Необходимо отметить, что текст произведения, о котором пойдёт речь, был создан в 1814 году, по петербургским впечатлениям автора. Своеобразие творческой манеры К. Н. Батюшкова заключается прежде всего в устремлённости к литературным поискам новых художественных форм, к поискам новых жанров и идей.
В прозе К. Н. Батюшкова 1810-х годов поиски новых литературных жанров и форм находят отражение в таких произведениях, как "Опыт в прозе", "Отрывок из писем русского офицера о Финляндии", "Похвальное слово сну", "Прогулка по Москве" (данное произведение было создано в 1811 году, а опубликовано лишь в 1867 г.).
Помимо новых художественных форм, К. Н. Батюшков открывал возможности переосмысления и развития жанров, уже достаточно давно известных в русской литературе; далеко не случайно его внимание привлёк жанр художественно-публицистического очерка. Современное определение слова "очерк" звучит следующим образом:
"1) Небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов, лиц. (Например, биографический очерк).
2) Описание, обзор, беглый набросок. (Например, очерк развития русской поэзии).
3) Очерк - в значении "очертание".
- Современный толковый словарь русского языка. /Главный редактор - С. А. Кузнецов. - Спб.: "Норинт". 2001. С. 489
В 1810-х годах К. Н. Батюшкову оказывается особенно интересен и творчески созвучен жанр путевого очерка. В понимании читателей-современников К. Н. Батюшкова путевой очерк (или "путешествие"), - это прежде всего литературный жанр (как художественной, так и научной литературы), - включающий в себя описание впечатлений, полученных в течение путешествия. Впечатления могут быть самыми разнообразными: географические, исторические или этнографические сведения о стране, по территории которой пролегает маршрут путешествия; размышления автора об увиденном в пути.
Необходимо отметить, что в русской литературе жанр "путешествия" - путевого очерка -всегда имел большое значение и играл особую роль. Жанр путешествия – пограничен: в нём нет чистого вымысла потому, что в нём всегда есть установка на достоверность фактов, о которых повествует автор. Кроме того, в своём повествовании автор хронологически точен и последователен; он следует за своими впечатлениями от увиденного в течение путешествия. Жанр путешествия гибок и даёт широкий образный спектр, но зачастую автор выступает в нём, как хроникёр: он вправе умолчать или акцентировать внимание на отдельных фактах, но не вправе менять логику развития событий, их последовательность.
Жанр путешествия имеет давнюю и интересную историю развития в литературе и мемуаристике России. Новое наполнение он получает в начале 18 века, когда русская культура становится более светской и меняется понимание значения роли автора литературного произведения. В начале 19 века путевая литература обретает более субъективный характер: возрастает значение авторского восприятия событий, пережитых в течение путешествия; возрастает доверие интуитивному восприятию впечатлений путешествия. Путешествие становится жанром, позволяющим включить в повествование фрагмент дневника и письмо; небольшую сентиментальную повесть и фрагмент автобиографии. Фрагменты чередуются в тексте путешествия, подчиняясь творческому замыслу автора, имитируя течение жизни и времени.
А самое главное - последовательность отдельных глав подчиняется логике маршрута путешествия и его хронологии. Несправедливо будет не сказать о том, что жанр путешествия в силу многообразия и гибкости своих возможностей всегда чутко реагировал на требования времени, обретая новые стилистические черты. Но в то же время этот жанр сохранял своё своеобразие, всегда был узнаваем среди других. Попробуем выявить некоторые черты, определяющие своеобразие жанра. Как мы уже сказали, прежде всего - установка на достоверность фактов, о которых идёт речь в путешествии, потому что главной целью автора является оставить память о важных для него событиях, встречах, впечатлениях. Композиция текста путешествия также имеет свои особенности: текст делится на отдельные небольшие главы, логически и последовательно связанные друг с другом.
