Найти в Дзене

Власти ряда регионов заявили, что особо охраняемые природные территории мешают развитию городов и добыче ресурсов. Их поддержало руководство

подведомственного Минприроды ВНИИ «Экология»

Природный парк Ергаки.
Природный парк Ергаки.

Министр природных ресурсов Ставропольского края Олег Безменов и министр природпользования Якутии Евгений Перфильев заявили о необходимости менять границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и упразднять их. Это, как следует из слов чиновников, которые публикует ТАСС, «позволит реализовать национальные цели, стратегические задачи, а также значимые проекты в области социально-экономического развития».

«Есть серьезная проблема в сфере геологической разведки и разработки недр в границах [охраняемых природных] территорий», — пишет агентство.

Регионы не первый раз выступают с подобными инициативами, но теперь их позицию поддержал подведомственный Минприроды России ВНИИ «Экология».

Установленные границы особо охраняемых природных территории «не соответствуют реальности» на фоне развития городов и проектов по разработке недр, заявил директор ВНИИ Александр Закондырин. По его словам, система ООПТ нуждается в совершенствовании законодательства: природные территории могут как давать импульс развитию регионов, так и ограничивать — «в случае наличия пробелов в проработке нормативной базы».

Заявления сделаны на фоне рассмотрения Государственной думой законопроекта, разрешающего изменять границы ООПТ. Против него выступают экологи, опасаясь негативных последствий для заповедной системы страны.

В конце сентября природоохранный проект «Земля касается каждого» сообщил, что Госдума уже в осеннюю сессию может рассмотреть законопроект об упразднении, преобразовании и изменении границ ООПТ, внесенный парламентом Чувашии в июле текущего года. По мнению его авторов, ряд ООПТ получил охранный статус «без надлежащих экологических и научных изысканий», а отдельные природные комплексы и объекты могут существенно меняться и утрачивать ценность со временем «под воздействием окружающей среды». В рамках законопроекта возможно изменение границ ООПТ ради «реализации национальных целей и стратегических задач».

«Я не думаю, что это [заявление ВНИИ “Экология”] принципиально повышается шанс принятия конкретно этого законопроекта. Насколько мне известно, в Комитете по экологии Госдумы к нему тоже отрицательные отношения. Но скорее всего просто означает, что будут появляться другие», — поделился с «Кедром» мнением эксперт в сфере ООПТ. При этом он отмечает, что слышал от разных регионов, что они надеются именно на эту законодательную инициативу.

В ходе нулевого чтения законопроекта 18 июля председатель комиссии Общественной палаты по экологии Елена Шаройкина заявила о недопустимости его принятия. Такое же мнение выразил заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России Артур Чертов.

В результате нулевых чтений Общественная палата вынесла отрицательное заключение на законопроект (имеется в распоряжении «Кедра»).

Высказывание Александра Закондырина, выразил надежду опрошенный спикер, было его личным мнением.

«Притом, что формально одна из задач ВНИИ “Экология”, по их уставу, это как раз развитие заповедного дела, то это, в общем, просто говорит о том, какие люди у нас этим занимаются», — резюмирует эксперт.

Всероссийский научно-исследовательский институт «Экология», как сказано на сайте организации, является старейшим институтом страны, занимающимся вопросами охраны окружающей среды и заповедного дела. Он подчиняется Минприроды РФ.

Инициативы, подобные законопроекту парламента Чувашии, выдвигаются не первый раз. Так, в прошлом году ставропольские депутаты вносили в Госдуму аналогичный проект, который должен был позволить менять границы ООПТ, он прошел первое чтение, а позднее был отклонен. С похожим предложением выступил в 2023 году депутат Госдумы от Приморья Виктор Пинский. Его законопроект также был рассмотрен в первом чтении, а затем отозван.