Найти в Дзене

В мире советских мюзиклов: "Ташкентская легенда" от "Садо"

Оглавление
Передняя сторона конверта виниловой пластинки (1985)
Передняя сторона конверта виниловой пластинки (1985)

А давайте-ка сегодня поговорим о музыкальном альбоме, который лично мне очень и очень нравится. Ну, и о том, что сопутствовало его появлению. Итак, "Ташкентская легенда" ансамбля "Садо", записанная и выпущенная в 1985 году.

Скажу сразу: информации об этой штуковине не слишком много, потому сегодняшний лонгрид получится не столь обширным, как обычно (да и углубляться в факты, не касающиеся напрямую записи альбома я не планирую - так, затрону кое-что по касательной). Ну, должна же и я когда-то быть лаконичной. :)

"Садо" - советский ансамбль с восточным колоритом

Если вы вдруг не в курсе (а я вот не знала - и мне не стыдно, ибо невозможно охватить всё на свете), был в Ташкенте такой ансамбль - "Садо" (что с узбекского переводится как "Эхо").

Появился он так. В 1977 году распустили ташкентский мюзик-холл (ага, был и таковой, оказывается), и работавший там коллектив "Навруз" (40 с гаком человек - музыканты, танцоры и, конечно, солисты) остался не у дел. "Навруз" предложили возглавить Владимиру Барамыкову (руководителю ташкентского же ВИА с забавным названием "Киберги" - слово это было позаимствовано в романах Станислава Лема), который, обнаружив в составе огромного коллектива женский вокальный квартет "Садо", впечатляется талантом девушек и решает вывести квартет на самостоятельную творческую стезю.

Ансамбль "Садо". Слева направо: Мила Романиди, Азиза Мухамедова, Кумуш Раззакова (фото из интернета)
Ансамбль "Садо". Слева направо: Мила Романиди, Азиза Мухамедова, Кумуш Раззакова (фото из интернета)

Так, собственно, и образуется ВИА "Садо". Музыкантов-инструменталистов Барамыков набирает без проблем, а вот с солистками беда. Наталья Синякова и Алла Баяркина по какой-то причине остались в "Наврузе", и в "Садо" дуэтом работает остаток квартета - Кумуш Раззакова и Мила Романиди (вот это имя вам может быть знакомо).

Ищут третью солистку. Наконец, останавливаются на ученице 9 класса музыкальной школы им. Успенского 16-летней Азизе Мухамедовой (её вы теперь можете знать просто как Азизу). Состав укомплектован, ура! Правда, до того момента, как Азиза закончила школу, на большинстве "не слишком значимых" концертов Кумуш и Мила работают дуэтом (чтобы Мухамедова не слишком отвлекалась от учёбы). А вот потом - и концерты, и гастроли (и по СССР, и по загранице - от Афганистана до Вьетнама, от Эфиопии до Германии), и "Песня года"...

Ансамбль "Садо". Слева направо: Мила Романиди, Азиза Мухамедова, Кумуш Раззакова (фото из интернета)
Ансамбль "Садо". Слева направо: Мила Романиди, Азиза Мухамедова, Кумуш Раззакова (фото из интернета)

Жаль, конечно, что всесоюзных хитов толком не случилось (ну, разве что, парочка). Как-то вся популярность досталась "коллегам" "Садо" из Ташкента - ВИА "Ялла". А как по мне, "Садо" куда интересней звучал.

В 1986 году (как раз, получается, после второго попадания в эфир "Песни года") "Садо" прекращает своё существование: девушки решают отправиться в сольное плавание. Кумуш Раззакова остаётся в Ташкенте (и сегодня она признанная звезда Узбекистана) а Мила Романиди и Азиза уезжают покорять Москву. Как у них это получилось, вы, полагаю, имеете представление. :)

Впрочем, это всё я рассказываю только для того, чтобы было понятно, сколь необычный и талантливый коллектив записал "Ташкентскую легенду". Давайте уже поговорим о ней.

"Ташкентская легенда": от землетрясения до спектакля

26 апреля 1966 года в 05:23 в Ташкенте случилось страшное землетрясение... Его эпицентр пришёлся как раз на центр города, который был почти полностью разрушен. Поразительно, но погибло не так уж много людей (считается, что от 8 до 13) - из-за особенностей подземных толчков и архитектуры города. Вот раненых и умерших от ран и шока было, безусловно, значительно больше.

Вся страна поднялась на помощь Ташкенту - и это совсем не громкие слова. Все республики строили город, и получился он удобным, красивым и современным.

