Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Экзистенциальный тупик психолога

Быть психологом — это не только про то, чтобы сидеть в уютном кресле и кивать с понимающим видом. Наступает период, который можно назвать «профессиональной фрустрацией» — время, когда внутренний компас психолога сходит с ума, и он теряет связь со своей профессиональной идентичностью.

Это экзистенциальная фрустрация, возникающая не на бытовом уровне, а на уровне фундаментальных данностей человеческого существования: смысла, свободы, изоляции и ответственности, идентичности.

Недавно, готовясь к научной конференции по супервизии я провела опрос среди коллег, задав им вопросы:

[p]Вопросы анкетирования для исследования профессиональной идентичности и экзистенциальной удовлетворенности психологов

-Как часто вас посещают сомнения в правильности выбранной профессиональной модальности?
- Бывают ли у вас периоды, когда вы чувствуете, что не знаете, «куда идти дальше» в своем профессиональном развитии?
- Как часто вы ловите себя на мысли: «А действительно ли моя работа приносит пользу клиентам?»
- Сталкивались ли вы с чувством «экзистенциальной пустоты» в работе — ощущением рутины, потерей смысла, когда техники и протоколы будто бы отделены от живой, наполненной смыслом помощи?
- Опишите, пожалуйста, ваши чувства и мысли, когда клиент прерывает терапию без объяснения причин или не выполняет домашние задания.
- Как часто у вас возникает мысль: «А не бросить ли все и не уйти ли из профессии?»
- Что стоит за этой мыслью в вашем случае (усталость, разочарование, ощущение своей некомпетентности, поиск чего-то нового)?
- Что вас до сих пор удерживает в профессии, несмотря на возможные трудности? Есть ли что-то, что продолжает вас «зажигать»?-
- Обращались ли вы к супервизору с теми сложными переживаниями, которые описаны в этой анкете? Если да, то что вам это дало? Если нет, то что мешает?
- Как вы считаете, чем супервизор может помочь психологу, переживающему кризис смысла и профессиональной идентичности?
И другие вопросы (всего 30).

Так, сомнения в правильности выбранной профессиональной модальности возникали у 50% опрошенных.

Периоды, когда психолог чувствовал, что не знает «куда идти дальше» в своем профессиональном развитии? - были у 80% опрошенных

Мысли «А действительно ли моя работа приносит пользу клиентам?» - посещали 85% респондентов.

С чувством «экзистенциальной пустоты» в работе — ощущением рутины, потерей смысла, когда техники и протоколы будто бы отделены от живой, наполненной смыслом помощи- ощущали 60% коллег.

Мысль: «А не бросить ли все и не уйти ли из профессии?» посещает 50% коллег с опытом работы менее 5 лет и почти 30% коллег, с опытом работы более 5 лет.

Среди трудностей, коллеги называют небольшой заработок, маленькое количество клиентов, чувство некомпетентности.

В профессии, несмотря на трудности удерживает: положительная обратная связь от клиентов, возможность постоянного личностного роста, собственные успехи и успехи коллег, которые вдохновляют.

В этими сложными переживаниями к супервизору общаются 70% психологов.

Супервизор, как отметили коллеги, может поделиться опытом, найти выход в поиске решений, или в поиске профессионального самоопределения, или дальнейшего роста.

Итак, давайте сделаем обобщенную картину экзистенциальной фрустрации психолога.

В момент кризиса его настигает череда тревожных и обесценивающих мыслей. Психологу кажется, что он плохой специалист: каждая не совсем верная фраза на сессии разрастается в глазах до размеров катастрофы, а книги, которые когда-то вдохновляли, теперь лишь подчеркивают пропасть между идеалом и его реальной практикой.

Параллельно крепнет убеждение, что терапия не работает в принципе. Клиенты возвращаются к старым проблемам, прогресс замедляется или вовсе останавливается. Возникает мучительное чувство, что все это — лишь игра в песочнице, которая не меняет судьбы.

Рушится и вектор развития. Он не знает, куда идти дальше. Осваивать новую модальность? Углубляться в уже изученное? Ощущение, что он застрял на плато, и все пути кажутся одинаково бесперспективными или истощающими.

Появляются мысли о смене профессии. Простая, почти идиллическая картина: уйти в найм, открыть кофейню, заняться чем-то осязаемым, где есть четкие KPI и нет этой ежеминутной ответственности за души других людей.

И наконец, практическая сторона фрустрации: кажется, что клиентов не будет. Отказы, пустые слоты в расписании, тишина в телефоне — все это интерпретируется не как временные трудности, а как окончательный вердикт рынка: «Ты никому не нужен».

В такой момент психолог, привыкший быть опорой для других, сам оказывается в позиции тонущего. И именно здесь его спасательным кругом становится супервизор. Это опытный навигатор, который помогает зажечь свет. Его помощь — конкретна и адресна.

Чем может помочь супервизор?

