Найти в Дзене

Завод и город: неразрывная связь. Как живут районные центры Ленобласти

Градообразующие предприятия районных центров Ленинградской области — это особая тема, уходящая корнями в советскую эпоху плановой экономики. В то время завод или комбинат был не просто работодателем. Он был отцом-основателем, спонсором, досуговым центром и главным смыслом существования целого города. Прогуливаясь по тихим улицам Тихвина, Пикалево или Соснового Бора, мы редко задумываемся, что ритм жизни здесь долгие десятилетия задавался гудком на проходной одного, реже двух-трех промышленных гигантов. Давайте разберемся, что же это за предприятия, как они появились и, главное, что с ними происходит сейчас, в эпоху экономических турбулентностей. Для начала стоит понять масштаб явления. В советское время в малых и средних городах Ленобласти на таких заводах могло быть занято до 70-80% всего трудоспособного населения. Завод строил для своих работников жилье, содержал детские сады, профилактории, дворцы культуры и стадионы. Город был, по сути, продолжением предприятия. Возьмем, к пример

Градообразующие предприятия районных центров Ленинградской области — это особая тема, уходящая корнями в советскую эпоху плановой экономики. В то время завод или комбинат был не просто работодателем.

Он был отцом-основателем, спонсором, досуговым центром и главным смыслом существования целого города. Прогуливаясь по тихим улицам Тихвина, Пикалево или Соснового Бора, мы редко задумываемся, что ритм жизни здесь долгие десятилетия задавался гудком на проходной одного, реже двух-трех промышленных гигантов.

Давайте разберемся, что же это за предприятия, как они появились и, главное, что с ними происходит сейчас, в эпоху экономических турбулентностей. Для начала стоит понять масштаб явления.

Были заводы, а теперь разруха. фото автора
Были заводы, а теперь разруха. фото автора

В советское время в малых и средних городах Ленобласти на таких заводах могло быть занято до 70-80% всего трудоспособного населения. Завод строил для своих работников жилье, содержал детские сады, профилактории, дворцы культуры и стадионы. Город был, по сути, продолжением предприятия.

Возьмем, к примеру, Тихвин. Здесь расположено два крупных промышленных объекта, сформировавших город. Первый — Тихвинский вагоностроительный завод. Его история началась в 1946 году, когда на базе эвакуированного оборудования был создан механический завод.

Расцвет пришелся на 1960-е годы, когда предприятие стало специализироваться на производстве вагонов-хопперов для перевозки цемента и минеральных удобрений.

В лучшие годы на заводе трудилось более 6 тысяч человек при общем населении Тихвина около 70 тысяч.

То есть, практически каждый второй взрослый житель был так или иначе связан с вагонкой. Второй гигант — Тихвинский ферросплавный завод, построенный в конце 1970-х. Он давал работу еще нескольким тысячам тихвинцев.

Сегодня картина изменилась. Тихвинский вагоностроительный завод, пережив череду кризисов и смену собственников, остается крупным работодателем, но количество занятых сократилось. По последним данным, на нем работает около 3-4 тысяч человек.

Соотношение занятых к населению города, которое сейчас составляет примерно 58 тысяч человек, уже не столь впечатляюще, но все равно остается высоким для района. Завод по прежнему в строю, он модернизируется и ищет новые рынки сбыта.

-2

Другой, более драматичный пример — город Пикалево. Это хрестоматийный случай моногорода, где три предприятия — глиноземный, цементный и совмещенный производством глинозема и цемента — были тесно связаны технологической цепочкой.

Пикалевский глиноземный завод был пущен в 1959 году и стал градообразующим стержнем. Вместе с другими заводами он обеспечивал работой подавляющее большинство жителей Пикалево, население которого в пик развития достигало 25 тысяч человек. Кризис 2000-х годов едва не поставил крест на городе.

Разрыв технологической цепочки и остановка производств привели к знаменитому «Пикалевскому кризису» 2008-2009 годов, когда работники перекрыли федеральную трассу, требуя возобновить работу и выплатить долги по зарплате. Этот случай стал символом беды всех российских моногородов.

