Найти тему

Особенности передачи своеобразия городского пейзажа в произведении К.Н.Батюшкова "Прогулка в Академию Художеств"

Необходимо отметить, что текст произведения, о котором пойдёт речь, был создан в 1814 году, по петербургским впечатлениям автора. Своеобразие творческой манеры К. Н. Батюшкова заключается прежде всего в устремлённости к литературным поискам новых художественных форм, к поискам новых жанров и идей.

О. А. Кипренский. К. Н. Батюшков. Рис. 1815 г
О. А. Кипренский. К. Н. Батюшков. Рис. 1815 г

В прозе К. Н. Батюшкова 1810-х годов поиски новых литературных жанров и форм находят отражение в таких произведениях, как "Опыт в прозе", "Отрывок из писем русского офицера о Финляндии", "Похвальное слово сну", "Прогулка по Москве" (данное произведение было создано в 1811 году, а опубликовано лишь в 1867 г.).

Помимо новых художественных форм, К. Н. Батюшков открывал возможности переосмысления и развития жанров, уже достаточно давно известных в русской литературе; далеко не случайно его внимание привлёк жанр художественно-публицистического очерка. Современное определение слова "очерк" звучит следующим образом:

"1) Небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов, лиц. (Например, биографический очерк).
2) Описание, обзор, беглый набросок. (Например, очерк развития русской поэзии).
3) Очерк - в значении "очертание".
- Современный толковый словарь русского языка. /Главный редактор - С. А. Кузнецов. - Спб.: "Норинт". 2001. С. 489

В 1810-х годах К. Н. Батюшкову оказывается особенно интересен и творчески созвучен жанр путевого очерка. В понимании читателей-современников К. Н. Батюшкова путевой очерк (или "путешествие"), - это прежде всего литературный жанр (как художественной, так и научной литературы), - включающий в себя описание впечатлений, полученных в течение путешествия. Впечатления могут быть самыми разнообразными: географические, исторические или этнографические сведения о стране, по территории которой пролегает маршрут путешествия; размышления автора об увиденном в пути.

Необходимо отметить, что в русской литературе жанр "путешествия" - путевого очерка -всегда имел большое значение и играл особую роль. Жанр путешествия – пограничен: в нём нет чистого вымысла потому, что в нём всегда есть установка на достоверность фактов, о которых повествует автор. Кроме того, в своём повествовании автор хронологически точен и последователен; он следует за своими впечатлениями от увиденного в течение путешествия. Жанр путешествия гибок и даёт широкий образный спектр, но зачастую автор выступает в нём, как хроникёр: он вправе умолчать или акцентировать внимание на отдельных фактах, но не вправе менять логику развития событий, их последовательность.

Жанр путешествия имеет давнюю и интересную историю развития в литературе и мемуаристике России. Новое наполнение он получает в начале 18 века, когда русская культура становится более светской и меняется понимание значения роли автора литературного произведения. В начале 19 века путевая литература обретает более субъективный характер: возрастает значение авторского восприятия событий, пережитых в течение путешествия; возрастает доверие интуитивному восприятию впечатлений путешествия. Путешествие становится жанром, позволяющим включить в повествование фрагмент дневника и письмо; небольшую сентиментальную повесть и фрагмент автобиографии. Фрагменты чередуются в тексте путешествия, подчиняясь творческому замыслу автора, имитируя течение жизни и времени.

А самое главное - последовательность отдельных глав подчиняется логике маршрута путешествия и его хронологии. Несправедливо будет не сказать о том, что жанр путешествия в силу многообразия и гибкости своих возможностей всегда чутко реагировал на требования времени, обретая новые стилистические черты. Но в то же время этот жанр сохранял своё своеобразие, всегда был узнаваем среди других. Попробуем выявить некоторые черты, определяющие своеобразие жанра. Как мы уже сказали, прежде всего - установка на достоверность фактов, о которых идёт речь в путешествии, потому что главной целью автора является оставить память о важных для него событиях, встречах, впечатлениях. Композиция текста путешествия также имеет свои особенности: текст делится на отдельные небольшие главы, логически и последовательно связанные друг с другом.

