Редко пишу чисто логопедические статьи, душа у меня лежит все-таки к области речевого мышления, но эту статью меня попросили написать. Постараюсь сделать ее интересной как для мам очень сложных деток, так и для мам деток здоровых без выраженных неврологических проблем. Плюсом хотелось бы сделать ее не чисто педагогической, а все-таки с более глубоким нейропсихологическим уклоном.
Сегодня речь пойдет о произношении. Поговорим о вариации, когда ребенок произносит слово неправильно, а именно меняет буквы местами, переставлять слоги, пропускает слоги и буквы.
Виды подобного нарушения
1) Потеря слога, например слово "молоко" будет звучать как "моко"
2)Нарушения последовательности слогов "дерево" превращается в "деворе"
3)Нарушение и искажение структуры самого слова, чаще всего это происходит на стыке согласных слово "свет"-звучит как "сет"
4) Уподобление "умирка" вместо слова "зефирка"
5) Персеверации повторение отдельных слогов "коророва"-вместо "корова",
6) Антиципации предвкушение звуков которых в слове нет "нананас" вместо "ананас"
7) Контаминации или смешения слов например "Малюб"-"мамочка любимая"
8) Так же от себя отдельно выделю скандированный тип произнесения слова, часто здесь основной проблемой становятся паузы между слогами, речь рубленная, обрывистая, слова произносятся с большим трудом.
А теперь рассмотрим когда подобное произношение можно считать нормой?
В 3 года ребенок должен научиться четко произносить простые слова из 2х открытых слогов (ВО-ДА, СО-ДА, И-ВА, ВА-ТА) добавлю, что звуки все так же появляются у ребенка в процессе онтогенеза, в 3 года шипящие и свистящие, а особенно звуки верхнего подъема будут вставать у ребенка в период от 3х до 5 лет.
В 4-5 лет ребенок должен научиться четко воспроизводить слоговую структуру слова из 4-5 открытых слогов, так же в речи должны четко звучать слова со стечением согласных в разных частях слова (СО-ЛО-ВЕЙ, КУК-ЛА, КУ-ЛИ-ЧИК, ПРО-СТОК-ВА-ША)
Считается, что в возрасте 5 лет у ренка по онтогенезу должны встать все звуки в речи и соответственно полностью выровняться слоговая структура слова. Однако это происходит не всегда. Теперь разберем группы патологий, приводящих, к описанным выше нарушениям.
Первою группу назовем нарушениями слухового восприятия. "Как слышу так и говорю". К сожалению, небольшие проблемы в области расшифровки информации полученной от височной зоны присутствуют в речи и у вполне здоровых детей. Часто в последствии это отражается в ошибках на письме например слово "фуба" вместо шубы. Как проверить данное нарушение? Часто деток в возрасте 5 лет начинают обучать чтению. Обычно данные нарушения очень ярко проявляются при просьбе составить буквенный каркас слова. Тренировка и исправление данной проблемы доступно практическим всем логопедам педагогам. Самый простой пример коррекции подобных нарушений игра "найди место звука в слове". Определи на слух два похожих слова "сук"и "луг", например, или слова "Маша" и "Каша".
Второй большой пласт дающий нам подобные нарушения-это произносительный пласт мышечных, тонусовых патологий. От самых простых нарушений "дислалии" до самых сложных "выраженной моторной дизартрии". Здесь требуется два вида коррекции: логопедический массаж и ручная постановка и отработка отдельных звуков. Важный момент-это систематизация произнесения звуков. Их мало просто поставить, важно отточить и закрепить произнесение в разных позициях.
Ну вот мы разобрали простую область классической педагогической логопедии произнесения искаженной структуры слова, а теперь перейдем к более глубоким и структурным нарушениям, близким к моей деятельности.
Нарушения слоговой структуры сформировавшиеся на фоне афферентной и эфферентной формы нейропатологии мышления. В первом случае мы получаем полный пропуск части слогов, иногда ребенок с данной формой может на старте патологии называть слово одним звуком, обычно это гласный звук, затем при более пристальной и эффективной работе с переключением мы получаем 1 слог чато первый или последний. Если упростить медицинскую терминологию, то смысл данной патологии в сложности удержания кинетической позы для произношения звука, сложности в переключении данных поз. На запуске при афферентной форме, самой глубокой и грубой иногда приходится ставить речевой уклад для произнесения звука искусственно, руками логопеда. Обычно афферентная форма часто выходит в скандированную, рубленую, ломаную речь произносимую по слогам, а иной раз по звукам.
Эфферентная форма, когда она не сочетается а афферентной выглядит более мягко. Именно она дает нам слоговое повторение и зависание. МО-ЛО-ЛО-КО, ША-Ш-ША-КА. Важный момент, речь идет не о заикании. Такие дети могут сливать слоги достаточно плавно, но объем слова резко увеличивается. Тоже можно наблюдать и на письме, часто такие дети имеют дискографию с увеличением элементов буквы т или ш. Как корректировать данный недуг?
Добавлю, что у детей нарушение произношения чаще всего комплексное. То есть при наличии грубой афферентной формы постановки уклада придется постепенно выводить ее и в область моторного переключения эфферентную форму.
Афферентная форма требует увеличение моторной нагрузки на произносительную функцию. То есть более частого моторного переключения. Стараемся проговаривать слово полностью в разрезе возрастной слоговой структуры. К сожалению чаще всего у таких деток в комплексе с диспраксией наблюдается еще и проблемы с дизартрией, особенно если речь идет о детях с ДЦП. Таким детям помимо работы над произнесением и переключением требуется еще и работа с мышцами речевого аппарата по восстановлению моторики движения языка. Иногда сопутствующие нарушения достаточно грубые и задействуют задний отдел языка, в разрезе остатка бульбарного и псевдобульбарного синдрома. Тут уж кому как больше нравится называть это нарушения дизартрией задних отделов или остаточной дисфагией.
