Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 5 октября в классической музыке

В этот осенний день классическая музыка вспоминает уход великих творцов: от фламандского полифониста до короля оперетты. Но в то же время на сценах Вены и Петербурга вспыхивают новые звезды: Глюк совершает оперную революцию, а в российской столице на века открывается первый императорский театр. Мадрид, 5 октября 1564 года. В испанской придворной капелле смолкает хор: Пьер де Маншикур, композитор франко-фламандской школы, скончался вдали от родной Фландрии. В молодости Маншикур служил в соборах Тура, Турне и Арраса; его имя звучало при французском дворе в годы Генриха II благодаря изданиям королевского печатника Пьера Аттаньяна. Позднее Маншикур возглавил «фламандскую капеллу» при дворе испанского короля Филиппа II, привезя на юг утончённое искусство северной полифонии. Его мессы и мотеты — сплетение изящных голосов, торжественных и гармоничных, словно готические витражи, переведённые в звук. Маншикур принадлежал к последнему поколению великих полифонистов Возрождения, и с его уходом за
Оглавление
В этот осенний день классическая музыка вспоминает уход великих творцов: от фламандского полифониста до короля оперетты. Но в то же время на сценах Вены и Петербурга вспыхивают новые звезды: Глюк совершает оперную революцию, а в российской столице на века открывается первый императорский театр.

Смерть Пьера де Маншикура в Мадриде

Пьер де Маншикур, 1510–1564 гг.
Пьер де Маншикур, 1510–1564 гг.

Мадрид, 5 октября 1564 года. В испанской придворной капелле смолкает хор: Пьер де Маншикур, композитор франко-фламандской школы, скончался вдали от родной Фландрии. В молодости Маншикур служил в соборах Тура, Турне и Арраса; его имя звучало при французском дворе в годы Генриха II благодаря изданиям королевского печатника Пьера Аттаньяна. Позднее Маншикур возглавил «фламандскую капеллу» при дворе испанского короля Филиппа II, привезя на юг утончённое искусство северной полифонии.

Его мессы и мотеты — сплетение изящных голосов, торжественных и гармоничных, словно готические витражи, переведённые в звук. Маншикур принадлежал к последнему поколению великих полифонистов Возрождения, и с его уходом закат этой музыкальной эпохи стал ощутимее. Но в эхо соборов доныне звучат переливы его хоров, напоминая о красоте ушедшего времени.

Премьера оперы Глюка «Орфей и Эвридика» в Вене

-2

Вена, 5 октября 1762 года. В придворном Бургтеатре гаснет свет, наступает тишина — начинается премьера новой оперы Кристофа Глюка, «Орфей и Эвридика». На сцене разворачивается древний миф об Орфее и Эвридике: певец отправляется в царство мёртвых за возлюбленной.

Но на этот раз музыка и драма звучат иначе: Глюк отверг пышные колоратуры старой оперы ради благородной простоты и искреннего чувства. Партия Орфея написана для контральто — её исполняет кастрат Гаэтано Гуаданьи с проникновенной, бархатной интонацией. Публика, привыкшая к виртуозным ариозо, сперва поражена сдержанной красотой мелодий и мощью хоров, но вскоре зал взрывается аплодисментами. В тот вечер Глюк совершил маленькую революцию на оперной сцене, и имя Орфея зазвучало по-новому.

Смерть Антонина Каммеля в Лондоне

Антонин Каммель, 1730–1784 гг.
Антонин Каммель, 1730–1784 гг.

Лондон, 5 октября 1784 года. В этот осенний день смолкли струны скрипки Антонина Каммеля — богемского виртуоза и композитора, обосновавшегося в Англии. Судьба привела его из Богемии через Италию в шумный Лондон, где его талант расцвёл на камерной сцене. Каммель дружил с крупнейшими музыкантами своего времени: вместе с Иоганном Христианом Бахом (младшим сыном великого Баха) и Карлом Фридрихом Абелем он играл и издавал трио для скрипок и виолончели.

В музыкальных салонах он наверняка встречал и юного Моцарта, впервые прибывшего покорять английскую публику. Изящные квартеты и симфонии Каммеля звучали в аристократических гостиных, обогащая британскую музыку европейским духом. Его жизнь оборвалась вдали от родины, но оставила после себя наследие, вплетённое в историю камерной музыки.

Смерть Жака Оффенбаха в Париже

-4

Париж, 5 октября 1880 года. Предрассветный сумрак окутывает город, когда в своем доме замирает сердце Жака Оффенбаха. Великий весельчак французской оперы уходит из жизни, не дождавшись премьеры своего последнего детища — фантастической оперы «Сказки Гофмана». На столе остаются нотные страницы, где герои Гофмана так и не допели свои арии.

Казалось, сама атмосфера Парижа с его шумом бульваров скорбит о композиторе, чьи десятки оперетт научили столицу смеяться. Оффенбах был королем оперы-буфф: его легкие мелодии и острый юмор преобразили музыкальный театр. И в тот осенний день Париж простился с маэстро с почестями, словно признавая: эпоха волшебного смеха на сцене завершилась вместе с ним.

Поступление юного Джордже Энеску в Венскую консерваторию

Джордже Энеску, 1881–1955 гг.
Джордже Энеску, 1881–1955 гг.

