Найти в Дзене
Ирина Можаева

В.Я. Брюсов. "Творчество": как это?

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене. Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене. Что такое наш сон, когда мы словно расстаемся со своей телесной оболочкой и дух наш свободно путешествует по бесконечным царствам Вселенной? Загадка! Но откуда-то из дальних пространств в наши грезы является неведомое, незнаемое и непостижимое - несозданные создания. Вернувшись, мы забываем об этом. Только избранным: поэтам, художникам, творцам, - тем, кто стоит на земле "лишь одной ногой", удается увлечь за собой нечто. Это посланцы иных миров, жаждущие быть воплощенными в нашем.
Они - лишь тени, но вед

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Что такое наш сон, когда мы словно расстаемся со своей телесной оболочкой и дух наш свободно путешествует по бесконечным царствам Вселенной? Загадка! Но откуда-то из дальних пространств в наши грезы является неведомое, незнаемое и непостижимое - несозданные создания. Вернувшись, мы забываем об этом. Только избранным: поэтам, художникам, творцам, - тем, кто стоит на земле "лишь одной ногой", удается увлечь за собой нечто. Это посланцы иных миров, жаждущие быть воплощенными в нашем.
Они - лишь тени, но ведь и здесь тени тоже есть! Вот
латании, а вот их отражение на эмалевой стене. Значит, так же существуют несозданные, от которых здесь лишь слабый отсвет. Нужно увидеть их и назвать! Такое под силу лишь поэту.

Тени всегда узнают друг друга. Пришельцы вступают в сговор со старожилами, привычные нам латании преображаются, трансформируясь в руки, награжденные магическими способностями, и тишина вдруг становится звонко-звучной... Наш материальный мир изменился, обрел невозможные доселе свойства!

И вот уже стена отодвигается, пространство распахивается - и, словно цветы, нежно мерцая разноцветными
блестками, начинают вырастать прозрачные киоски, достигая неба, а потом оставляя его позади.

Киоск в Константинополе, 19-й век
Киоск в Константинополе, 19-й век

Туда спешат пришельцы из загадочного мира, увлекая за собой Поэта, - далеко от Земли, к родной лазоревой луне, навстречу которой всходит месяц обнаженный. Неужели бывает "одетый"? К чему же такой эпитет? Ясный, истинный, непреложный и единственный! Живительная энергия, сила, благодаря которой несозданные создания, стучавшиеся в сон творца, воплощаются его гением и в благодарность с лаской ластятся к нему.
Мгновение - и Поэт, преодолевший немыслимые расстояния, вновь на Земле, с приникшими к нему созданиями, обретшими теперь форму и содержание, чтобы полноправно вступить в нашу жизнь. Их приветствуют
латании и отвечают вместо слабого колыхания при начинавшемся пробуждении демиурга живым трепетанием своей тенью всё на той же эмалевой стене. Круг свершен, воплощение состоялось.

С. Дали. "Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения"
С. Дали. "Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения"

Художник - необходимый проводник, "ретранслятор" недоступного людям, без поэта так и оставшегося бы непретворившимся. Есть ли в этом его труд, или он лишь свыше награжден этой фантастической способностью? Похоже, что так. Нужно только быть избранным, и тогда таинственный дар, кем-то или чем-то ему ниспосланный, сделает его богом, и из неживого он сотворит вполне материальное!
Однако разве не потому свершилось чудо явления шедевра, что именно
ПОЭТ увидел отражение на стене колышащихся листьев пальмы и прозрел в них фиолетовые руки, которые вознесли его в неведомые миры, где он обрел тайны созданий, а затем сам ВОПЛОТИЛ их на земле?
Потому и приходит к художнику пока несостоявшееся, что без него не может обрести "плоть и кровь"! Лишь
душа поэта дает им жизнь, как в мифах многочисленных народов боги своим дыханием оживляют человека!

Не раскрыт еще секрет творения. Будем искать ответ вместе с творцами, для которых сие тоже непостижимо. Как обычный человек, не задумываясь, напрягает определенные мышцы в требуемой последовательности, чтобы идти, так гений рождает новое, не бывшее в мире ДО него. "Тайна сия велика есть". А пока есть тайна, есть жизнь.