Сейчас ситуация в Пикалево стабилизировалась, но прежнего могущества уже нет. Производства работают, но количество jobs существенно сократилось. Население города за последние десятилетия уменьшилось до 20 тысяч человек. История Пикалево наглядно показывает, как кризис градообразующего предприятия напрямую бьет по благосостоянию города: сокращаются налоговые отчисления в бюджет, люди теряют работу и уезжают, пустеют детские сады, падает доход малого бизнеса, который обслуживал работников и их семьи.

А вот пример успешной адаптации и даже развития — Сосновый Бор. Хотя этот город ассоциируется в первую очередь с Ленинградской атомной станцией, которая, бесспорно, является главным энергетическим и экономическим гигантом, здесь есть и другое важное предприятие — Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова.

НИТИ был создан в 1960-х как научная база для обслуживания и развития атомной энергетики. Он не только предоставляет высококвалифицированные рабочие места для инженеров и ученых, но и задает интеллектуальный тон всему городу.

В связке с ЛАЭС эти предприятия обеспечивают занятость для значительной части 68-тысячного населения Соснового Бора. Это редкий для области случай города с высокой долей наукоемкой промышленности и стабильной перспективой.

Если же говорить о статистике в целом по области, то данные аналитических отчетов рисуют сложную картину. В ряде малых городов, таких как Бокситогорск, Сланцы, Волхов, доля занятых на градообразующих предприятиях хоть и снизилась с советских времен, но все еще колеблется от 15% до 30%. Это значит, что каждый третий-пятый работающий житель все еще ходит на один и тот же завод.

-3

Такая концентрация создает уязвимость. Экономический кризис, санкционное давление, проблемы с логистикой или сырьем — и предприятие вынуждено сокращать производство или персонал. Удар по заводу мгновенно отзывается эхом во всем городе: падают доходы местного бюджета, сокращается покупательская способность, пустеют прилавки местных магазинов, растет социальная напряженность.

Что же происходит сейчас? Многие предприятия Ленобласти пытаются найти свой путь в новых реалиях. Одни, как тихвинские вагоностроители, активно ищут ниши для импортозамещения. Другие, увы, не выдерживают конкуренции и закрываются, оставляя города без жизненной опоры. Третьи, как в Сосновом Бору, связаны с государственными программами в области энергетики и оборонки, что дает им определенную стабильность.

Кризис градообразующих предприятий — это не просто история про закрытие заводов. Это история про судьбы малых городов. Когда умирает завод, город теряет не только рабочие места. Он теряет часть своей идентичности, свою душу.

Молодежь, не видя перспектив, уезжает в крупные агломерации — в Санкт-Петербург или Москву. Город стареет и медленно пустеет. Власти пытаются решать проблему, развивая малый бизнес и туризм, но заменить тысячи высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности сферой услуг в небольшом районном центре — задача архисложная.

Таким образом, градообразующие предприятия Ленинградской области сегодня находятся на перепутье. Они больше не являются тотальными монополистами городской жизни, как раньше, но их роль по прежнему огромна. Их будущее — это будущее десятков тысяч людей и целых городов.

От того, смогут ли они адаптироваться, найти новые рынки и пережить череду кризисов, зависит, останутся ли эти города жить или постепенно превратятся в тихие, депрессивные тени своего промышленного прошлого.

Если вам интересна история родного края, судьбы российских городов и заводов, подписывайтесь на наш канал. Поставьте лайк этой статье, если она была вам полезна, и обязательно поделитесь своим мнением в комментариях. А какие градообразующие предприятия есть в вашем городе? Как они живут сегодня? (Кузьма Никитин, lenpanorama.ru)

Наш блог независим от властей и корпораций. Если вы цените объективную аналитику и хотите, чтобы мы и дальше писали на подобные темы, пожалуйста, поддержите нас донатом. Любая сумма поможет работе проекта.

градообразующие предприятия Ленинградская область моногорода рабочие места Тихвин Пикалево Сосновый Бор промышленность кризис предприятий занятость районные центры