Каждая из глав представляет собой либо законченный путевой очерк, либо фрагмент путешествия. В каждом отдельном фрагменте путешествия отражено восприятие картины мира, открывающейся перед автором, - и это очень важно для читателя. Странствие автора может быть далёким или близким - это может быть заграничный вояж или пешеходная городская прогулка - но небольшие путевые очерки или небольшие фрагменты путешествия, представляющие собой отдельные главы, всегда объединены единством авторского восприятия, глубиной эмоционального переживания автора, серьёзностью его отношения к происходящему.

Прежде всего внимание автора путешествия обращено к передаче своеобразия пейзажей, которые перед ним открываются.

-2

В произведении К. Н. Батюшкова "Прогулка в Академию Художеств" петербургский пейзаж играет особенно важную роль; он не является декорацией, на фоне которой развивается сюжет произведения. Автор -К. Н. Батюшков - ставит перед собой необычную и сложную задачу: он стремится запечатлеть Петербург, создав его "двойной" портрет: с одной стороны, перед нами Петербург 1810-х годов (уже возведены в камне Адмиралтейство, здание Академии Художеств, здание Биржи); но в то же время перед читателем открывается исторический пейзаж города - автор задумывается о том, как выглядели берега Невы до основания Петербурга, а затем в своём воображении он создаёт образ Петербурга времён Петра I:

"С каким удовольствием я воображал себе монарха, обозревающего начальные работы: здесь вал крепости, там магазины, фабрики, Адмиралтейство. В ожидании обедни в праздничный день или в день торжества победы государь часто сиживал на новом вале с планом города в руках против крепостных ворот, украшенных изваянием апостола Петра из грубого дерева. Именем святого должен был назваться город, и на жестяной доске, прибитой под его изваянием, изображался славный в летописях мира 1703 год римскими цифрами. На ближнем бастионе развевался жёлтый флаг с большим чёрным орлом, который заключал в когтях своих четыре моря, подвластные России.
Здесь толпились вокруг монарха иностранные корабельщики, матросы, художники, учёные, полководцы, воины; меж ними - простой рождением, великий умом - любимец царский Меншиков, великодушный Долгорукий, храбрый и деятельный Шереметев и вся фаланга героев, которые создали с Петром величие Русского царства..."
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. - СПб.: Лениздат, 1996. С. 5.)

Необходимо заметить, что в восприятии К. Н. Батюшкова Петербург - город, у которого есть высокое предназначение: основанный во время Северной войны со Швецией как крепость на берегах Невы, Петербург должен стать не только военной столицей России, но и столицей научной, культурной, дипломатической. Один из важных тематических мотивов "Прогулки в Академию Художеств" - мотив чудесного возникновения города на Неве - связан с тем, что автор понимает высокое предназначение Петербурга, верит в его грядущую славу:

"И воображение представило мне Петра, который в первый раз обозревал берега дикой Невы, ныне столь прекрасные! Из крепости Ниеншанц ещё гремели шведские пушки; устье Невы ещё было покрыто неприятелем, и частые ружейные выстрелы раздавались по болотным берегам, когда великая мысль родилась в уме великого человека. Здесь будет город, сказал он, чудо света. Сюда призову все художества, все искусства. Здесь художества, искусства, гражданские установления и законы победят самую природу. Сказал - и Петербург возник из дикого болота."
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. -СПб.: Лениздат, 1996. С. 4-5).

Перед читателем - исторический пейзаж: воспоминание о Петербурге первой половины восемнадцатого века; но данный пейзаж увиден и воспринят человеком 1810-х годов. Таким образом, перед нами - редкое сочетание городского и исторического пейзажа на страницах одного произведения. Вслед за Батюшковым мы можем осмыслить исторический путь Петербурга с начала 18 по начало 19 века - почти за столетие. С автором "Прогулки в Академию Художеств" нельзя не согласиться: Петербург оправдал своё высокое предназначение - город стал столицей русской науки, искусств, дипломатии.