«Я- плохой психолог». Кризис компетентности и ответственности

Психолог в этот момент задается не просто техническим вопросом «Что я сделал не так?», а экзистенциальным: «Имею ли я право влиять на жизнь другого человека? Несу ли я ответственность за его неудачи?». Ощущение себя «плохим» — это расплата за груз этой ответственности. Вера в то, что «терапия не работает», — это кризис веры в смысл своей профессиональной деятельности, в тот инструмент, который является проводником его призвания.

Супервизор не дает этому чувству разрастаться, спокойно говоря: «Это случается с большинством специалистов на определенном этапе. Давайте разберем, на чем именно основана ваша оценка «плохой». Какой конкретный эпизод из сессии вас так ранил?» Это переводит глобальное самоощущение в конкретный рабочий кейс.

Он помогает увидеть ситуацию под другим углом: «Вы сфокусировались на своей не идеальной или неверной фразе, но что вы сделали прямо перед этим? Вы выдержали паузу, когда клиенту было больно. Вы остались с ним в его тишине. Это и есть настоящая, сложная работа».

«Терапия не работает»

Супервизор осуществляет возврат к целям и контракту. Он задает вопросы: «А что именно в терапии этого клиента, по вашим ощущениям, "не работает"? Какие были поставлены цели? Кто и как определял "работу"?». Это помогает отделить реальные сложности процесса от глобального пессимизма терапевта.

Супервизор выступает в роли «архивариуса успеха»: «Давайте вспомним, с чего клиент начинал. Что изменилось с тех пор, даже самое небольшое? Возможно, он теперь не бросает сессию, когда тема становится болезненной? Это уже результат вашей работы».

Нет понимания, куда идти в развитии

Супервизор проводит аудит навыков и дефицитов. Например, практическое упражнение: «Давайте составим две колонки: "Что я умею хорошо и могу преподать другому" и "В чем я чувствую неуверенность и хочу подтянуть". Не абстрактно "развиваться", а конкретно — пройти курс по работе с травмой или отточить навыки работы со снами».

Расширение перспективы. Куда идти дальше? Экзистенциальный вакуум и потеря смысла. Профессиональный путь психолога — это его личный экзистенциальный проект, источник смысла. Когда вектор развития теряется, проект рушится. Возникает вопрос: «А зачем я все это делаю? Куда я вообще движусь?». Это классическое проявление экзистенциального вакуума, когда старые смыслы (стать хорошим специалистом, помогать) исчерпаны, а новые еще не найдены.

Супервизор мягко выводит психолога из тупика, показывая новые пути: «Я вижу, вы много работаете с тревогой. Возможно, вам будет интересно посмотреть на это через призму телесно-ориентированного подхода? Или, может, вам сейчас важнее не новые знания, а групповая поддержка в рамках интервизорской группы?».

Мысли о смене профессии

Экзистенциальная тема: Бегство от свободы и ответственности.
Мысль о смене профессии в этом контексте — это не рациональный карьерный план, а
попытка бегства. Бегства от давящей свободы (ты сам выбираешь, как работать, и сам несешь за это ответ), от мучительной ответственности за души клиентов и от экзистенциальной изоляции (в конечном счете, ты один на один с их болью и со своей беспомощностью). Смена профессии кажется спасением в мир, где есть четкие инструкции и измеримые результаты.

Супервизор проводит исследование "вторичных выгод" ухода; помогает заглянуть за фасад этих мыслей: «Что именно даст вам уход? Покой? Отсутствие ответственности? Предсказуемость? Давайте подумаем, можно ли найти этот ресурс, не сжигая за собой мосты. Например, взять паузу, сократить нагрузку, ввести в практику более жесткие границы».

Он задает ключевой вопрос: «Вспомните, ради чего вы пришли в профессию. Что вас в ней зажигало? Какие ваши личные ценности она реализует? Где еще в вашей нынешней работе вы можете найти отголоски этого огня?».

«Клиентов нет и не будет»

Одиночество и абсурд. Пустой кабинет психолога — это мощный символ экзистенциальной изоляции и абсурда. Его профессиональное «Я» подтверждается через диалог с Другим (клиентом). Если Других нет, его профессиональная идентичность повисает в пустоте. Возникает ощущение абсурдности: «Я годами учился, развивался, а теперь сижу в тишине, и мое существование как специалиста никому не нужно». Это прямая конфронтация с одиночеством и тщетностью усилий.

Супервизор осуществляет перевод с эмоционального на стратегический язык, помогает сменить фокус. «Давайте отложим в сторону чувство паники и составим план действий на месяц. Что вы можете сделать для продвижения? Написать одну статью? Провести бесплатный вебинар? Возобновить общение с бывшими коллегами?».

Проводится анализ "ниши" и самопрезентации. Супервизор становится «внешним взглядом»: «Как вы сами рассказываете о том, чем занимаетесь? Кому вы можете быть особенно полезны? Давайте проанализируем вашу целевую аудиторию и то, как вы до нее доносите свое сообщение. Возможно, проблема не в вас как в специалисте, а в способе заявить о себе».

