинске.
В городе, где медицина была развита слабо и квалифицированных специалистов не хватало, Михаил Владимирович сумел модернизировать больницу и значительно улучшить её оснащённую базу. Работая как в государственной службе, так и в частной практике, он завоевал уважение горожан благодаря своему профессионализму и преданности делу. Его труды, такие как «Кое о чем из моей жизни», «Странички из прошлого Улан-Удэ» и «Лечебная помощь населению в старом Верхнеудинске», оставили ценные воспоминания о жизни города и развитии медицины. При жизни была опубликована только часть его работ. После смерти Танского значительная часть его личных вещей была передана в Этнографический музей народов Забайкалья.
Цветочки красивые, необыкновенно красиво смотрятся рядом с бревенчатыми домами.
Жилой дом с ул. Почтамтской, 22, построен в 1900 г., перевезен в музей в 1977 г.
Дальше мы зашли в небольшой зоопарк.
Уголок живой природы был образован в 1976 году и задумывался как небольшая экспозиция домашних животных, традиционно разводимых на территории Бурятии.
Со временем уголок стал расширяться, так как сюда стали попадать дикие животные на реабилитацию. Привозили травмированных животных, пострадавших от браконьеров или оставшихся без родителей. Часть животных после реабилитации выпускали обратно в природу, а те, кто в силу полученных травм или юного возраста не могли выжить в дикой природе, оставались в уголке живой природы, постепенно расширяя экспозицию.
Так сюда попал в 2015 году медвежонок Малыш ⬇️, его спасли во время сильных пожаров сотрудники МЧС в Заиграевском районе. Его мама погибла, а он вышел к людям. Выпустить его обратно в лес означало неминуемую гибель, его приняли и вырастили в красавца медведя.
А вот, например, тигрица Улана попала в музей из передвижного зоопарка «Лигер». Она родилась во время коронавирусной пандемии, и сотрудники зоопарка, опасаясь, что животное может заболеть в дороге, решили оставить малышку в Улан-Удэ.
Амурский тигр Ермак попал в Этнографический музей из барнаульского зоопарка, его привезли в Бурятию уже взрослым, в двухлетнем возрасте. Теперь Улана и Ермак живут по соседству.
В живом уголке не особо много животных, основная концепция – это представители фауны местного региона. Очень порадовало, что у многих животных есть опекуны. Им может стать любой желающий, информацию можно найти на сайте музея. Покупая билет, вы тоже помогаете животным, так как часть из них идет на еду для животных, ремонт вольеров.
Мы на входе купили шоколад, деньги от продажи идут на помощь мишкам.
Прогулялись по территории, места у животных достаточно, сотрудники были заняты уборкой и кормлением. Мы тоже решили покормить кроликов. Корм можно купить на входе в живой уголок.
Идём дальше. Кругом красота, территория ухоженная.
Много скульптур животных, ярких, зелёных.
Дошли до Бурятского комплекса, который состоит из из предбайкальского и забайкальского секторов.
Летняя юрта (качугская) перевезена в музей из с. Магдан ныне Качугского района Иркутской области. Качугская восьмистенная юрта построена традиционным способом – крыша опирается на 4 опорных столба (тэнги), их соединяют балки (хараса), образующие квадрат. На этот квадрат устанавливалась крыша. Столбы устанавливались в строгой зависимости от ориентации входа. Утром, когда лучи солнца через дымоход падали на западный столб, было время утреннего чая, до и после которого выполнялись четко определенные работы. Полдень определяли по падению солнца на северный столб, который считался «молочным», так как возле него ставили кадушки с молоком для заквашивания. По мере того, как лучи солнца падали на восточный столб, начинали готовиться к вечерним работам – дойке коров, приготовлению ужина.
Зимняя юрта из села Далахай ⬇️ Закаменского района была построена в 1898 г. местным мастером Ц. Самбиловым. Юрта имеет необычные архитектурные особенности – построена без традиционных опорных столбов, полог крыши поддерживается сложными решетчатыми переплетениями (слегами). Крыша снаружи покрыта корой лиственницы, а сверху еще дерном. Дверь юрты обращена к югу, священной стороне по буддийским представлениям. Удивительно, что у бурят были и деревянные юрты, и избы тоже. Была в этом музее несколько раз подростком, и, видимо, тогда не особо обращала внимание на постройки.
Поблизости скульптура "Сэржэм", посвященная подношению духам.
Войлочная юрта.
Дуган «Деважин» был построен в 1890 г. для размещения в нем модели «рая Сукхавати» и первоначально располагался на территории Тамчинского дацана (Селенгинский район). В 1926 г. группа строителей под руководством Лубсана Дамдинова сделала перестройку храма, которая не изменила его архитектурный облик: была лишь увеличена его площадь. Здание представляет собой квадратное помещение с загнутыми кверху углами крыш. Преобладание желтого цвета в раскраске храма неслучайно – именно этот цвет считается священным в буддийской символике. В Этнографический музей дуган перевезен в 1972 г.
Тамчинский (Гусиноозерский) дацан был основан в середине XVIII в. на юго-западном берегу озера Гусиное. Это был один из первых буддийских монастырей на территории современной Бурятии. В годы расцвета в нем служили 900 монахов. С 1809 по 1938 гг. здесь была резиденция Пандито Хамбо-ламы, официального главы буддистов России.
Еще одна скульптура
Дом-зимник забайкальский ⬇️ был построен в 1912 г. русским плотником Степаном Зуевым и хозяином дома Ринчином Цыремпиловым. Перевезен из села Арбижил Заиграевского района. Перевезен на территорию музея в 1972 году.
Зимник представляет собой большое прямоугольное помещение с окнами, выходящими на юг и запад. К дому пристроена вторая изба, имеющая подсобное значение, меньшая по размеру и соединенная с первым холодными сенями. Высокое крытое крыльцо с навесом и перилами пристроено ко входу дома с южной стороны. Такие дома, рубленые по русскому образцу, становятся основным типом жилищ забайкальских зажиточных бурят в конце XIX – начале XX вв.
Продолжение во II части...
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, буду рада общению.
Начало путешествия в подборке Бурятия и Иркутская область.