Найти в Дзене

Элегический пейзаж в поэзии Константина Батюшкова.

Пейзаж – от французского – paysage – от pays – местность. 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы, ландшафт – Горный пейзаж; морской пейзаж. 2. Жанр изобразительного искусства, изображающий виды природы; произведение, написанное в таком жанре – Акварельный пейзаж. Пейзаж И. Левитана. 3. Описание природы в литературном произведении – Лирический пейзаж в романах И. Тургенева. / Пейзажный – Пейзажный парк – парк со свободной планировкой, как будто воспроизводящий естественный ландшафт – Павловский парк. – Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт» . 2001. – С. 501. «Элегия – от греческого – elegeia от elegos – жалобная песнь. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. – Романтическая элегия. 2. Музыкальное (вокальное или инструментальное) произведение, проникнутое грустным печальным настроением. 3. Устаревшее литературное выражение – Элегия – Грусть, Меланхолия: Осеняя элегия в природе. Элегический – 1. К «Элегия» -
Портрет Константина Батюшкова. 1815 год. Русунок О. А. Кипренского.
Портрет Константина Батюшкова. 1815 год. Русунок О. А. Кипренского.
Пейзаж – от французского – paysage – от pays – местность. 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы, ландшафт – Горный пейзаж; морской пейзаж. 2. Жанр изобразительного искусства, изображающий виды природы; произведение, написанное в таком жанре – Акварельный пейзаж. Пейзаж И. Левитана. 3. Описание природы в литературном произведении – Лирический пейзаж в романах И. Тургенева. / Пейзажный – Пейзажный парк – парк со свободной планировкой, как будто воспроизводящий естественный ландшафт – Павловский парк. – Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт» . 2001. – С. 501.
«Элегия – от греческого – elegeia от elegos – жалобная песнь. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. – Романтическая элегия. 2. Музыкальное (вокальное или инструментальное) произведение, проникнутое грустным печальным настроением. 3. Устаревшее литературное выражение – Элегия – Грусть, Меланхолия: Осеняя элегия в природе.
Элегический – 1. К «Элегия» - к первому значению слова : грустно-мечтательный, меланхолический. – Элегическое настроение. 2. Ко второму значению слова «элегия» - наречие «Элегически».» - Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт». – С. 949.
«Пейзаж – от французского – paysage – местность, страна. – 1. В искусствах – изображение природы. 2. Вид (природы), характер местности.» - Словарь иностраных слов под редакцией И. В. Лехина и профессора Ф. Н. Петрова. Издание третье, переработанное и дополненое / Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1949. – С. 485.
«Элегия – от греческого – elegeia – elegos – жалоба. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустным настроением; 2. Музыкальное произведение лирически-печального, созерцательного характера.» - Словарь иностранных слов под редакцией И. В. Лехина и профессора Ф. Н. Петрова. Издание третье, переработанное и дополненное / Государственное издательство иностраных и национальных словарей. М.: 1949. – С. 754.
Станислав Жуковский. Осень в усадьбе. 1906 год.
Станислав Жуковский. Осень в усадьбе. 1906 год.

Взаимосвязь литературного жанра и литературного направления особенно зримо и ярко выявляется на примере элегии. В конце 18 века пора элегии еще не наступила – несмотря на развитие лирических жанров поэзии в конце уходящего века. История формирования жанра элегии – отдельная и очень интересная тема для литературоведческого исследования; на своем историческом пути, взаимодействуя с другими жанрами, элегия меняется – распадается на разновидности внутри жанра; расширяет свои тематические границы; наполняется новыми смыслами – философскими, психологическими, образными.

Элегия – жанр поэзии русского романтизма; первыми провозвестниками романтизма и первыми элегическими поэтами в русской литературе были В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков.

Константин Николаевич Батюшков (даты жизни поэта – 1787-1855 годы) – дебютировал в печати в 1805 году; произведение - сатира «Послание к стихам моим» - было опубликовано в альманахе «Новости русской литературы» (в 1805 году, в первом номере альманаха). В ранних стихотворениях Константина Батюшкова сатирические произведения стали ведущими; но наряду с сатирическими стихотворениями в поэзии Батюшкова постепенно появляются мотивы предромантизма – прежде всего, противопоставление светского блеска окружающей действительности и мира мечты.

В начале 1807 года Батюшков резко изменил ход своей жизни: он вступил в ряды народного ополчения, отправился в Прусский поход; в мае 1807 года Батюшков был тяжело ранен в сражении под Гейльсбергом; после длительного лечения Батюшков остался в армии – в 1808-1809 годах участвовал в войне со Швецией. Но по окончании войны – Батюшков вышел в отставку, и именно с этого момента формируется особый психологический облик Батюшкова, которому свойственны душевная неуспокоенность, тревожность; стремление к путешествиям и перемене мест (действительно, более полугода, как правило, Батюшков на одном месте не жил).

Станислав Жуковский. Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых. 1916 год.
Станислав Жуковский. Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых. 1916 год.

Но с 1808 года «единственным и любимым на земле приютом» становится для Батюшкова имение Хантоново (Новгородской губернии, Череповецкого уезда; ныне – Череповецкий район Вологодской области).

И всё-таки, всё-таки, всё-таки… Как свидетельствует биография Батюшкова – в деревне он тяготился одиночеством, страдал от отсутствия дружеского общения; а попадая в Петербург или Москву, в скором времени начинал стремиться в деревенское уединение и тишину.

В 1809 году, летом, Батюшковым было создано сатирическое произведение «Видение на берегах Леты» - оно положило начало интересной и глубокой литературной традиции – литературно-сатирической традиции. Для Батюшкова это произведение стало попыткой определить чётко свою литературную позицию, свою собственную авторскую и читательскую точку зрения в современном ему литературном мире.

Батюшков пытается выявить и определить свою позицию, свое отношение к современной ему русской поэзии. С одной стороны, он отвергает традицию создания стихотворений в жанре оды; но с другой стороны – Батюшкову оказывается чужд мир поэзии сентиментализма: Батюшкова отталкивает «игра в чувствительность», плаксивость интонации.

Батюшков серьезно задумывается над соотношением в поэзии идеального («неба») и реального («земли») ; в вопросе об этом философском соотношении Батюшков разделяет романтическую точку зрения:

Что в громких песнях мне? Доволен я мечтами…
….мечтанием бываем к счастью ближе…
Мы сказки любим все, мы – дети, но большие….
Мечта все в мире золотит,
И от печали злыя
Мечта нам – щит.

Мечта в поэтическом мире противостоит рассудочности, сухому рационализму:

Что в истине пустой? Она лишь ум сушит…
Ах, должно ль запретить и сердцу забываться,
Поэтов променя на скучных мудрецов!
(1805 год. Послание к Н. И. Гнедичу).

Элегия становится основным жанром лирики Батюшкова; но не менее важную роль в его лирике играет жанр дружеского послания. Темы и мотивы элегий и посланий Батюшкова – мирные и тихие радости человеческого бытия: «дружество»; умение видеть и замечать прекрасное в окружающем пейзаже; «легкокрылые наслаждения» - эстетические высокие наслаждения музыкой, чтением, созерцанием красот природы; высокая любовь.

Станислав Жуковский. Пейзаж. Лес. 1910 год.
Станислав Жуковский. Пейзаж. Лес. 1910 год.

Лейтмотивом лирики Батюшкова становится мечтательность – начиная с самых первых его поэтических опытов:

Подруга нежных муз, посланница небес,
Источник сладких дум и сердцу милых слез,
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня?
Где тот счастливый край, та мирная пустыня,
К которым ты стремишь таинственный полёт?
Так хижину свою поэт дворцом считает
И счастлив – он мечтает…
(1817 год. «Мечта»).

Мечта для поэта становится источником вдохновения; ни светская слава, ни роскошь и богатство не могут заменить мечту; умение мечтать – великий дар, данный поэту от Бога; без мечты невозможно погружение в мир творчества. Важно отметить: мечтательность для Батюшкова – не синоним лени! Ленивая мечтательность – не удел поэта, не удел литератора; Батюшков прекрасно понимает, что поэтическое творчество требует душевного напряжения; требует работы мысли; требует умения работать со словом – выбирать эпитеты, оттачивать рифму, строить композицию стихотворения… Но без мечты и вдохновения весь этот труд обесценивается – в понимании Батюшкова.

Далеко не случайно в формировании эстетических принципов русского романтизма , в формировании представления русских романтиков о предназначении поэта и о возвышенном смысле поэтического творчества роль Батюшкова была столь же велика, как и роль Жуковского.

Станислав Жуковский. Золотая осень. 1930 год.
Станислав Жуковский. Золотая осень. 1930 год.

В своем стихотворении «Мои пенаты» (1811-1812 годы) Батюшков впервые в истории русской поэзии пытается дать ответы на вопросы: что такое Вдохновение – «порыв крылатых дум»?

Что такое поэтическая интуиция – когда «молчит страстей волненье», и поэт видит мир преображёнынным и ясным?

В чем заключается предназначение поэта? Ведь Поэзия – это «пламень небесный», а поэт живет на земле, и не всегда его посещает высокое вдохновение – как и все обычные люди, поэт отдаёт дань требованиям обычного человеческого бытия…..

Тема Поэта и Поэзии звучит в стихотворениях Батюшкова «Мои пенаты» (1811 – 1812 годы); «Послание к Н. И. Гнедичу» (1805 год); «Ответ Тургеневу» (1812 год).

В русской поэзии сентиментализма и романтизма жанры «элегии» и дружеского послания соседствуют, как родственные жанры; бывает даже такое явление: когда дружеское послание становится разновидностью элегического жанра – в этом случае дружеское послание включает в себя философское размышление; автор послания ищет в друге, которому адресует свое произведение – собеседника и единомышленника, надеется на диалог.

Поэтому далеко не случайно Батюшков строго и четко не разграничивал жанры «элегии» и «дружеского послания»: в его поэтическом сборнике «Опыты в стихах и прозе» (1817 год) стихотворения «К Гнедичу», «К Дельвигу» - представляют собой элегические послания, философские размышления, имеющие четкий адресат. А если взглянуть на последовательность глав поэтического сборника, о котором мы ведем речь, то сразу становится очевидной композиционная особенность: раздел «Послания» следует за разделом «Элегии» - таков был замысел самого Батюшкова.

В развитие элегии как жанра Батюшков привнёс много нового.

Александр Киселёв. Осень в лесу. 1908 год.
Александр Киселёв. Осень в лесу. 1908 год.

Сюжет элегии Батюшкова – это не просто жалобы на разлуку и на несчастную любовь, - всё то, что в изобилии встречается в элегиях конца 18-го века, в поэзии сентименталистов.

Элегия Батюшкова – это не просто статичное изображение душевного состояния человека, а выражение сложных переживаний, выражение целой гаммы чувств. Причем эти чувства передаются в движениях, в переходах; как, например, это происходит в стихотворении «Элегия» (1815 год):

Есть странствиям конец – печалям никогда!
В твоем присутствии страдания и муки
Я сердцем новые познал.
Они ужаснее разлуки,
Всего ужаснее! Я видел, я читал
В твоем молчании, в прерывном разговоре,
В твоем унылом взоре,
В сей тайной горести потупленных очей,
В улыбке и в самой веселости твоей
Следы сердечного терзанья…

Интересно, что совершено иное звучание, новое смысловое наполнение в поэзии Батюшкова приобретает пейзаж. Пейзаж в поэзии Батюшкова – в элегии Батюшкова, – если сказать точнее.

Думается, уместно будет вспомнить два стихотворения Батюшкова – «Бог» (1804-1806) и стихотворение 1815 года - «Таврида».

Пейзаж в стихотворении «Таврида» должен напомнить внимательному читателю красоту природы Древней Греции; пейзаж в стихотворении «Таврида» служит своеобразным фоном для перехода к главной теме элегии – к теме любви поэта. Поэтому пейзаж в данном стихотворении – это не итог непосредственного восприятия природы Тавриды – природы Крыма; это романтическое восприятие поэта, картина, созданная его воображением.

Станислав Жуковский. Осень в Найдёновском парке, Москва. 1911 год.
Станислав Жуковский. Осень в Найдёновском парке, Москва. 1911 год.

Впервые в истории русской поэзии чувство любви поэта находит свое лексическое словесное воплощение в такой изящной форме, в певучем и гармоничном стихотворении.

Далеко не случайно об элегии «Таврида» точное и глубокое замечание оставил А. С. Пушкин:

«Любимые стихи Батюшкова самого. По чувству, по гармонии, по искусству стихосложения , по роскоши и небрежности воображения – лучшая элегия Батюшкова.»

В 1810-е годы открывается еще одна грань таланта Батюшкова – вы его элегиях появляется исторический пейзаж, пейзаж – настроение. По замечанию В. А. Жуковского - «Батюшков обладал редким даром: силою поэтического воображения оживлять прошлое.»