Каждая из глав представляет собой либо законченный путевой очерк, либо фрагмент путешествия. В каждом отдельном фрагменте путешествия отражено восприятие картины мира, открывающейся перед автором, - и это очень важно для читателя. Странствие автора может быть далёким или близким - это может быть заграничный вояж или пешеходная городская прогулка - но небольшие путевые очерки или небольшие фрагменты путешествия, представляющие собой отдельные главы, всегда объединены единством авторского восприятия, глубиной эмоционального переживания автора, серьёзностью его отношения к происходящему.
Прежде всего внимание автора путешествия обращено к передаче своеобразия пейзажей, которые перед ним открываются.
В произведении К. Н. Батюшкова "Прогулка в Академию Художеств" петербургский пейзаж играет особенно важную роль; он не является декорацией, на фоне которой развивается сюжет произведения. Автор -К. Н. Батюшков - ставит перед собой необычную и сложную задачу: он стремится запечатлеть Петербург, создав его "двойной" портрет: с одной стороны, перед нами Петербург 1810-х годов (уже возведены в камне Адмиралтейство, здание Академии Художеств, здание Биржи); но в то же время перед читателем открывается исторический пейзаж города - автор задумывается о том, как выглядели берега Невы до основания Петербурга, а затем в своём воображении он создаёт образ Петербурга времён Петра I:
"С каким удовольствием я воображал себе монарха, обозревающего начальные работы: здесь вал крепости, там магазины, фабрики, Адмиралтейство. В ожидании обедни в праздничный день или в день торжества победы государь часто сиживал на новом вале с планом города в руках против крепостных ворот, украшенных изваянием апостола Петра из грубого дерева. Именем святого должен был назваться город, и на жестяной доске, прибитой под его изваянием, изображался славный в летописях мира 1703 год римскими цифрами. На ближнем бастионе развевался жёлтый флаг с большим чёрным орлом, который заключал в когтях своих четыре моря, подвластные России.
Здесь толпились вокруг монарха иностранные корабельщики, матросы, художники, учёные, полководцы, воины; меж ними - простой рождением, великий умом - любимец царский Меншиков, великодушный Долгорукий, храбрый и деятельный Шереметев и вся фаланга героев, которые создали с Петром величие Русского царства..."
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. - СПб.: Лениздат, 1996. С. 5.)
Необходимо заметить, что в восприятии К. Н. Батюшкова Петербург - город, у которого есть высокое предназначение: основанный во время Северной войны со Швецией как крепость на берегах Невы, Петербург должен стать не только военной столицей России, но и столицей научной, культурной, дипломатической. Один из важных тематических мотивов "Прогулки в Академию Художеств" - мотив чудесного возникновения города на Неве - связан с тем, что автор понимает высокое предназначение Петербурга, верит в его грядущую славу:
"И воображение представило мне Петра, который в первый раз обозревал берега дикой Невы, ныне столь прекрасные! Из крепости Ниеншанц ещё гремели шведские пушки; устье Невы ещё было покрыто неприятелем, и частые ружейные выстрелы раздавались по болотным берегам, когда великая мысль родилась в уме великого человека. Здесь будет город, сказал он, чудо света. Сюда призову все художества, все искусства. Здесь художества, искусства, гражданские установления и законы победят самую природу. Сказал - и Петербург возник из дикого болота."
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. -СПб.: Лениздат, 1996. С. 4-5).
Перед читателем - исторический пейзаж: воспоминание о Петербурге первой половины восемнадцатого века; но данный пейзаж увиден и воспринят человеком 1810-х годов. Таким образом, перед нами - редкое сочетание городского и исторического пейзажа на страницах одного произведения. Вслед за Батюшковым мы можем осмыслить исторический путь Петербурга с начала 18 по начало 19 века - почти за столетие. С автором "Прогулки в Академию Художеств" нельзя не согласиться: Петербург оправдал своё высокое предназначение - город стал столицей русской науки, искусств, дипломатии.