Вот, собственно, об этом и написал свою поэму Лев Ошанин - советский поэт-песенник, чьему перу принадлежат, например, "Дороги", "Песня о тревожной молодости", "Солнечный круг", "Течёт река Волга"... Всего не сочтёшь.

Пьеса в стихах включала в себя 13 песен-зонгов, музыку к которым сочинил композитор Олег Иванов (его авторству принадлежит тоже много песен, с ходу вспомню "Олесю" из белорусского Полесья).

Чисто теоретически, с текстом Ошанина можно ознакомиться: "Ташкентская легенда. Романтическая поэма в 2 действиях" была выпущена в виде книги в 1984 году. В каких-то библиотеках она присутствует. В продаже же я поэму не нашла.

Впрочем, нам важно иное. 8 сентября 1983 года в Государственном русском академическом театре драмы имени М. Горького, что в Ташкенте, состоялась премьера спектакля "Ташкентская легенда" (с подзаголовком "Лирический репортаж").

Обложка программки спектакля (фото из интернета)
Обложка программки спектакля (фото из интернета)

Режиссёром был приехавший из Москвы Леопольд Мильченко, художником-постановщиком - Виктор Михайличенко.

Часто ошибочно пишут, что спектакль, де, был поставлен в 1985-м к 20-летию землетрясения. Но нет: премьера была приурочена к 2000-летнему юбилею Ташкента, который отмечался в 1983 году. (Интересно, что в 2009-м отмечали уже 2200-летие города; за это спасибо новым открытиям археологов, исследовавших Ташкент - в том числе и после землетрясения 1966 года, позволившего вскрыть неведомые прежде слои и установить, что поселение куда старше, нежели казалось.)

Программка спектакля, принадлежавшая Л. Ошанину и сейчас хранящаяся в музее г. Рыбинска (фото из интернета)
Программка спектакля, принадлежавшая Л. Ошанину и сейчас хранящаяся в музее г. Рыбинска (фото из интернета)

Музыку к спектаклю (в том числе и инструментальные фонограммы зонгов) как раз и записал ансамбль "Садо". Пели же артисты театра, вживую, что мы видим и в программке.

Композиционно спектакль был таким (это я читаю аннотацию с обратной стороны конверта пластинки, принадлежащую перу Ошанина):

«Зонги любви» — так можно бы назвать тринадцать песен-зонгов из моей пьесы «Ташкентская легенда», оригинально и талантливо поставленной режиссером Л. Мильченко в Академическом театре русской драмы им. М. Горького в г. Ташкенте. Зонги органически входят в действие пьесы, то прорезая его, то подчеркивая, то помогая зрителю эмоционально почувствовать суть происходящего. В то же время они сохраняют самостоятельность и могут звучать отдельно, недаром они прочно вошли в программу выступлений лауреата Всесоюзного конкурса узбекского ансамбля «Садо», известного по гастролям у нас и за границей — в Австрии и ГДР, Вьетнаме и Лаосе, в Афганистане и странах Африки. Именно поэтому мы доверили «Садо» и запись этого диска.

О сюжете мы можем судить из той же аннотации:

Действие пьесы начинается в ночь ташкентского землетрясения 1966 года, жертвой которого становится главная героиня пьесы, юная балерина Гюльчехра. Это происходит за четыре дня до ее свадьбы с молодым архитектором Джамалом. Истории нелегкой любви этих современных Ромео и Джульетты, возникновению неповторимого города, в создании которого участвуют все наши республики, и посвящена пьеса.
Извечно страшный голос стихии Зильзилы («Зильзила» по-узбекски «землетрясение») не может сломить дух противостоящего ему сегодняшнего человека, силу его любви к родной земле, его дружбу.
Мужчины о дружбе не говорят.
Им шум словесный претит,
Но ловят руками каждый снаряд,
Который в друга летит.

Больше же о спектакле не известно ничего - я молчу уже про фотографии (нету их, не обнаружила на просторах интернета).