Наверное, если бы Батюшков прожил дольше, чем ему было суждено, он стал бы вдумчивым и глубоким историком – историческая интуиция была ему присуща.

Исторические пейзажи появляются в элегиях Батюшкова не только для передачи душевного состояния автора стихотворения, не только для передачи художественного своеобразия пейзажа – хотя, безусловно, это очень значительные и важные черты исторического пейзажа!

Но самая главная цель заключается в том, чтобы исторический пейзаж , воссозданый в элегии, помог читателю задуматься об исторических событиях, которые когда-то происходили в пространстве пейзажа.

В 1814 году Батюшковым создается элегия, которая имеет название «На развалинах замка в Швеции».

Фоном для данной элегии становится сумрачный северный пейзаж, написанный в манере Оссиана. Такой пейзаж соответствует характеру мечтательного раздумья и придает особое романтическое настроение всему стихотворению:

Я здесь, на сих скалах, висящих над водой,
В священном сумраке дубравы,
Задумчиво брожу, и вижу пре собой
Следы протекших лет и славы:
Обломки, грозный вал, поросший злаком ров,
Столбы – и ветхий мост с чугунными цепями
И ветхий ряд гробов…
Все тихо: мертвый сон в обители глухой.
Но здесь живет воспоминанье :
И путник, опершись на камень гробовой,
Вкушает сладкое мечтанье.

Мечта, мечтания, мечтательность - смысл этих слов воспринимается Батюшковым очень глубоко, одухотворенно и серьезно; потому что мечта в понимании Батюшкова подключена к поэтической интуиции и помогает автору стихотворения увидеть окружающий его мир во всей его загадочной красоте.

В элегии «На развалинах замка в Швеции» живописные подробности пейзажа одухотворены поэтическим восприятием автора; Батюшков не только созерцает развалины старого замка в ночной тишине – незаметно в мечтательном раздумье он переходит к размышлению о людях, которые жили в этом замке много лет назад; об истории страны, на земле которой этот замок был построен; о трагической судьбе шведских скальдов:

Но все покрыто здесь угрюмой ночи мглой,
Все время в прах преобратило!
Где прежде Скальд гремел на арфе золотой,
Там ветер свищет лишь уныло!
Где храбрый ликовал с дружиною своей,
Где жертвовал вином отцу и богу брани,
Там дремлют притаясь две трепетные лани
До утренних лучей…
Где ж вы, о сильные, Вы, Галлов бич и страх,
Земель полнощных Исполины,
Роальда спутники, на бренных челноках
Протекши дальные пучины?
Где вы, отважные толпы богатырей,
Вы, дикие сыны и брани, и свободы,
Возникшие в снегах, средь ужасов природы,
Средь копий, средь мечей?....

Стихотворение «На развалинах замка в Швеции» является элегией - редкой разновидностью элегии, которую можно назвать элегией – раздумьем, исторической элегией. В тексте такой элегии непременно присутствует исторический пейзаж.

В стихотворении «На развалинах замка в Швеции» присутствуют элементы - композиционные и стилистические – исторической думы; баллады; оды.

Но именно позиция автора, его вдумчивое и созерцательное отношение к пейзажу, который его окружает, создает элегическое настроение. Созерцательность, мечтательность, одухотворенное раздумье – таковы черты элегического восприятия мира, отраженного в данном стихотворении.

Созерцательность, мечтательность, раздумье – для Батюшкова не просто отвлеченные понятия. В лирике Батюшкова мечтательность выступает в своем новом качестве, она сочетается с лирической грустью, и это особое поэтическое состояние - свойственное человеку, созерцающему красоту природы; свойственное человеку, находящемуся в пространстве пейзажа.

Кроме того – и это немаловажно – мечтательность в лирике Батюшкова – это особое состояние души автора.

Станислав Жуковский. Вид озера осенью. 1930 год.
Станислав Жуковский. Вид озера осенью. 1930 год.

Для современников Константина Батюшкова жанр элегии ассоциировался с понятием «легкой поэзии». Но современного читателя этот термин не должен вводить в заблуждение: речь идет не о салонных поверхностных стихотворениях; не о мадригалах и не о стихотворных экспромтах, созданных «на случай».

Элегия – один из самых сложных жанров лирики; тематические границы элегии определяются непросто – элегия бывает философской; любовной; пейзажной. Как мы с вами увидели, элегия бывает наполненной размышлениями об историческом пейзаже; в то же время элегия тематически граничит с жанром дружеского послания.

Жанру элегии свойственны искренность и исповедальность; элегия предполагает диалог – философский, дружеский или любовный.

«В этом жанре всегда отражена сфера интимного чувства, сфера нежнейших движений души, составляющих преимущественную область лирической поэзии», - таково высказывание о жанре элегии самого Константина Батюшкова.

Серьезная и вдумчивая работа над жанром элегии, расширение тематических границ данного жанра требовали особого внимания к языку элегии. Расширение смыслового пространства элегии открыло перед Батюшковым возможность работы над поэтическим языком. И в этой области заслуги Батюшкова очень велики.

Батюшков очень остро ощущал потребность поисков новых путей в развитии лирических жанров поэзии – прежде всего, в жанрах послания и элегии. Очень важно заметить следующее: особую чуткость, особое внимание Батюшков проявляет не только к точности лексического употребления слова – разумеется, это очень для него важно! – но и к передаче смысловых оттенков слова, его эстетической ценности, напевности и красоте, плавности и гибкости (последние четыре слова – из поэтического словаря самого Батюшкова). Главным достоинством поэтического языка Батюшков видит «изящество, стройность и красоту слога», «движение, силу и ясность» поэтической мысли.

В споре о старом и новом слоге, - в центральном споре литературной полемики для эпохи, когда Константин Батюшков жил и творил, - Батюшков стоял на позициях карамзинистов. Русская элегия на новом этапе своего развития требовала новых поэтических выразительных средств, новых речевых оборотов, новой стилистической системы.

Таким образом, работа над совершенствованием жанра элегии открывала Батюшкову путь к расширению выразительных возможностей русского литературного языка - к расширению выразительных возможностей языка русской поэзии.

Талант Константина Батюшкова был многогранен, и во многом, может быть - даже противоречив.

Как мы уже сказали, одновременно с лирической нотой, которая в его творческом наследии звучит, во многих его стихотворениях есть внимание к истории – как высказывался Батюшков – «к восстановлению античных форм поэзии.» Батюшков всерьез интересовался культурой и историей Древней Греции, эстетикой античности.

В своем поэтическом творчестве он принциально отказывается от сатирического изображения действительности, переосмысляет содержание современной ему поэзии (так называемой «Легкой поэзии»): его элегическое творчество тяготеет к углубленному психологизму в изображении душевной жизни человека.

Станислав Жуковский. Последние астры. 1912 год.
Станислав Жуковский. Последние астры. 1912 год.

Наверное, для того, чтобы составить верное суждение о философии Константина Батюшкова, о его творческом кредо и о своеобразии его творческого пути, необходимо познакомиться с его книгой, которая вышла в свет в 1817 году и сразу привлекла внимание читающей публики, получив высокую и доброжелательную оценку.

Это произошло далеко не случайно: многие главы книги приоткрыли перед читателями творческую лабораторию Батюшкова; а удивительное сочетание высокого профессионализма. литературного изысканного слога и дружеской, доверительной интонации в обращении к читателям не могло не произвести благоприятное впечатление.

Книга, о которой идет речь, - сборник под названием «Опыты в стихах и прозе».В первом прозаическом томе сборника были собраны очерки Батюшкова, его переводы, его философские статьи. Например, в первый том вошли произведения «О лучших свойствах сердца»; «Нечто о морали, основанной на философии религии». Кроме того, в этом томе были собраны литературно-теоретические рассуждения Батюшкова – знаменитое произведение «Нечто о поэте и поэзии», статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Еще в первом томе сборника были опубликованы литературные эссе Батюшкова - «Петрарка»; «Ариост и Тасс»; «Вечер у Кантемира»; «О характере Ломоносова».

В первом томе сборника был опубликован первый в истории русской литературы искусствоведческий очерк – «Прогулка в Академию Художеств». Один из выпусков блога «Забытые страницы русской литературы» был посвящен этому оригинальному и яркому произведению Батюшкова.

Во втором томе сборника «Опыты в стихах и прозе» были объединены стихотворения, которые Батюшков сгруппировал по жанровому принципу: «Элегии», «Послания»; а также небольшие стихотворения разных жанров – «Смесь».

Станислав Жуковский. Увядающие астры. 1910 год.
Станислав Жуковский. Увядающие астры. 1910 год.