Однажды такие вопросы были и у меня.

Мне казалось, вот, мне 43 или 44.. и я еще профессионально никто...

Тогда с помощью своего супервизора я выделила 20 своих профессиональных идентичностей. А так же 15 своиз профессиональных преимуществ

мои 15 профессиональных преимуществ

[p]Мои 20 профессиональных идентичностей психолога

[p]1. Психолог. Веду прием клиентов в полимодальном подходе.
2. Семейный психолог. Отдельное направление, на которое у меня получена аттестация в 2018 г. Не каждый психолог, который ведет работу с семейной парой, является сертифицированными семейным психологом.
3. Супервизор. В 2020 получила сертификацию в Ассоциации Супервизоров, а позднее в ОППЛ. Данные есть в официальных реестрах.
4. Преподаватель психологии.
5. Smm для психологов. Помогаю психологам вести профили
6. Ведущая мастерклассов как для психологов, так и для всех желающих.
7. Основатель и ведущая школы психологов.

8. Участник конференций. Не пропустила ни одно выступление на псифест и конференции супервизоров. В других участвую выборочно.
9. Организатор конференций.Пока первый опыт организации официальной конференции по экзистенциальным кризисам.
10. Наставник (тьютор). Являюсь индивидуальным наставником для коллег, только начинающих путь.
11. Эксперт на разных выступлениях и мероприятиях.
12. Участник социального проектирования. Охотно участвую в социально значимых проектах, внося свой вклад в здоровье общества.
13. Блогер. Регулярно веду блог. На своей странице даю много полезной информации.
14. Научный сотрудник (аспирант).
15. Ведущая марафонов. Провожу онлайн марафоны для всех желающих на разные темы.
16. Общественный деятель. Член комитетов здравоохранения и образования Опоры России.
17. Публичная личность. Публиковалась в журналах MarieClaire, wday; выступаю на радио, была экспертом на TV каналах.
18. Автор. Автор учебника и рабочих тетрадей по проективными техникам. В процессе написания книга для психологов.
19. Супервизант. Регулярно выносить свои случаи на супервизию - это тоже часть работы. Так же как и личная терапия.
20. Клиент. Я прохожу свою терапию, чтобы не переносить личные проблемы на клиентов.

Таким образом, супервизор в этот период — тот, кто подает руку, помогает встать, отряхнуться и, вооружившись новым пониманием и конкретным планом, сделать следующий шаг. Он напоминает психологу, что сомнения и фрустрация — не приговор, а часть профессионального пути, пройдя через которую с поддержкой, можно стать не сломленным, а гораздо более устойчивым и глубоким специалистом.

-2

Дорогие коллеги! Если вы узнали в публикации себя, я понимаю, как вам тяжело.
То, что с вами происходит — это не крах. Это — профессиональная тень. Та самая, которая неизбежно появляется у тех, кто работает с человеческой душой.

Вы столкнулись не с тем, что «я- плохой психолог». Вы столкнулись пределом. С пределом своих сил, своих знаний, своей веры в метод. Именно здесь начинается настоящий рост.

Ваша фрустрация, ваши сомнения — это не враги. Это — самый честный и самый требовательный из наставников. Он указывает вам на то, что ваша профессиональная оболочка стала тесна для того психолога, которым вы призваны стать. Этот кризис — не о том, чтобы уйти. Он о том, чтобы переродиться.

Вспомните, Вы не стали помогать людям потому, что это легко. Вы пришли в эту профессию, потому что чувствовали призвание. Потому что верили в возможность исцеления, в силу диалога, в сопротивление темноте.

Разрешите себе быть учеником снова. Позвольте не знать. Позвольте быть потерянным. Позвольте просить о помощи. Вы долго учились быть опорой для других. А теперь пришло время научиться опираться. На супервизора, на коллег, на самого себя — того мудрого и стойкого специалиста, которым вы уже являетесь, даже если сейчас не чувствуете этого.

Ваша ценность в присутствии, в вашей способности выдерживать невыносимое и оставаться в контакте. В своей честности, которая сейчас заставляет вас переживать. Это и есть тот самый терапевтический дар, который нельзя подделать.

Если вы думаете о смене профессии, задайте себе вопрос: «От чего я бегу? От профессии? Или от той боли и беспомощности, которые являются неотъемлемой частью этой работы — да, и ее самой главной ценностью?»

Вы не одиноки. Прямо сейчас тысячи ваших коллег по всему миру сидят в своих кабинетах и чувствуют то же самое. Мы вместе.

Выдохните. Доверьтесь этому процессу. Вы не падаете. Вы готовитесь к прыжку. И я верю, что Вы совершите его именно тогда, когда будете готовы.

Буду рада, если данная публикация будет для вас полезна.

Автор: Светлана Кравченко
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru