Найти в Дзене
ARTПатруль

Мане и Моне. Что поможет различить великих художников?

Оглавление

Путаница с фамилиями Мане — Моне (Manet — Monet) — самый очевидный, но не единственный, повод сравнить двух непохожих художников, которые оказались в одном городе, в одно время, на одной большой выставке и сначала рассорились, а потом стали близкими друзьями.

Тем более, что история их знакомства началась как раз с путаницы.

Салон 1865 года стал одним из самых скандальных и эпохальных за все триста лет его существования. И виноват в этом был Эдуар Мане. Он искренне рассчитывал на признание, медаль и славу, отправляя на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». И проходя в день торжественного открытия по Дворцу промышленности, действительно слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы. Но при чем тут, черт возьми, пейзажи! Почему его хвалят за какие-то марины? Мане в бешенстве. Оказывается, какой-то выскочка использовал похожую фамилию, явно для того, чтобы заработать денег на его, Мане, славе. Рядом с его «Олимпией» и «Поруганием Христа» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал в Салоне.

Олимпия, Эдуар Мане, 1863
Олимпия, Эдуар Мане, 1863
Устье Сены в Онфлёре, Клод Моне, 1865
Устье Сены в Онфлёре, Клод Моне, 1865

История с фамильной путаницей — хрестоматийная. А научиться отличать художников по принципу «Мане — люди, Моне -пятна» можно хотя бы благодаря интернет-мемам.

Но даже зоркий и продвинутый завсегдатай музейных сайтов, железно запомнивший, кто написал «Олимпию», а кто «Мост в Аржантее», возьмет и растеряется, пытаясь определить, где же «Большой канал в Венеции» Моне, а где «Большой канал в Венеции» Мане.

 Большой канал в Венеции, Клод Моне, 1908, 73×92 см
Большой канал в Венеции, Клод Моне, 1908, 73×92 см

Есть несколько проверенных способов безошибочно определять, когда правильно писать эту фамилию через «о», а когда через «а»:

По планам на будущее

Понятно, что ни один порядочный отец (если он сам не художник) не мечтает видеть художником своего сына. И в XIX веке все было так же. В этом отцы Клода Моне и Эдуара Мане были похожи. Мужчина должен заниматься серьезным делом.

«Эдуар станет судьей», — был уверен один.
«Клод станет бакалейщиком», — думал другой.

8 поколений мужчин в роду Эдуара Мане были судьями и адвокатами, продолжая дело предков и сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия. Каждый день, в одно и то же время, Огюст Мане выходит из дома, застегнутый на все пуговицы, серьезный, вежливый и сдержанный. Его младший сын Эдуар демонстрирует просто отвратительные знания по всем дисциплинам, кроме гимнастики и рисунка, повторно остается в пятом классе самого аристократичного коллежа в Париже и рыдает дома от одного упоминания о карьере адвоката. Его увлекает только рисование и, возможно, немного манит море. Ну, пусть будет Мореходная школа, только бы не богемная жизнь этих новомодных художников.

Когда судно «Гавр и Гваделупа» с 17-летним Эдуаром отплывает в Бразилию от берегов портового городка Гавр, 9-летний Клод Моне наверняка бродит босиком по берегу моря совсем рядом или наблюдает за отплытием корабля с какого-нибудь холма, где он любит валяться в траве и разглядывать облака. Его отец держит лавку здесь, в Гавре, снабжает продовольствием французский флот. И Клод, когда вырастет и выучится в коллеже, конечно, возьмет на себя управление семейным бизнесом. Все надежды заботливого отца идут прахом.

В коллеже Клод «с грехом пополам освоил четыре арифметических действия и получил слабое представление о грамотном письме». И, не обращая внимания на угрозы отца лишить его какого бы то ни было содержания, уезжает в Париж учиться живописи. Две картины 28-летнего Эдуара Мане в этом году как раз впервые примут в Салоне.

По творческому успеху

Сегодня отцом импрессионизма, вождем, основателем, королем и неоспоримым лидером многие назовут Клода Моне. У него кувшинки, пленэр, «Впечатление. Восход солнца», соборы в тумане и стога во все времена суток — весь набор стилеобразующих признаков и личных открытий. Но вначале все было совсем не так.

Анри Фантен-Латур. Портрет Эдуара Мане, 1867
Анри Фантен-Латур. Портрет Эдуара Мане, 1867

Эдуар Мане не был импрессионистом, не участвовал ни в одной из выставок Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов, но именно его газетные критики и судьи Салона пренебрежительно называли «королем импрессионистов», а молодых художников-бунтарей, бросивших вызов официальным салоновским традициям, будущих импрессионистов, «бандой Мане». Ох, сколько бы он отдал, чтобы избавиться от этого незавидного титула.