Ну, вот только пара-тройка человек делится краткими воспоминаниями. Первые восторгаются (позвольте оставить синтаксис и орфографию в изначальном виде, а то замучаюсь исправлять):

Вы не упоминаете, что 8 сентября 1983 года состоялась премьера мюзикла "Ташкентская легенда" автором спектакля которого был режиссёр Мильченко Леопольд Петрович художник Виктор Михайличенко. По пьесе поэта Льва Ошанина, на музыку Олега Иванова. В сопровождении ансамбля "Садо" музыкальный руководитель Владимир Барамыков. Впервые за всё существование ташкентского русского театра, на подмостках того старого театра, был осуществлён мюзикл. По выпуску этого мюзикла были выпущенные пластинки, телефильмы, о нём широко оповещало радио, телевидение не только Узбекистана, но и других Республик СССР. Мюзикл гастролировал по Украине, в Киеве, Львове... Мюзикл для показа в 1985 году пригласили в Москву и Ленинград, но тогдашнее руководство республики и театра в частности, горячо поддержали предложение руководителей театра об уничтожении спектакля! Спектакль был уничтожен, но песни и музыка из этого мюзикла пелись солистами и ансамблями на территории СССР! Или это не история театра?..

И вот:

Именно в спектакле, "Ташкентская легенда", автором которого был Леопольд Петрович Мильченко, он придумал три больших кульмана-экранов! Которые равномерно стояли по сцене, центральный, правый портал и левый портал. Они были подвижны и на этих кульманах проецировались фотографии, а также документальные хроники, что было совершенным новаторством! И когда во время сценического землетрясения разрывалась вдоль и поперёк сцена, то у всех мурашки по коже! А решения с кульманами-экранами потом взяли на вооружение эстрадные дельцы! И до сих пор мы видим, как на эстрадных шоу проецируются кадры фотографий, кинохроники, кинофильмов!..

По поводу новаторства Мильченко в плане использования экранов я промолчу (ибо точно знаю, что первопроходцем он не был), зато теперь понятно, почему в программке напечатаны благодарности музеям и архивам: они поделились материалами, которые проецировались на сцену.

А вот этот житель Ташкента и очевидец землетрясения настроен весьма скептически (и как раз он ошибается в датировке премьеры):

Тогда же, то есть в 1985 году, к двадцатилетию землетрясения, не сцене русского драматического театра имени Горького возникнет спектакль «Ташкентская легенда» — этот стихотворный лубок на стихи Льва Ошанина поставил заезжий режиссер по фамилии Мильченко. Стихи там были те еще. А вот песни на музыку Олега Иванова в исполнении ансамбля «Садо» получились очень симпатичными. Я разыскал их в интернете... и сейчас, спустя тридцать лет, послушал с удовольствием. В этом спектакле, кстати, и возник образ Зилзилы, бога подземной стихии, землетрясения.

Видали? Лубок, говорит. Ну, ему виднее...

"Ташкентская легенда" на виниле и в "Песне года"

Сколько просуществовал спектакль, нам неведомо (хотя, исходя из приведённой чуть выше цитаты, видимо, не слишком долго), но точно известно, что в 1985 году "Садо" записывает, а фирма "Мелодия" выпускает на виниле 12 треков из "Ташкентской легенды". Замечу, что зонгов среди них всего 11 (ибо "Голос Зильзилы" - это, реально, голос Зильзилы, а не песня). Видимо, два зонга на пластинку не вошли (что странно, ибо общая длительность имеющегося материала - 32 минуты 23 секунды, и на диск-гигант вполне бы вместилась ещё парочка треков).

Оборотная сторона конверта виниловой пластинки (1985)
Оборотная сторона конверта виниловой пластинки (1985)

Сегодня вы безо всяких проблем тоже можете послушать "Ташкентскую легенду" - она вполне доступна в интернете, в том числе и на Яндекс.Музыке:

Можно обратить внимание, что "Пролог" и "Зонг начала", в отличие от пластинки, были разделены на 2 трека, потому в цифровом виде всего их стало 13.

И важный момент: это - оцифровка винила (хоть и подчищенная от щелчков и прочих "спецэффектов"). То ли "Мелодия" утеряла мастер-ленту, то ли её пока толком никто не искал, но более чистого варианта вы не обнаружите.

И пояснение для тех, кто прочитал трек-лист и задумался над "Зонгом Хошара". Так вот, хошар - это взаимопомощь, поддержка, безвозмездная и от души. Этим же словом в Узбекистане именовались, кстати, знакомые всем советским людям субботники. Так что трек сей - о помощи.

Последний факт. Песня "Счастья первому дому", завершающая и спектакль, и пластинку, стала, пожалуй, главным хитом "Садо" (её знала даже я, хотя спроси меня кто ещё недавно, безо всякого сомнения ответила б, что её Ротару пела... ну, почему-то с этой певицей я сей трек ассоциировала).

Именно она прозвучала в "Песне года-86" - и вы послушайте сейчас. Осторожно, вызывает привыкание! :)