Скажу о себе.
Бросил прежнюю работу. Сидел на договорах. Устал. Не хочу ни о чем ни с кем договариваться. Нет договора, который бы не хотели нарушить.
О договоре.
Если договор заключают для вида, т.е. по сути для того, чтобы его нарушить. Если за каждым договором – сговор, который нарушается другим сговором. Если вместо обязанностей – «Не дождетесь». Если вместо ответственности – «А пошли вы все...».
Как с этим работать?
Никак, нужно увольняться.
Когда француз Оноре де Бальзак, человек с больным сердцем и грандиозным планом написать в цикле «Человеческая комедия» 137 романов (дописал он — 91 роман), взялся за это дело, он раскрыл главный секрет, зачем люди на самом деле заключают сделки! Причем, заключают и не знают об этом.
Вот 5 шедевров Бальзака, где сюжеты известны, но почему Бальзак поверил в мистику денег, мы сейчас узнаем
1. «Шагреневая кожа» о том, что за наслаждение и успех приходится платить двойную , а то и тройную цену
Молодой Рафаэль де Валантен получает талисман, исполняющий все желания, но с каждым исполненным желанием шагрень сжимается, укорачивая жизнь хозяина. Это сделка между отчаянием и роком.
«Желание — это власть, которая может все; но лишь ценой нашей жизни. За крупицу наслаждения мы платим частицей существования. Желание сжигает нас, власть разрушает» (слова антиквара, объясняющего условия сделки).
«Вот оно, ваше желание... Но оно будет соразмеряться с моей жизнью... Ну что ж!.. Да, пусть будет яркой, но короткой!» — восклицает Рафаэль, принимая условия.
Эта сделка — квинтэссенция бальзаковского мира: наслаждение и успех имеют свою точную цену, и эта цена — сама жизнь.
Почему же так? Да потому, что Погоня за наслаждением – это "Сделка с дьяволом"
2. «Отец Горио» как цепочка корыстных сделок
Сделка дочерей Горио: Они выходят замуж не по любви, а по расчёту, продавая себя аристократии (Анастазия — графу де Ресто) и деньгам (Дельфина — банкиру Нусингену). Их любовь к отцу измеряется лишь остатками денег, которые они у него выманивают.
Корысть отца к другим людям будет разменена на корысть дочерей к нему.
Сделки с совестью не проходят даром, совесть теряешь и обратно не вернешь.
3. «Евгения Гранде» — финансовые сделки как смысл жизни – это можно, но когда они закончатся, закончится и смысл жизни
Старый Гранде — гений финансовых сделок. Его жизнь — это непрерывная череда расчётов, спекуляций и обмана. Он скупает поместья разорившихся аристократов, играет на бирже, обманывает собственного брата и дочь.
Описание его афер: «Он умел прикидываться заикой и косноязычным, когда это было нужно для заключения выгодной сделки... Он всегда притворялся, что не понимает, о чем идет речь, а коли уж очень припирали, отделывался знаменитым: „Не могу решить без жены“».
Его сделка с золотом — главная страсть:
«Увидев золото, старик Гранде пришел в себя... Он часами любовался своим золотом, перебирал монеты, пересчитывал их, укладывал стопками».
Даже на смертном одре его последний жест — попытка заключить сделку: он выхватывает золотой крест из рук священника, пытаясь его удержать.
4. «Утраченные иллюзии» о том, как лопаются пузыри иллюзий
Здесь Бальзак показывает, как талант и искусство становятся товаром, а сделки заключаются на продажу репутации и убеждений.
Журналист Этьен Лусто объясняет Люсьену Шардону правила игры: «Литература — это лавка, где продают мысли... Мы торгуем фразами и живем за счет этой торговли... Вы продаете свой талант, чтобы сделать карьеру».
«В Париже всё продается и всё покупается. Мысль — такой же товар, как и платье».
Люсьен заключает сделку с собственной совестью, продаваясь либеральной газете и нападая на своих друзей, ради быстрой славы и денег.
Люсьен заканчивает полным крахом, арестом и самоубийством.
5. «Гобсек» —Денежное мировоззрение
Ростовщик Гобсек — живое воплощение сделки. Для него весь мир — это товар, а все человеческие отношения — лишь форма купли-продажи.
«Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы человек должен был гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества... И что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?»
Его сделки — это не просто бизнес, это мировоззрение. Он с холодной жестокостью наблюдает, как люди сами продают ему свои жизни, честь и будущее – все за наличные деньги.
Бальзак выводит цитату, которая могла бы быть эпиграфом ко всей «Человеческой комедии»:
«За всем в Париже кроется продажность, все там поддается расчету, все там на продажу: талант, наука, любовь, и ненависть тоже — всё!»
Бальзак увидел в деньгах мистическую силу
- Деньги двигают всеми поступками: Практически каждый персонаж одержим деньгами — их добычей, приумножением или тратой. Любовь, дружба, творчество, семейные узы — всё оказывается подчинено финансовому расчету ("Гобсек", "Евгения Гранде").
- Деньги обесценивают чувства: Любовь превращается в расчетливую сделку, брак — в инструмент обогащения, а талант — в товар ("Отец Горио", "Утраченные иллюзии").
Но рано или поздно понимаешь, что деньги – это всего лишь утраченные иллюзии, наступает момент, когда чего-то не хватает...