Помните старые добрые времена, когда при покупке машины главным вопросом был: «А блок цилиндров чугунный?» Если да — можно было брать почти не глядя. Такой двигатель был как скала: тяжелый, простой, непробиваемый. Он прощал всё — и не самое лучшее масло, и перегревы в пробке, и заправку плохим бензином. С ним можно было запросто проехать 500 тысяч километров, и он бы еще попросил добавки. Но откройте сейчас любой журнал о новинках авторынка — вы этих «чугунков» почти не найдете. Их вытеснил алюминий — легкий, современный, но, скажем прямо, не такой долговечный. Почему же так вышло? Давайте разбираться по-простому.
Все дело в экологии и деньгах
Представьте себе инженера, который получает сверху задание: «Сделайте мотор, который будет меньше дышать». Речь, конечно, о выбросах CO₂. Во всем мире ужесточились экологические нормы, например, те же стандарты «Евро-6» или «Евро-7». Каждый лишний килограмм веса машины — это лишний выброс углекислого газа. А чугунный блок — это очень и очень тяжело. Замена его на алюминиевый — это как снять с машины мешок картошки. Сразу становится легче разгоняться, меньше жжется бензин, и планета, теоретически, дышит легче. Для производителя это самый прямой путь избежать огромных штрафов.
Но одна экология не крутит миром. Вторая сила — это простая экономика. Оказалось, что делать алюминиевые моторы в наше время — дешевле. Сам процесс литья проще и быстрее, требует меньше энергии. Это как если бы вы готовили не на тяжеленной чугунной сковородке, которую надо полчаса разогревать, а на современной легкой с антипригарным покрытием. Удобнее и экономнее. А когда ты выпускаешь миллионы машин, даже экономия в пару долларов на каждой превращается в огромные деньги.
И тут начинается цепная реакция. Легкий мотор — это не только про сам мотор. С ним можно сделать полегче и подвеску, и тормоза, и даже некоторые детали кузова. Получается двойная экономия: машина в целом становится легче, а значит, еще экономичнее и еще дешевле в производстве. В такой гонке тяжелому и надежному чугуну просто не осталось места.
Что мы получили взамен? Технический компромисс
Справедливости ради, алюминий — не однозначное зло. У него есть и огромные плюсы. Например, он очень хорошо проводит тепло. Что это значит на практике? Зимой такой двигатель прогревается в два раза быстрее. Садишься в машину, завел — и уже через пару минут в салон начинает поступать тепло. Это не только комфорт, но и меньше износ при холодном запуске. Кроме того, инженеры могут настроить такой мотор на большую мощность и эффективность. В идеальных условиях он и правда лучше.
Но за все надо платить. Главная слабость алюминия — он мягкий. Чтобы стенки цилиндров не стерлись от поршневых колец, в блок вставляют специальные твердые вставки — гильзы. И вот тут-то и кроется «ахиллесова пята». Если чугунный мотор мог пережить легкий перегрев, то для алюминиевого это часто смертный приговор. Достаточно один раз серьезно перегреться — и геометрия блока нарушается, гильзы могут сместиться, и начинаются большие проблемы: уходит антифриз, появляется знаменитая «эмульсия» под крышкой маслозаливной горловины. Капремонт не за горами.
Вот и выходит, что современный мотор — это высокоточный инструмент, а не грубая кувалда, как раньше. Его ресурс теперь сильно зависит от того, как ты за ним ухаживаешь: вовремя меняешь хорошее масло и антифриз, следишь, чтобы не перегревался. Надежность перестала быть данностью. Она стала результатом идеального ухода.
Это бизнес: почему машины теперь не делают «на века»?
Есть и неудобный вопрос: а не выгодно ли производителям, чтобы машина не служила слишком долго? Звучит как теория заговора, но доля правды тут есть. Крупному автогиганту нужны не разовые продажи, а постоянный поток денег. А он идет не только от продажи новых машин, но и от запчастей, сервиса, программного обеспечения. Если двигатель будет бегать полмиллиона километров без серьезного ремонта, производитель потеряет кучу денег на замене запчастей. А так — отъездил гарантию, и здравствуй, плановый капремонт или новая машина.
Но винить во всем только жадность — тоже неправильно. Современный автомобиль — это не просто кусок железа. Это сложнейший компьютер на колесах. Чтобы он был экономичным, мощным и безопасным, все его системы должны работать на грани возможного. Сделать такую ювелирную систему еще и «неубиваемой» — нереально дорого. Да и большинству покупателей сегодня это не нужно. Люди чаще меняют машины, чем раньше, и хотят не вечную службу, а комфорт, низкий расход и современные технологии.
Поэтому, кстати, на наших просторах чугунные моторы до сих пор в ходу. Посмотрите на некоторые УАЗы или китайские пикапы для суровых условий. Им надежность важнее, чем лишние 10% экономии топлива. Но для глобального рынка выбор сделан. Автопром пошел по пути легкости, эффективности и технологичности. А за это, увы, пришлось заплатить той самой легендарной надежностью, которую мы помним по старым двигателям.