Прогулка в Академию Художеств начинается так:

"Таким образом, погружённый в моё мечтание, я не приметил, что двери комнаты отворились и сын моего старого приятеля Н., молодой, весьма искусный художник, приветствовал меня с добрым утром.
"Я пришёл нарочно за вами, - сказал он, - сегодня Академия Художеств открыта для любопытных, и я готов быть вашим путеводителем, вашим чичероне, если угодно! Вы увидите много хорошего, полюбуетесь некоторыми произведениями русского резца и кисти; о других теперь - ни слова. Посмотрите, - продолжал он, открывая окно, - какое прекрасное время! Весь город гуляет, и мы с толпой гуляющих неприметным образом пройдём в Академию."
-"С удовольствием, -ответил я молодому человеку, - около двадцати лет я не видел Академии, и как здесь всё идёт исполинскими шагами к совершенству, то надеюсь, что и художества приведут меня в приятное изумление. Вот мой посох, моя шляпа, - пойдём!"
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. - СПб.: Лениздат, 1996. С. 5.)

Перед читателем - не праздная бесцельная прогулка двух приятелей: цель прогулки - посетить выставку в Академии Художеств. Но не менее важной является цель увидеть во время прогулки город, и на это есть несколько объективных причин: во-первых, один из спутников давно не был в Петербурге - он стремится сравнить свои старинные впечатления от встречи с городом с новыми впечатлениями; во-вторых, погожий день в Петербурге особенно редок и ценен для петербуржца, прежде всего потому, что город особенно красив и есть возможность далёкой прогулки; в-третьих, городская прогулка предполагает обмен впечатлениями о том, что будет увидено спутниками.

Петербургская академия художеств. Гравюра по рисунку П. Свиньина.
Петербургская академия художеств. Гравюра по рисунку П. Свиньина.

Для Батюшкова особенное значение имеет тот факт, что один из спутников - художник. Взгляд его на Петербург необычен: с одной стороны, художнику свойственно доверие интуиции, включение воображения и образного мышления. С другой - и это не менее важно - во многом восприятие художника определяется его знаниями истории античной архитектуры, а также - знанием истории Петербурга.

Поэтому пейзаж Петербурга 1810-х годов на страницах произведения "Прогулка в Академию Художеств" проникнут эстетикой античности: величие, гармония, четкая соотнесенность высотных доминант определяют своеобразие архитектурного портрета города. Перед спутниками открывается панорамный пейзаж; читателям передаётся ощущение покоя и отстранённости; спутники движутся вдоль Невы - парадной магистрали города:

"Великолепные здания, позлащённые утренним солнцем, ярко отражались в чистом зеркале Невы, и мы оба единогласно воскликнули: "Какой город! Какая река!"
"Единственный город! - повторил молодой человек. - Сколько предметов для кисти художника! Умей только выбирать. И как жаль, что мои товарищи мало пользуются собственным богатством; живописцы перспективы охотнее пишут виды Италии и других земель, нежели сии очаровательные предметы. Я часто с гордостью смотрел, как в трескучие морозы они трудятся над пламенным небом Неаполя, тиранят своё воображение - и часто взоры наши.
Пейзаж должен быть портрет. Если он не совершенно похож на природу, то что в нём? Надобно расстаться с Петербургом, - продолжал он, - надобно расстаться на некоторое время, надобно видеть другие столицы... чтобы почувствовать цену Петербурга. Смотрите - какое единство! Как все части отвечают целому! Какая красота зданий, какой вкус и в целом какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями!…"
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. - СПб.: Лениздат, 1996. С. 8.)

Взгляд художника на город - точен и интуитивен одновременно. В тексте произведения передано движение героев в пространстве города: Петербург постепенно открывает перед ними зеркальную гладь неспешно текущей Невы, перекличку высотных доминант, перламутр облаков над Академией Художеств.

-4

В произведении "Прогулка в Академию Художеств" образ города обретает многоплановость времени и пространства - во многом творческая удача Батюшкова связана с композиционными и стилистическими возможностями жанра "Путешествия" - городской прогулки по Петербургу 1810-х годов.

#Батюшков #русская литература #забытая литература