Вена, 5 октября 1888 года. В величественный зал Венской консерватории робко входит маленький семилетний мальчик — Джордже Энеску. В этот день он становится самым юным студентом консерватории, приехав из далёкой румынской деревни с музыкой в сердце. Профессора в изумлении: ребёнок играет на скрипке с мастерством взрослого, уже сочиняет собственные мелодии. В коридорах, среди звуков этюдов и гамм, шепчутся о «вундеркинде».

Энеску быстро оправдывает легенды: вскоре он выступит при дворе императора Франца-Иосифа, а великий Иоганнес Брамс похвалит талант юного румына. Так начинается путь гения, которому суждено вписать своё имя в историю музыки.

История дня: открытие Большого Каменного театра в Петербурге

-6

5 октября 1783 года в молодом Санкт-Петербурге произошло важнейшее культурное событие: распахнул свои двери первый каменный императорский театр — Большой Каменный театр. Императрица Екатерина II давно стремилась создать в столице постоянную публичную сцену. Летом того же года она подписала указ об учреждении Театрального комитета для управления зрелищами, и вот настал осенний день, когда на Карусельной площади торжественно открывается новое великолепное здание театра. Эта площадь с тех пор получила говорящее название — Театральная.

Величественный театр Екатерины

Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, Большой Каменный театр поражал воображение современников своими размерами и красотой. Его классический фасад был украшен массивными дорическими пилястрами (восемью по главному порталу) и аллегорическими скульптурами. На фронтоне высилась мраморная богиня мудрости Минерва со щитом и копьём, причём острое копье служило заодно громоотводом и девизом «Vigilando quiesco» («Бодрствуя, покоюсь») на щите. По краям аттика стояли статуи богинь Дианы с ланью и Латоны, матери Аполлона.

Вокруг здания зажглись фонари, мостовая была впервые вымощена камнем. Театр мог вместить около 2000 зрителей, что делало его одним из крупнейших в Европе своего времени. Внутри зал сиял огнями тысяч свечей, их отражения искрились в позолоте лож и люстр. Роскошный красно-золотой интерьер и обширная сцена, оснащённая новейшей театральной техникой, сулили публике невиданные доселе зрелища.

Петербург в ожидании чуда

Открытие Большого театра символизировало расцвет культуры в эпоху Екатерины Великой. Теперь в столице появилась постоянная сцена, доступная не только дворцу, но и широкой публике (разумеется, благородного сословия). Русская труппа получила наконец собственный дом и чередовалась на новой сцене с итальянской оперной и французской драматической труппами.

В городе царил дух просвещения — аристократия увлекалась европейским искусством, и Екатерина лично покровительствовала театру. За несколько лет до этого императрица пригласила в Россию одного из лучших итальянских композиторов Джованни Паизиелло и весьма ценила его талант. Именно сочинение Паизиелло было выбрано для премьеры нового театра — живой, остроумный спектакль, способный понравиться и двору, и взыскательной петербургской публике.

Премьера под луной

В первый же вечер на новой сцене дали комическую оперу Джованни Паизиелло «Лунный мир», написанную по пьесе Карло Гольдони. Светское общество, собравшееся на премьеру, с любопытством ожидало «лунную» феерию. Сюжет «Лунного мира» представлял собой веселую комедию положений с фантастическим оттенком.

Богатый простак Буонафеде одержим идеей слетать на Луну, и хитроумный мнимый астролог Экклитико решает обмануть старика, чтобы помочь влюблённым. Воспользовавшись любовью Буонафеде к астрологии и его легковерием, герои подстраивают целый спектакль: старика поят «волшебным зельем», во дворе появляются бутафорские лунные декорации, слуга наряжается Императором Луны, а служанка изображает Лунную императрицу.

Одураченного купца заставляют дать согласие на свадьбу его дочерей с возлюбленными, и хотя обман в итоге раскрывается, деваться Буонафеде уже некуда — волей-неволей приходится благословить молодых. Эта искромётная опера-буффа, высмеивающая человеческую доверчивость, идеально подошла для праздничного открытия.

Во-первых, её музыка отражала стиль эпохи Просвещения: смешение юмора и лирики, задорные арии и ансамбли. Во-вторых, постановка позволяла задействовать технические новинки сцены — от сложных смен декораций до имитации «путешествия» на Луну — что привело публику в восторг. Недаром Екатерина II предпочла начать историю своего нового театра именно с этой жизнерадостной пьесы на итальянском языке.

Наследие Большого Каменного театра

Торжественный вечер 5 октября 1783 года стал первым актом в длинной истории императорской сцены Петербурга. Большой Каменный театр прослужил главной театральной площадкой города более ста лет — в его зале блистали премьеры опер Глинки, гастролировали звёзды европейской оперы и зарождался русский балет. Со временем здание перестраивалось, пережило пожар, а к середине XIX века уступило место новому театру.

Но именно от открытия Каменного театра в 1783 году ведёт свою родословную сегодняшний Мариинский театр — всемирно известная оперно-балетная сцена на Театральной площади. Появление первого каменного театра при Екатерине II стало тем фундаментом, на котором выросла великая петербургская театральная традиция. Все будущие триумфы Мариинки берут начало с той памятной октябрьской ночи, когда над залитой огнями сценой впервые поднялся занавес.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #5октября #ПьерДеМаншикур #Глюк #ОрфейИЭвридика #Оффенбах #СказкиГофмана #ДжорджеЭнеску
#БольшойКаменныйТеатр #ИсторияПетербурга #ЕкатеринаВеликая #МариинскийТеатр #Опера #Балет #СанктПетербург

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.