Прогулка в Академию Художеств начинается так:
"Таким образом, погружённый в моё мечтание, я не приметил, что двери комнаты отворились и сын моего старого приятеля Н., молодой, весьма искусный художник, приветствовал меня с добрым утром.
"Я пришёл нарочно за вами, - сказал он, - сегодня Академия Художеств открыта для любопытных, и я готов быть вашим путеводителем, вашим чичероне, если угодно! Вы увидите много хорошего, полюбуетесь некоторыми произведениями русского резца и кисти; о других теперь - ни слова. Посмотрите, - продолжал он, открывая окно, - какое прекрасное время! Весь город гуляет, и мы с толпой гуляющих неприметным образом пройдём в Академию."
-"С удовольствием, -ответил я молодому человеку, - около двадцати лет я не видел Академии, и как здесь всё идёт исполинскими шагами к совершенству, то надеюсь, что и художества приведут меня в приятное изумление. Вот мой посох, моя шляпа, - пойдём!"
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. - СПб.: Лениздат, 1996. С. 5.)
Перед читателем - не праздная бесцельная прогулка двух приятелей: цель прогулки - посетить выставку в Академии Художеств. Но не менее важной является цель увидеть во время прогулки город, и на это есть несколько объективных причин: во-первых, один из спутников давно не был в Петербурге - он стремится сравнить свои старинные впечатления от встречи с городом с новыми впечатлениями; во-вторых, погожий день в Петербурге особенно редок и ценен для петербуржца, прежде всего потому, что город особенно красив и есть возможность далёкой прогулки; в-третьих, городская прогулка предполагает обмен впечатлениями о том, что будет увидено спутниками.
Для Батюшкова особенное значение имеет тот факт, что один из спутников - художник. Взгляд его на Петербург необычен: с одной стороны, художнику свойственно доверие интуиции, включение воображения и образного мышления. С другой - и это не менее важно - во многом восприятие художника определяется его знаниями истории античной архитектуры, а также - знанием истории Петербурга.
Поэтому пейзаж Петербурга 1810-х годов на страницах произведения "Прогулка в Академию Художеств" проникнут эстетикой античности: величие, гармония, четкая соотнесенность высотных доминант определяют своеобразие архитектурного портрета города. Перед спутниками открывается панорамный пейзаж; читателям передаётся ощущение покоя и отстранённости; спутники движутся вдоль Невы - парадной магистрали города:
"Великолепные здания, позлащённые утренним солнцем, ярко отражались в чистом зеркале Невы, и мы оба единогласно воскликнули: "Какой город! Какая река!"
"Единственный город! - повторил молодой человек. - Сколько предметов для кисти художника! Умей только выбирать. И как жаль, что мои товарищи мало пользуются собственным богатством; живописцы перспективы охотнее пишут виды Италии и других земель, нежели сии очаровательные предметы. Я часто с гордостью смотрел, как в трескучие морозы они трудятся над пламенным небом Неаполя, тиранят своё воображение - и часто взоры наши.
Пейзаж должен быть портрет. Если он не совершенно похож на природу, то что в нём? Надобно расстаться с Петербургом, - продолжал он, - надобно расстаться на некоторое время, надобно видеть другие столицы... чтобы почувствовать цену Петербурга. Смотрите - какое единство! Как все части отвечают целому! Какая красота зданий, какой вкус и в целом какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями!…"
(Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX века. - СПб.: Лениздат, 1996. С. 8.)
Взгляд художника на город - точен и интуитивен одновременно. В тексте произведения передано движение героев в пространстве города: Петербург постепенно открывает перед ними зеркальную гладь неспешно текущей Невы, перекличку высотных доминант, перламутр облаков над Академией Художеств.
В произведении "Прогулка в Академию Художеств" образ города обретает многоплановость времени и пространства - во многом творческая удача Батюшкова связана с композиционными и стилистическими возможностями жанра "Путешествия" - городской прогулки по Петербургу 1810-х годов.
#Батюшков #русская литература #забытая литература