Введение
И это правильно, а иначе бы служили мы у черта на куличках! Правда и сейчас от Заполярья до Чукотки военных баз хватает, но Аляска дальше.
А так вроде бы и ничего, подумаешь полгода зима, а потом быстро весна, лето, осень и снова зима. То темно и днем и ночью, то солнце не заходит сутками и спать не дает.
В общем, постепенно привыкаешь, и через пару лет для тебя нет мест краше и родней, чем твоя база и городок, в котором тепло и уютно. Но это потом, а пока ты молодой лейтенант, который всем должен, ну в смысле и старшим по званию, и своим начальникам, потому что не сдал на самостоятельное управление реактором, турбиной, системами и механизмами, и своим друзьям деньги, потому что не скоро жалованье, а они уже кончились.
Но проходят пару месяцев, из которых ты может быть пару раз был в городке, видел семью, друзей, и вот ты накрываешь стол своим наставникам, потому что есть приказ о допуске, и ты почти полноправный член экипажа. Но еще не скоро тебе доверят самому запустить реактор, подать пар на турбину и запитать системы от турбогенератора. Рядом с тобой будут долго чьи- то глаза, руки. Пока тебе не будут доверять, потому что от тебя будет зависеть их жизнь, жизнь корабля.
Но когда ты первый раз сам запустишь реактор, и без подсказок сможешь выполнить необходимые действия по управлению им, уверенно включая тумблеры и запуская системы, зная все параметры теплоносителя и состояние работающих механизмов в отсеках, когда ты почти физически ощутишь работу энергетического сердца корабля , вот тогда в тебе появится классное чувство самоуважения и гордости за себя. Вот тогда ты можешь легко входить в разговор по специальности и не только со своими сверстниками , но и с наставниками и командирами, и в тебе появится какое -то спокойствие и уверенность, которые тебе дали твои знания и умения. Вот с этого момента ты свой на корабле.
Морские истории. Ловушка
Шторм в Севастополе: рискованная ночь в Артбухте
Занимаясь бункеровкой судов в лихие 90-е, я не раз попадал в рискованные истории. Вот еще одна.
Осенью 199.. года я привел в порт Севастополя караван из трех судов. Бункеровка была произведена довольно быстро, но с документами были какие-то задержки, и поэтому суда встали до следующего дня у причалов и на внутренний рейд. Одно судно поставили на Северной, второе — на бочку в Севастопольской бухте, а третье я договорился поставить в Артбухте. Сам я устроился в гостиницу «Севастополь», номер выходил балконом на Артбухту, и мне был виден наш «пароход». Уже поздно вечером мне доставили необходимые документы, и я пошел в диспетчерскую порта решить вопрос с отходом. Диспетчер был мне знаком, он был, как и я, из бывших военных моряков. Там я узнал, что в ближайшие часы надвигается шторм и сильный ветер. Мне посоветовали оповестить суда, чтобы те все крепили по-штормовому, а то судно, что стоит в Артбухте, пусть будет готово к выходу на внутренний рейд, для постановки на бочку. Я связался по рации с судами и дал указания. А сам пошел на судно в Артбухту.
У причала стояли два «парохода». Первый — рыболовецкий сейнер, за ним мое судно. Уже чувствовался сильный ветер, который гнал волны прямо в Артбухту. На «рыбаке» шла гулянка. Удачно сдав улов тюльки, рыбаки праздновали на борту. К ним присоединилась и команда моего судна во главе с капитаном. На судне остались непьющие — старпом, один моторист и один матрос. Пытался прекратить пьянку и отправить команду на судно, но капитан сказал, что сейчас все придут. Я ушел в гостиницу, но спать не ложился, а через час, выйдя на балкон, увидел, что ветер усилился до очень сильного. Позвонил диспетчеру, и тот сказал: чтобы немедленно уходили на рейд — там судно будет ждать буксир. Я бегом на судно. На борту действительно была вся команда, но спала мертвым сном, и поднять их не было сил. Капитан закрылся у себя в каюте, и оттуда доносился богатырский храп. Собрал старпома, моториста и рулевого. Сказал, что нужно уходить — они протестовали, но я уговорил все-таки. Двигатель заработал. Убрали трап, ослабили швартовы, и я быстро их отдал. Волна уже била в Артбухту с огромной силой, еще бы полчаса — и было бы поздно. Судно ушло на рейд, а я побежал к рыбакам.
Там была полная тишина — все спали. Пытался растолкать капитана и старпома — но они были никакие. Позвонил диспетчеру про рыбаков, и тот сказал: что примет меры. Но, наверное, было слишком поздно. Мои ошвартовались с помощью буксира у бочки. Старпом доложил, что они с рулевым и механиком спать не будут, и это меня успокоило. Всю ночь ветер гудел над городом. А волны били в дом пионеров и в здание Музея.
Утром рано я проснулся в полной тишине. Вышел на балкон — море было почти спокойное, направление ветра поменялось, и только большая рябь шла по поверхности воды. Посмотрел на «рыбаков». Судна не было — только верхушки мачт торчали из воды. На берегу бегали спасатели, к месту затопления подошел буксир. Велись спасательные работы. Потом узнал, что команда успела выскочить на берег. Вот и вся история.
Предыдущая часть:
Продолжение: