Найти в Дзене
Есть время под солнцем

Почему герои дорам сами просят наказания?

Оглавление

Зрители корейских или китайских дорам часто видят одну и ту же сцену: персонаж падает на колени, кланяется в пол и умоляет: «Это всё моя вина! Накажите меня!», а иногда даже сам протягивает плеть.

Вот например:

Ван Ибо стоя на коленях три дня под снегом без еды просит наказания в дораме «Неукротимый повелитель...»
Ван Ибо стоя на коленях три дня под снегом без еды просит наказания в дораме «Неукротимый повелитель...»

Для русского человека такое поведение кажется странным, если не мазохистским. Зачем брать на себя чужую вину и просить наказания? Ответ кроется в глубоких культурных различиях.

Не мазохизм, а традиция

Эта готовность к самонаказанию — не выдумка сценаристов, а отражение восточноазиатских ценностей, сформированных конфуцианством.

История дворца Яньси... Такая прочная любовь... То кнут, то пряник...
История дворца Яньси... Такая прочная любовь... То кнут, то пряник...

1. Главенство коллектива. Интересы группы (семьи, общества, государства) здесь важнее личных интересов и даже правды. Признание вины — даже ложное — это жертва ради восстановления гармонии и сохранения «лица».

2. Концепция «лица». «Потерять лицо» — серьезнейший социальный провал. Взять вину на себя, чтобы защитить репутацию старшего или начальника, — акт высшей преданности.

3. Глубокая иерархия. Поклон до земли — это не просто «извините», а ритуал, демонстрирующий абсолютное подчинение и уважение к статусу того, кто выше.

Сами постоянно просят о наказании... А потом истекают кровью... Хотя как в кино — всё очень быстро и без следов заживает...
Сами постоянно просят о наказании... А потом истекают кровью... Хотя как в кино — всё очень быстро и без следов заживает...

4. Ритуал смирения. Фразы вроде «я во всем виноват» — это часто не признание конкретной провинности, а формальная демонстрация покорности и готовности искупить вину ради общего спокойствия.

Контраст с русским менталитетом

Именно здесь кроется главное непонимание для русского зрителя.

· Правда выше спокойствия. Для нас «правда» часто дороже сиюминутного мира. Признать несуществующую вину — признак слабости или лицемерия.

Чуть ли не в каждой дораме герой крепко душит свою возлюбленную... Непременно до синяков...
Чуть ли не в каждой дораме герой крепко душит свою возлюбленную... Непременно до синяков...

· Культ стойкости. Русская культура ценит бунтарство и стойкость перед несправедливостью. Готовность принять наказание без борьбы, а уж тем более просить его, кажется абсурдной.

· Прямота и искренность. Нам чужды многоступенчатые ритуалы извинений. Они могут восприниматься как неискренний театр. «Просто скажи, что виноват!» — вот типичная реакция.

Дорама Светлый пепел Луны... Покорно муж стоит на коленях на морозе — жена велела стоять. И он стоит...
Дорама Светлый пепел Луны... Покорно муж стоит на коленях на морозе — жена велела стоять. И он стоит...

Вывод

Этот феномен — не странность, а культурный код. То, что для нас выглядит как унижение, для героев дорам — акт высшей социальной ответственности и механизм выживания в строго иерархичном обществе.

А вы замечали такие сцены? Что чувствовали при этом?

Дорама «Любовь между феей и дьяволом». Тут сам вынес приговор брату, но... Сам принял на себя его наказание. Абсурд в высшей степени...
Дорама «Любовь между феей и дьяволом». Тут сам вынес приговор брату, но... Сам принял на себя его наказание. Абсурд в высшей степени...

Другими словами, мы очень разные. Это нужно признать. И никому нас просто ни за что отлупить палками не позволим. Более того, даже если есть за что — молча терпеть не привыкли.

Ещё по теме: тут. «Удалось ли дважды войти в одну реку

© 2025, Елена Соловьева. Все права защищены.