Найти в Дзене

"Падаем, падаем, прощайте": как ошибка на учениях стоила жизни 78 людям над Чёрным морем

Утро 4 октября 2001-го. Аэропорт Тель-Авива. Туполев Ту-154М с бортовым номером RA-85693 готовится к вылету в Новосибирск. В салоне - 66 пассажиров, большинство израильтяне, едут к родным в Россию. В кабине - 12 человек экипажа. Обычный рейс. Таких сотни каждый день. Никто не знал, что через несколько часов этот самолёт разорвёт в клочья над Чёрным морем. И виновата будет не поломка, не погода, даже не пилоты. Украинская зенитная ракета С-200. Случайная. С военных учений. Представьте: вы летите на высоте 11 километров. Небо чистое, двигатели работают ровно. Экипаж спокоен - маршрут проходят каждую неделю. И вдруг... 13:44 по Москве. Диспетчеры в Сочи теряют связь с бортом. Просто взяли - и пропал с радаров. Пытаются дозвониться - тишина. А потом приходит сообщение от другого пилота, армянина, который летел рядом. Он видел всё своими глазами: российский лайнер вспыхнул в небе, как спичка, и камнем пошёл вниз. Обломки упали в воду километрах в 185 от Адлера. Глубина там - 2000 метров. Вс
Оглавление

Утро 4 октября 2001-го. Аэропорт Тель-Авива. Туполев Ту-154М с бортовым номером RA-85693 готовится к вылету в Новосибирск. В салоне - 66 пассажиров, большинство израильтяне, едут к родным в Россию. В кабине - 12 человек экипажа. Обычный рейс. Таких сотни каждый день.

Никто не знал, что через несколько часов этот самолёт разорвёт в клочья над Чёрным морем. И виновата будет не поломка, не погода, даже не пилоты. Украинская зенитная ракета С-200. Случайная. С военных учений.

Взрыв из ниоткуда

Представьте: вы летите на высоте 11 километров. Небо чистое, двигатели работают ровно. Экипаж спокоен - маршрут проходят каждую неделю. И вдруг...

13:44 по Москве. Диспетчеры в Сочи теряют связь с бортом. Просто взяли - и пропал с радаров. Пытаются дозвониться - тишина. А потом приходит сообщение от другого пилота, армянина, который летел рядом. Он видел всё своими глазами: российский лайнер вспыхнул в небе, как спичка, и камнем пошёл вниз.

Обломки упали в воду километрах в 185 от Адлера. Глубина там - 2000 метров. Все 78 человек погибли мгновенно. У них даже секунды не было понять, что происходит.

Теракт или нет?

Знаете, какой был 2001-й? Меньше месяца прошло после 11 сентября. Башни-близнецы ещё дымились в новостях. Поэтому первая мысль у всех - террористы. Российские власти так прямо и заявили.

А американцы смотрят на спутниковые снимки и говорят:

"Стоп. Мы тут видим запуск ракеты".

С украинского полигона на мысе Опук в Крыму. Зенитка С-200 - штука дальнобойная, бьёт на 250 км.

Украинские военные в ответ: "Что вы такое говорите!"

Представитель Минобороны Украины Константин Хивренко чуть ли не в микрофон кричал:

"Ни направление не то, ни дальность! Ракета в другую сторону летела, сама уничтожилась!"

Но факты - вещь упрямая. Американцы объяснили просто: учебную мишень, беспилотник Ту-143 "Рейс", сбила другая ракета, из комплекса С-300. А вот ракета С-200 пролетела мимо. И вместо того чтобы самоликвидироваться, как положено, взяла да захватила большую цель. Пассажирский борт в 250 километрах от полигона. Взорвалась метрах в пятнадцати над самолётом.

Признание через девять дней

-2

Девять дней Украина отбивалась. А потом - 13 октября - президент Кучма выходит и говорит: "Да, наша ракета". Некоторые чиновники пытались объяснить, что, мол, "вода дала помехи, ракету сбила с курса". Знаете, как звучит? Как оправдание школьника, который разбил окно мячом: "Ветер виноват!"

После этого Украина взяла тайм-аут на семь лет - запретила вообще все испытания ракет типа С-200, С-300 и Бука. Когда так делают, это называется "мы всё поняли, но вслух не скажем".

Чёрные ящики на дне - навсегда

Поисковики нашли место падения быстро. Только вот беда - основная часть фюзеляжа лежит на глубине километра, а то и двух. В 2001-м достать оттуда что-то было нереально. Чёрные ящики так и остались на дне.

Но и без них экспертам всё стало ясно. Подняли несколько обломков. Смотрят - а там дырки. Не от взрыва изнутри, а снаружи. Осколочные пробоины. След ударной волны. Межгосударственный авиационный комитет написал прямым текстом: "Самолёт поразила боеголовка ракеты С-200В".

Экипаж даже сигнал бедствия не успел передать. Ракета рванула рядом - фюзеляж пробило, началась декомпрессия. Самолёт просто развалился в воздухе за секунды.

Деньги вместо правды

Начались суды. Семьи требовали ответов. Украина в 2003-м подписала с Израилем бумагу: по $200 тысяч на каждого погибшего. Всего набежало около 15,6 миллионов долларов к 2005 году.

Но знаете, что там было написано мелким шрифтом? "Украина не несёт юридической ответственности за катастрофу". То есть типа: "Мы заплатим, но виноватыми себя не признаём".

Генерал Кузьмук, который после катастрофы вылетел с поста министра обороны, вообще выдал шедевр:

"Это гуманитарный акт, а не признание вины".

Авиакомпания S7 попыталась через суд выбить компенсацию за потерю самолёта - больше 15 миллионов просили. Украинские суды отказали. В 2011-м. Потом в 2012-м снова. И в 2012-м ещё раз на всякий случай - Верховный суд поставил точку.

А в 2007-м киевский апелляционный суд вообще постановил: военные Украины не виноваты в катастрофе. Вот так. Несмотря на все доказательства.

Небо - не безопасная зона

Знаете, сколько пассажирских самолётов за историю сбили военные? Десятки.

  • 1983-й - корейский Boeing над Сахалином. Советский истребитель. 269 человек.
  • 1988-й - иранский аэробус в Персидском заливе. Американский крейсер. 290 жертв.
  • 2014-й - малайзийский Boeing над Донбассом. Ракета "Бук". 298 погибших.
  • И вот этот, 2001-го. Рейс 1812. Над нейтральными водами. В мирное время. По установленному маршруту.

Главный вопрос один: почему, чёрт возьми, воздушный коридор не перекрыли на время стрельб? Это ж элементарное правило безопасности. Стреляешь ракетами - закрываешь район. Предупреждаешь диспетчеров.

Но нет. Кто-то не доложил. Кто-то забыл. Кто-то решил, что и так сойдёт.

Читайте еще:

Память без могил

Мемориал рейсу 1812
Мемориал рейсу 1812

Большинство тел так и не нашли. Море глубокое, течения сильные.

В Израиле объявили национальный траур. Минута молчания. Флаги на половину древка. В Новосибирске и Сочи тоже прошли поминальные службы. В лесу Бен-Шемен поставили памятник.

Остаются вопросы, вопросы без ответов. Кто отвечает, когда армия сбивает гражданских? Можно ли откупиться деньгами, не признав вину? И почему это продолжает повторяться?

Вы слышали об этой катастрофе раньше? И как думаете - научило ли это хоть кого-то чему-то?