Явные проблемы с нехваткой бензина (пока явные только бензина) — ещё один повод поднять тему о устойчивости производства в военный период. Собственно, решений проблемы всего два: эвакуация производства в глубокий тыл (а такое понятие как «глубокий тыл» становится всё менее актуальным в виду массового и в общем уже не столь дорогого дальнобойного оружия воздушного нападения) и его рассредоточение. Мы об этом уже писали и применительно к миниНПЗ тоже.
В качестве дополнения к этому материалу можно обозначить ещё два вполне реализуемых инженерных решения, способных решить проблему в условиях экстремальной нехватки топлива, когда ездить нужно, но топлива нет совсем. В первом решении речь идёт о выпуске суррогатного топлива. Требования к такому топливу по сути только одно: оно должно быть безопасным для двигателя и не приводить к его поломке. Иными словами, требования по экологичности, содержанию окислов азота и угарного газа, ароматических соединений в выхлопе уходят на второй план. В качестве примера возможности получения такого топлива можно рассмотреть перегонку пиролизного масла, получаемого, например, при переработке полимеров или автомобильных покрышек.
Бензиновая фракция таких пиролизных жидкостей очень далека от состава автомобильного бензина и напрямую не может быть использована в качестве топлива (проблемы осмоления и коксования, хотя октановое число порядка 100 единиц по исследовательскому методу).
Однако такой недостаток может быть легко преодолен путём пропускания паров перегонки через слой катализатора и получения бензиновой фракции, пригодной для безопасного использования в моторах. Подобные рассуждения и решения справедливы и возможны для дизельной фракции, вырабатываемой из пиролизной жидкости.
Получение моторных топлив, максимально приближенных или вовсе соответствующих действующим стандартам на топливо, также возможно, хотя, будучи более сложной задачей, требует несколько более сложного и дорогостоящего оборудования. Еще интересным моментом является ввод дополнительных присадок и компонентов, позволяющих получать т.н. «дизайнерское» топливо. Под термином «дизайнерское топливо» подразумевается топливо, соответствующее требованиям безопасности двигателя, топливной системы машины в целом и экологическим нормам выброса, но не отвечающее требованиям действующих ГОСТ. Условность ГОСТовского и дизайнерского топлив во многом лежит не в технической, а законодательной сфере. Например, бензин, содержащий ММА, запрещен, однако сейчас, благодаря известным событиям, предлагается на весьма высоком уровне, пусть и временно, разрешить его применение снова. Тема выпуска моторных топлив, дизайнерских и соответствующих действующим стандартам сама по себе интересна и заслуживает отдельной публикации, которая появится в ближайшее время, тем более что в настоящее время ведутся работы по запуску такого производства.
Вторым решением является установка проточной пиролизной установки на автомобиль. Решение не новое: в условиях катастрофической нехватки топлива в той же Германии (да и в СССР тоже) на автотехнику устанавливали газогенераторы, работающие на древесине.
К счастью, мы ещё очень далеки от перспективы всерьёз задуматься о таком решении, а вот компактный секционный проточный реактор конверсии жидкого топлива (дизельного, продуктов химии, той же пиролизной жидкости и даже мазута) вполне имеет право на жизнь для автомобильной техники, например, принимающей участие в СВО, где найти дизельное топливо куда проще, чем бензиновое, тем более что такой газификатор по сути может быть легко изготовлен в полукустарной мастерской.