Эдуар Мане жил в квартале Батиньоль и часто завтракал в кафе «Гербуа» неподалеку. Поговаривают, любил бифштекс с кресс-салатом и взбитые яйца. Благодаря ему прославились и квартал, и кафе. Мане и всех его юных почитателей (Моне, Базиля, Ренуара) назовут вскоре «батиньольской группой», а в кафе «Гербуа» к Мане начинают присоединяться увлеченные идеей нового искусства художники, писатели, журналисты. Но не для того, чтобы съесть бифштекс, а для того, чтобы разговаривать о судьбах искусства.

По манерам и одеянию

Мане был белокурым красавцем с кудрявой шевелюрой, а Моне тоже красавцем, но жгучим брюнетом с внешностью темпераментного мачо. Их вообще трудно было спутать: говорили, двигались, одевались, гуляли по-разному.

Мане — истинный денди. На нем всегда тонкие кожаные перчатки, а в руках —неизменная трость. Его умение завязывать и носить галстуки вызываетвосхищение. Каждый день он выходит на особую прогулку, Мане фланирует. Ольга Вайнштейн, автор книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» рассказывает, что принципиально праздные, бесцельные прогулки фланера совсем особый смысл имели для писателя или художника:

«Его маршрут сплошь и рядом выясняется только в пути, ибо фланера ведет случайная прихоть. Городское пространство — карта его желаний, непрерывная знаковая поверхность, топографическая развертка его потока сознания. Он читает карту собственным телом, размечая шагами пунктиры своих произвольных маршрутов».

По внешнему виду, походке, улыбке фланер-художник определяет типажи прохожих и пытается понять, что собою представляет человек. Прогулка без цели превращается в поиск сюжетов и источник вдохновения.

Сын бакалейщика Клод Моне — простоват и не рожден для фланирования. В его городских прогулках всегда будет одна большая цель, которая мешает дендистской беззаботности, — он наматывает десятки километров между домами друзей, чтоб занять немного денег.

Жильбер де Северак. Портрет Клода Моне, 1865
Жильбер де Северак. Портрет Клода Моне, 1865

Но по его внешнему виду никогда не заподозришь, что он уже месяц ест мешок фасоли на двоих с Ренуаром и пишет портреты лавочников по 50 франков за штуку. Моне умудряется носить костюмы из английской шерсти и рубашки с кружевными манжетами, но ему плевать на моду и нарочито небрежные узлы на галстуках, которые вяжутся у зеркала в течение нескольких часов. Моне сам законодатель моды, Моне — светский лев.

По флагам

Бесценные музейные сокровища кисти Мане и Моне, раз и навсегда попавшие в историю, часто цитируют — и чтобы различить особенности взгляда на мир двух художников, не обязательно заканчивать художественную академию. Но Большой канал в Венеции — не единственный сюжет, в котором легко потерять ориентиры.

 Улица Монье с флагами Эдуар Мане 1878, 80×65 см
Улица Монье с флагами Эдуар Мане 1878, 80×65 см

Например, во время Всемирной выставки в 1878 года в Париже оба художника случайно выглянули каждый в свое в окно. Моне увлекает красочное буйство — он пишет красно-бело-синее праздничное великолепие. Фланер Мане привык замечать на улицах людей — и этот одноногий, скорее всего, бывший вояка, медленно идет по праздничной улице, уже не оставляя художнику шансов создать однозначно торжественную картину.

 Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878 Клод Моне 1878, 81×50 см
Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878 Клод Моне 1878, 81×50 см
«Я пишу только то, что вижу», — говорил Мане.

И в этот день он увидел, что Франция пытается забыть о позорной войне, закончившейся 7 лет назад, устраивая масштабные, великолепные действа. И что забыть все равно не получается. Потому что по праздничной улице бредет одноногий бывший солдат.

Эдуар и Клод были друзьями до самой смерти Мане, смотрели из окна на один и тот же Париж, гуляли по тем же улицами и берегам Сены, и, бывало, играли в художественные игры по правилам друг друга.

Моне-Мане — это история долгой дружбы, которая держалась на огромном взаимном уважении и… на деньгах. В самые сложные и отчаянные дни Моне шлет Эдуару письма: то, что вы одолжили мне на прошлой неделе, уже закончилось, займите хотя бы франков 30, это меня спасет. И Мане никогда не отказывает, из года в год вкладывая в ответное письмо то 30, то 100 франков. Когда он узнает о тяжелой болезни Камиллы Моне, первой жены художника, то просто спишет все многолетние долги.

Через 6 лет после смерти Эдуара Мане в Париже появится американский коллекционер, который изъявит желание купить «Олимпию» за 20 тыс. франков. Тогда Моне на полгода забрасывает кисти и становится бухгалтером и пиар-специалистом — он организовывает сбор денег для выкупа картины и передачи ее в дар Франции.

Информация взята из открытых источников