Начинаем работу всегда с произнесения гласных с максимально не похожим звучанием и разной артикуляцией. Позднее на каркас из гласных надеваем согласные в рамках последовательности их возникновения в онтогенезе здорового ребенка. При дизартрии бывает так, что сложные звуки встают вперед легких, это тоже стоит учитывать в работе и подходить к ребенку индивидуально.
Тренировка процесса подачи информации на моторную зону переключения хороша в произносимой последовательности цепочки слогов (МА-МО-МЕ-МУ-МЫ-МИ-МЯ-МЁ-МЮ, ПА-ПО-ПЕ-ПУ-ПЫ-ПИ-ПЯ-ПЁ-ПЮ) На оттачивание каждой группы слогов требуется несколько дней, добавлю что на старте при начале упорной работы часто наблюдается подмена артикуляции. Поставили п, отточили, все вроде встало, начали ставить б -п ушло. Это нормально для данного периода, мозгу сложно зафиксировать и удержать речевой уклад.
Эфферентная форма требует увеличения внимания ребенка к произносимому. Отстукиваем слово по слогам, разбираем слово на звуки и буквы, учимся считать крючки у повторяющихся слогов в слове.
Закрепление произносимого по средством автоматизированной речи: порядкового счета, рассказа стихов.
Добавлю от себя. На мою практику я встречала очень разных деток с моторными нарушениями. И обычно они имели именно сочетательную патологию тонусовых проблем с проблемой подачи информации на кинетическую зону воспроизведения. То есть сочетали нарушения в работе мышц с проблемой замедленного формирования и воспроизведения каркаса слова.
Из практики видела 2 вида прорывов в данном вопросе.
1 Вый вариант был связан с остатком бульбарного синдрома (именно низкого тонуса корня языка, который визуально выглядел как высокий из-за нарушения очистки ротовой полости и скопления слизи под корнем языка) К сожалению, это очень частая ошибка, наблюдаемая даже в учебниках по диагностике дизартрии. После коррекции данного момента моторное переключение резко улучшилось.
2 Второй вариант наблюдала у уже взрослого мальчика. Он пришел на прием с бабушкой и дедушкой. Мальчик уже подросток 14 лет. К сожалению, у ребенка достаточно серьезная форма умственного отставания. Мы начали работать в разрезе увеличения словаря и запуска понимания речи, то есть работа не велась напрямую на формирование моторного переключения, хотя данная проблема в том числе наблюдалась у этого мальчика. Но уже буквально через 2 недели занятий первое, что отметила бабушка-это большую свободу в речевом произнесении, речевую активность и улучшение плавности речи. Тут я считаю сработала система улучшения поступления информации от мозга на кинетическую зону. Именно поэтому я пришла к выводу, что такие проблемы необходимо восстанавливать комплексно не только с уровня развития тонуса речевого аппарата, но и в разрезе процесса мышления в целом.
Ну и третий вариант вишенка на нашем сегодняшнем торте-это проблемы замены букв и искажения с добавлением новых звуков, слияния слов воедино, упрощения речевой конструкции методом слияния 2х слов воедино. Наша старая, добрая классическая комбинаторика речи. Комбинаторика речи отвечает за сбор звуков в слог, а слогов в слово, объединение произносимого слова с его семантическим значением. Проще говоря она сводит воедино кусочную информацию и формирует целостный объем слова как частицы мыслительной функции. Чаще всего комбинаторика проседает на стыке произнесения двух согласных звуков. Так же может проседать на стыке семантического объединения исковерканного слова с его правильным звучанием когда у ребенка куськи- это соски, при этом он прекрасно понимает слово сосиски, и может говорить, но вот такая стойкая семантическая подмена у него состоялась и зафиксировалась Или вариант преобразования "Что ли" в "Че ли". Вариантов работы несколько: обращение внимание ребенка на произносимую ошибку, разбор звучащей конструкции по буквам, по слогам, просьба написать или собрать из кубиков нарушенное слово или словосочетание, проговорить и произносить его четко и без нарушений. Оттачивать и отрабатывать примерно так же как мы отрабатываем произнесение звука, но в данном случае это делается в контексте. Мама просила купить сосисок, мы дали собаке вкусную сосиску. Тут можно играть с грамматикой слова это поможет зафиксировать мышлению его каркас.
У здоровых детей словотворчество с искажением произносительных форм уходит в возрасте до 5 лет и они адаптируются к принятым обществом словесным конструкциям. Иногда под влиянием изменяющегося ритма жизни какие-то слова упрощаются и входят в речь массово, видоизменяя сам язык, но этот процесс длителен. Мозг адаптируется к окружающему пространству. Буквально недавно одна из педагогов на соседней ветке писала о массовом упрощении речи школьниками- вот вам пример живого и подвижного языка в духе ритмов времени.
А Вы сталкивались с подобными нарушениями, что для Вас оказалось наиболее эффективным в коррекции?
Выражаю благодарность, всем, кто проспонсировал канал. В данный момент в нем идет сбор средств на мое обучение клинической психологии. У меня есть квалификация клинического логопеда. но она все-таки ближе к области неврологии, а мне бы хотелось плотнее погрузиться в психиатрию.
Еще на меня можно подписаться в других соцсетях.
ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups
Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova
МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.